Как бы Вы определили сущность и роль политической власти в обществе?

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Императора Александра I

Кафедра «Философия, политология и социология»

«Политология»

Выполнил:Богатова Н.А.

Уч.шифр:13-УППц-308

Проверил:

Г.Санкт-Петербург

2015 год

Оглавление

6.1 Как бы Вы определили сущность и роль политической власти в обществе? 3

9.18 "Общественный договор" как одна из теорий возникновения государства 4

13.19 Диалектика политической психологии и политического сознания. 6

16.11 Функции политической культуры.. 9

17.16 Понятие "индекса политического риска" и его составляющие. 10

Список литературы.. 14

Как бы Вы определили сущность и роль политической власти в обществе?

Политическая власть - это способность и возможность осуществлять определяющее влияние на политическую деятельность и политическое поведение людей и их объединений с помощью политических средств (права, авторитета, воли, правомочного использования принуждения и т.д.).

Политическая власть структурируется по разным основаниям, в результате чего выделяются конкретные ее виды.

В первую очередь, это власть политико-государственная и политико-негосударственная (власть политических партий, общественно-политических организаций и движений, власть органов местного самоуправления и т.д.).

Во-вторых, каждый из институтов политической власти внутренне расчленяется на отдельные свои составляющие, элементы. Так, государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.

В-третьих, выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный. В целом политическая власть сводит воедино интересы всех людей данного общества в интегральное системное качество.

Основными характерными признаками политической власти являются:

- легальность использования силы;

- верховенство, обязательность ее решений для всех граждан;

- публичность, то есть всеобщность, и безличность, что является проявлением усезагальної свободы;

- моноцентричность и иерархичность центров принятия решений;

- многообразие ресурсов и методов осуществления власти (от насилия, принуждения, наказания к поощрения и убеждения, от контроля и управления к соперничества и сотрудничества);

- легальность власти как оправдание применения силы и ограничение свободы, когда граждане определяют правомерность существующего политического порядка.

Социальная роль политической власти полнее раскрывается через ее функции, включающие в себя:

- формирование политической системы и политических отношений общества;

- управление делами общества и государства на различных уровнях;

- руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами;

- контроль политических и других отношений и в конечном итоге создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и государственного устройства (монархического, республиканского), открытого или закрытого, отделенного от государства (автократического) общества, присущей данной государстве политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик.

9.18 "Общественный договор" как одна из теорий возникновения государства

В первые понятие «Общественный договор» (буквальный перевод термина «социальный контракт») появилось в трудах философов Томаса Гоббса (XVII в.) и Жан-Жака Руссо (XVIII в). Именно после книги Руссо «Об общественном договоре» (1762) это понятие стало популярным в европейской политике и социальной науке.

Общественный договор (социальный контракт) - социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.

Теория общественного договора сформировала главный принцип в важной исторической идее, что легитимный (от лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный) - согласие народа с властью) государственный орган должен быть получен из согласия управляемых. Исходное положение для большинства этих теорий - эвристическое (др.-греч. ευρίσκω «отыскиваю», «открываю») - наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов) исследование условий человеческого существования, отсутствующих в любом организованном общественном строе, которые обычно называют «естественным состоянием». В этих условиях действия человека связаны только с его личной властью, ограниченной совестью, и без противодействия. Из этого общепринятого исходного положения различные сторонники теории общественного договора по-разному пытаются объяснить, почему в разумном личном интересе человека добровольно отказаться от свободы, которой каждый обладает в естественном состоянии, чтобы получить преимущества политического порядка.

Жан - Жак Руссо (1712 - 1778 гг.) в произведении «Общественный договор» писал, что государство возникает на основе общественного договора между людьми. «Естественные» индивиды становятся «моральными», взяв на себя обязанность, соблюдать законы, моральные понятия и каждый, передавая в общее достояние свою личность, превращается в нераздельную часть целого. Условием договора служит социальное равенство. Руссо отвергает неравномерное распределение частной собственности, считая частную собственность не естественным правом. Именно на основании этого вывода устанавливается в конце ХУ111 века во Франции якобинская диктатура. В противоположность либеральной идее компромисса интересов, Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как власти, направляемой общей волей.

Люди от природы обладают неотъемлемыми естественными правами – на свободу, на имущество, на достижение своих личных целей и т.п. Но неограниченное пользование этими правами ведет либо к «войне всех против всех», то есть к социальному хаосу; либо же к установлению такого социального порядка, при котором одни жестоко и несправедливо угнетают других, что, в свою очередь, порождает социальный взрыв и опять-таки хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от части своих естественных прав и передали их государству, которое – под контролем народа – будет гарантировать законность, порядок и справедливость.

Человек теряет свою естественную свободу («что хочу, то и ворочу»), но приобретает гражданскую свободу (свободу слова, право голоса на выборах, возможность объединяться в союзы). Человек теряет естественное право добывать себе имущество (хватать все, что плохо лежит, отнимать у слабого), но приобретает право собственности, это и есть основа «общественного договора».

Сейчас для достижения социального порядка, устраивающего всех или хотя бы большинство, нужны эффективные механизмы согласования интересов отдельных людей и общественных институтов.

Наши рекомендации