Темы семинарских занятий
Актюбинский региональный государственный университет
Имени К. Жубанова
Кафедра «Социально-политических дисциплин»
Силлабус
ДисциплинаПолитология ( 2 кредита)
СпециальностьАФ-2, АО-2, ПД-2, ВТиПО-3.
Курс _1,2_
Преподаватель Нурпеисова Б.С.
Учебный год
Актюбинский региональный государственный университет
Им. К. Жубанова
Силлабус
Дисциплина Политология ( 2 кредита )
место и время проведения занятий | Место и время проведения СРСП | преподаватель Ф.И.О. | конт. тел email |
Согласно расписанию | По графику | Нурпеисова Б.С. | polit412 @mail.ru |
Описание изучаемой дисциплины:
Курс предназначен для студентов всех специальностей АРГУ им. К. Жубанова. Дисциплина будет изучаться в 1,2 семестрах продолжительностью 15 недель. Общая трудоемкость дисциплины 90 часов, из них 30 часов отведено на занятия в аудитории и часов 60 ч.– на самостоятельную работу студентов.
Цели и задачи дисциплины:
« Политология» направлена на формирование у студентов основ современного политологического знания на базе изучения новейших достижений политической науки и обобщения мирового и отечественного опыта в политической сфере жизнедеятельности общества, научить их принципам политического анализа, умению самостоятельно ориентироваться в сложном мире политических явлений и процессов; сформировать у студентов научные основы политического сознания и демократической политической культуры; развить у студентов научный стиль мышления, навыки политологического анализа складывающихся политических ситуаций, прогнозирования политических процессов, умение вести дискуссии, диалоги, споры на политические темы, воспитание критического подхода к изучаемым книгам и статьям. Помочь студентам освоить ценности и позитивную практику мирового политического опыта, проблемы ее актуализации применительно к возможным вариантам использования для развития демократического политического процесса в Казахстане.
Краткое содержание дисциплины:
После изучения курса студент должен
иметь представление
-о сущности, возможностях, границах, перспективах и основных видах политики, политических процессов и политических отношений;
знать и уметь использовать
-уметь анализировать и раскрывать сущность политических процессов, происходящих в обществе и роль политических партий в РК;
иметь навыки
-формирование у студентов умений и навыков логического мышления, развитие умений самостоятельного подбора литературы для научной работы, воспитание критического подхода к изучаемым книгам и статьям.
ПРЕРЕКВИЗИТЫ КУРСА:
Для успешного усвоения курса «Политология» необходимо знакомство с дисциплинами, такими как: всеобщая история, экономическая теория, социология, культурология, основы государства и права, психология.
ПОСТРЕКВИЗИТЫ КУРСА:
Курс политологии предусматривает изучение всех процессов координации, саморегулирования внутренних и внешних явлений общества через политические институты (государство, политические партии, общественные организации и др.).
Знания и навыки, приобретенные в изучении данной дисциплины, должны найти дальнейшее применение и развитие при изучении других дисциплин.
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ:
Текущая оценка: в течение этого курса в качестве оценочной стратегии будут использоваться следующие методы оценки: письменные контрольные работы, домашние задания ( письменные задания, составление таблиц, конспекты), устный опрос, тестовые задания, исследовательская работа (проекты, презентации), реферат, эссе и т.п.
Рубежный контроль (контрольная работа): контрольная работа содержит задания по изученным разделам программы курса.
Индивидуальная самостоятельная работа: учитывается индивидуальное выполнение заданий на семинарах, домашних заданий, творческих заданий по темам курса, выполнение рефератов, использование научных источников, анализ ситуаций, газетных сообщений.
Домашние задания: домашние задания обязательны для выполнения и принимаются на СРСП для всех групп по расписанию. За домашние задания, сданные после установленного срока, снижаются баллы.
Коллоквиум: проводится два раза в семестр в форме письменного или устного опроса по пройденному материалу программы.
Рубежные контрольные тесты: тесты, содержащие 30 вопросов, проводятся два раза в семестр, на 7 и 15 неделе.
Итоговый экзамен: итоговый экзамен проводится в конце семестра. Дата экзамена будет представлена расписанием деканата. Экзамен будет проводиться в форме компьютерного тестирования. Тесты включают задания по всем разделам программы курса. На экзамене запрещено пользоваться конспектами лекций, книгами, любыми записями. Каких-либо дополнительных заданий для повышения оценки, если она будет низкой, не будет. Студент, не соблюдающий политику проведения экзамена, будет отстранен от сдачи экзамена и считаться не сдавшим экзамен.
Заключительная оценка: в конце семестра студенты сдают экзамены по дисциплинам, оценивающийся в 100 баллов (40 %).
Тематический план дисциплины по модулям:
№ п/п | Название модуля. | Лекции (час) | Практ. занятия (час) | СРС (час) |
Модуль I. Политология как наука. Основные этапы становления и развития политической науки | ||||
Модуль II. Теория власти. Политическая система общества. Субъекты политических действий. | ||||
Модуль III. Институциональные основы политики. Модернизация общества. Политическая деятельность общества. | ||||
Модуль IV. Мировая политика и международные отношения. | ||||
Итого: |
Темы лекций:
Неделя | часы | |
Модуль I. Политология как наука. Основные этапы становления и развития политической науки | ||
Политология как наука и учебная дисциплина | ||
Основные этапы развития политического знания в истории цивилизации. | ||
Политика в структуре общественной жизни. | ||
Модуль II. Теория власти. Политическая система общества. Субъекты политических действий. | ||
Власть как политический феномен. | ||
Субъекты политики. | ||
Политические системы современности. Политические режимы. | ||
Выборы и избирательные системы. | ||
Модуль III. Институциональные основы политики. Модернизация общества. Политическая деятельность общества. | ||
Государство и гражданское общество. | ||
Политические партии и партийные системы, общественно-политические движения и организации. | ||
Политическое развитие и модернизация. | ||
Конфликтные и кризисные ситуации в политике | ||
Политическая культура и политическая идеология. | ||
Модуль IV. Мировая политика и международные отношения. | ||
1. | Мировая политика и современные международные отношения | |
2. | Суверенный Казахстан в системе международных отношений. Основные приоритеты внешней политики РК. | |
3. | Стратегия развития Казахстана до 2050г. |
Темы семинарских занятий.
Неделя | часы | |
Модуль I. Политология как наука. Основные этапы становления и развития политической науки | ||
Политология как наука и учебная дисциплина | ||
Основные этапы развития политического знания в истории цивилизации. | ||
Политика в структуре общественной жизни. | ||
Модуль II. Теория власти. Политическая система общества. Субъекты политических действий. | ||
Власть как политический феномен. | ||
Субъекты политики. | ||
Политические системы современности. Политические режимы. | ||
Выборы и избирательные системы. | ||
Модуль III. Институциональные основы политики. Модернизация общества. Политическая деятельность общества. | ||
Государство и гражданское общество. | ||
Политические партии и партийные системы, общественно-политические движения и организации. | ||
Политическое развитие и модернизация. | ||
Конфликтные и кризисные ситуации в политике | ||
Политическая культура и политическая идеология. | ||
Модуль IV. Мировая политика и международные отношения. | ||
1. | Мировая политика и современные международные отношения | |
2. | Суверенный Казахстан в системе международных отношений. Основные приоритеты внешней политики РК. | |
3. | Стратегия развития Казахстана до 2050г. |
Задания для СРС:
Контрольная работа.
Вариант 1. Предмет политологии
1. Предмет, структура, методы и функции политологии.
2. Становление и развитие политологии.
3. Возрастание роли политических знаний в современных условиях.
Вариант2. Политика как общественное явление
1. Понятие и сущность политики.
2. Субъекты и объекты политических отношений.
3. Взаимосвязь политики и экономики. Политика и мораль.
Вариант 3. Политическая власть
1. Сущность политической власти.
2. Структура политической власти, механизм ее осуществления и социальные функции.
3. Политические элиты.
Вариант 4. Политическая система общества и политические режимы.
1. Политическая система общества: понятие, структура, механизм функционирования.
2. Основные политические системы современности.
3. Особенности становления и эволюции политической системы Казахстана.
Вариант 5. Гражданское общество и правовое государство
1. Гражданское общество: сущность, диалектика взаимоотношений с государством.
2. Правовое государство и его основные принципы.
Вариант 6. Политические партии и общественные организации .Выборы и избирательные системы.
1. Политические партии: понятие, функции.
2. Партийные системы, уклады и коалиции.
3. Избирательные системы: типы.
Вариант 7. Политическая модернизация казахстанского общества.
1. Пути модернизации казахстанского общества.
2. Политическое развитие общества.
Вариант 8. Кризисные и конфликтные ситуации в политике.
1. Кризисы политического развития общества.
2. Ислам в Казахстане.
3. Религиозный экстремизм.
Вариант 9. Политическая культура и политическая социализация .
1. Сущность политической культуры.
2. Факторы, определяющие характер политической
культуры общества. .
3. Структура и типология политической культуры.
4. Становление политической культуры казахстанского общества.
Вариант 10. Политическое лидерство
1. Проблема политического лидерства в истории мировой политической мысли. .
2. Сущность и природа политического лидерства.
3. Типология политического лидерства.
4. Политическая элита Казахстана: становление, особенности.
Вариант 11. Политическая идеология
1. Сущность и содержание политической идеологии.
2. Структура политической идеологии.
3. Проблемы политической идеологии на современном этапе.
4. Формирование национальной идеологии Казахстана.
Вариант 12. Международные отношения
1. Международные отношения: сущность, классификация, основные субъекты..
2. Современное состояние мирового политического процесса.
Вариант 13. Геополитические процессы в современном мире
1. Понятие геополитики.
2. Становление геополитики как науки.
З. Геополитическое положение Казахстана.
Вариант 14. Казахстан в системе международных отношений.
1. Основные приоритеты внешней политики Казахстана.
2. Казахстан и международные организации.
Вариант 15. Стратегия развития Казахстана до 2050г.
1. Глобальные вызовы 21 века.
2. Основные приоритеты развития Казахстана до 2050 года.
Ситуационные задачи.
Вариант-1.
1. Какое из утверждений о сущности государства ближе к истине:
а) «государственным благом является справедливость», то есть то, что служит общей пользе (Аристотель);
б) «слабый народ — значит, сильное государство, сильное государство — значит, слабый народ. Ослабление народа, следовательно — главная задача государства...» (китайский философ Шан Ян)?
Объясните, чем обусловлено различие в понимании природы государства у античных философов и школы легистов в Китае.
2. Выделите достоинства и недостатки в понимании природы и устройства государства у древнегреческого философа Демокрита (460—370 до н.э.). «Дела государственные надо считать много более важными, чем все прочие; каждый должен стараться, чтобы государство было благоустроено, не добиваясь больших почестей, чем ему приличествует, и не захватывая большей власти, чем это полезно для общего дела. Ибо государство, идущее по верному пути, — величайшая опора. И в этом заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет, все гибнет».
3. В какой мере могут быть полезными для совершенствования деятельности современных государств следующие утверждения:
а) «Люди объединяются затем, чтобы хорошо жить вместе, чего не может достичь никто, живя в одиночестве; но благая жизнь следует добродетели, ибо добродетельная жизнь есть цель человеческого объединения... Но жить, следуя добродетели, не является конечной целью объединенного множества, цель — посредством добродетельной жизни достичь небесного блаженства... Привести к этой цели — назначение не земной, а божественной власти» (Фома Аквинский);
б) «Во всех положениях и состояниях лучшее средство против силы произвола — это противодействовать ей силой же. Применение силы без полномочий всегда ставит того, кто ее применяет, в состояние войны как агрессора и дает право поступать с ним соответствующим образом» (Дж. Локк)?
Аргументируйте свой ответ.
5. В чем, на ваш взгляд, различия в определении природы государства у И. Бентама и немецкого философа И. Канта:
а) цель государства — удовлетворение разнообразных интересов личности. «Интересы отдельных лиц — суть единственно реальные интересы. Заботьтесь об отдельных личностях. Не притесняйте их, не позволяйте другим притеснять их, и вы достаточно сделали для общества» (И. Бентам);
б) «Человек есть животное, которое, живя среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он как разумное существо желает иметь закон, который определил бы границы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение. Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его собственную волю и заставил его подчиняться общепризнанной воле, при которой каждый может пользоваться свободой» (И. Кант)?
Вариант-2.
1. Сравните две точки зрения по вопросу о соотношении цели и средств в политике:
а) «Цель оправдывает средства» (Н. Макиавелли);
б) «Цель уходит в отвлеченную даль, средства же остаются непосредственной реальностью... Когда применяют злые, противоположные целям средства, то до цели никогда не доходят, все заменяют средствами и о целях забывают, или они превращаются в чистую риторику... Цель имеет смысл лишь в том случае, если ее начать осуществлять сейчас же, тут» (H.A. Бердяев).
2. Мыслители античности считали, что политическая наука изучает государство. Современные авторы в качестве предмета политологии рассматривают власть. Как вы думаете, чем обусловлены различия в понимании предмета политологии мыслителями прошлого и современными исследователями?
3. Часто политику определяют как искусство возможного. Означает ли это, что политология как наука, изучающая политику, не может дать объективного знания о политических явлениях, поскольку они очень изменчивы, связаны с интересами людей, да и сам политолог как человек имеет пристрастия, симпатии и антипатии, поэтому часто преувеличивает роль одних факторов в политике и недооценивает значение других?
4. Как следует, на ваш взгляд, понимать утверждение: «Сердце государственного человека должно быть у него в голове» (Наполеон)?
5. По замечанию О. Бисмарка, «в политике нельзя составлять план на длительное время «вперед, и слепо следовать в его рамках». Как вы думаете, прав ли был «железный канцлер»? Аргументируйте свой ответ.
Вариант-3.
1. Какое определение власти, на ваш взгляд, ближе к истине: а) «Могущество человека (взятое в общем виде) есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего видимого блага» (Т. Гоббс);
2. Английский социолог М. Янг в 1958 г. в книге «Восход демократий» сформулировал теорию меритократии (от лат. meritus — заслуга, достоинство и греч. kratos — власть). В ней он указывал на то, что правление организованного большинства перерастает в так называемую меритократию, то есть правление с помощью лиц, имеющих особые заслуги и достоинства. Степень социального прогресса, по мнению М. Янга, зависит от меры сочетания власти и интеллекта.
Несколько позже американский социолог Д. Белл отмечал: «Принцип меритократии должен проникнуть в университеты, бизнес, правительство. Общество, которое не имеет своих лучших людей во главе его ведущих институтов, есть социологический и моральный абсурд». Как вы думаете, что лучше — правление большинства или правление с помощью квалифицированных специалистов? Можно ли полагать, что в основе политического руководства современной России лежит принцип меритократии?
3. Г. Моска выявил три способа существования «политического класса»: 1) «увековечение» без обновления; 2) «увековечение» с обновлением; 3) частое обновление. Какой из перечисленных способов можно считать наиболее оптимальным для поступательного развития общества?
4. Немецкий социолог П.Г. Дрейцель ввел понятие «социально-политическая элита», предполагая, что существуют социальная и политическая элита, которые различаются степенью влияния на поступки других людей. Какие из перечисленных ниже групп по содержанию ресурсов и способам влияния входят в социальную элиту, а какие — в политическую:
1) те, кто занимает высшие позиции в группе, организации, институте, которых они достигли в результате: а) продуктивности своих знаний; б) обладания властью или влиянием на процесс принятия решений по сохранению или изменению социальной структуры;
2) те, кто участвует в нормотворчестве;
3) те, кто может быть примером поведения для других;
4) те, кто благодаря своему престижу нормативно определяет поведение людей?
Вариант-4.
1. Какова, по вашему мнению, природа лидерства по Ф. Ницше? Как известно, он делил общество на две части: на лидеров (духовную аристократию) и «недочеловеков». Участь последних — быть ведомыми. Происхождение лидерства двояко. Есть лидеры толпы, лишь выражающие интересы масс, но есть «подлинные герои — сверхчеловеки», презирающие толпу и исключающие возможность воздействия на себя со стороны. «Творческий инстинкт» героев, их стремление обладать властью и определяют смысл человеческой истории. Поэтому власть и способы ее достижения свободны от моральных ограничений, ибо мораль — «оружие слабых». Самореализация лидера и его идей важнее судеб тысяч последователей — «недочеловеков».
2. Многие авторы объясняют сущность лидерства отношениями «лидер — масса», но обращают внимание на различные стороны этого взаимодействия. Выделите факторы, определяющие смысл лидерства, на основе анализа трех утверждений:
а) «... Тот, кто не понимает исконно женский характер масс, никогда не будет хорошим оратором. Спросите себя, что женщина ожидает от мужчины? Ясности, решительности, властности, действия...» (А. Гитлер);
б) «... Массы... подчиняются авторитету... То, что они требуют от своих героев — это сила или даже насилие. Они желают быть подавляемыми и управляемыми и хотят бояться своих правителей». (3. Фрейд);
в) «... Если страх и деструктивность являются главными эмоциональными источниками фашизма, то эрос в основном принадлежит демократии...» (Т. Адорно).
3. Насколько справедливо утверждение о том, что лидерство — функция ситуации? В чем достоинства и недостатки следующего объяснения природы лидерства: «Нет сомнения, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события — всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер "чувствует" ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда он сможет ее использовать. Величайшие лидеры обладали способностью обратить ситуацию в свой актив. Ситуации могут быть созданы силой великого лидера в той же мере, в какой слабый лидер может быть создан силой ситуации». Приведите примеры использования выдающейся личностью ситуации для собственного возвеличивания.
4. Когда-то Н. Макиавелли сформулировал правила, обеспечивающие эффективное лидерство:
1) «при управлении людьми их необходимо или ласкать, или угнетать... Если уж приходится подданных угнетать, то делать это следует таким образом, чтобы отнимать у них всякую возможность отмщения»;
2) «государи, когда дело идет о единстве их подданных, не должны бояться прослыть жестокими»;
3) «заставляя бояться себя, государи должны, однако, не возбудить против себя ненависти. Внушать страх, не возбуждая ненависти, для них очень выгодно»;
4) «существует два способа действия для достижения цели: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — способ диких животных... Государи должны уметь пользоваться обоими способами»;
5) «государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы»;
6) «предусмотрительный государь не должен... исполнять своих обещаний и обязательств, если такое исполнение будет для него вредным»;
7) «государи должны обладать великим искусством притворства и одурачивания... человек, умеющий хорошо лгать, всегда найдет достаточно легковерных людей, охотно поддающихся обману»;
8) «государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам».
Насколько, на ваш взгляд, изменились принципы эффективного лидерства со времен Н. Макиавелли? Назовите имена политиков, которые в своей деятельности придерживались подобных правил.
Вариант-5.
1. Подумайте и определите, что объединяет политические системы:
1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании;
2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко. К какому типу политических систем их можно отнести?
2. Какой признак, на ваш взгляд, является главным условием существования демократической политической системы:
а) наличие многопартийности;
б) выборность органов местного самоуправления;
в) свободные выборы, обеспечивающие гражданам равные возможности выбирать и быть избранным в органы власти;
г) гарантии прав и свобод личности.
3. Чем, на ваш взгляд, различаются закрытая и открытая политические системы? Назовите страны, системы которых могли бы быть отнесены к тому и другому типу.
4. Отметьте слабые стороны позиции Ж.Ж. Руссо, утверждавшего: «Если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом, а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным». Может ли быть чем-либо ограничена власть народа?
5. До сих пор продолжается дискуссия о сущности демократии. Какое, на ваш взгляд, утверждение точнее выражает смысл демократии:
а) «Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве (граждан), а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех» (Перикл);
б) «Демократия — не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтоб оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера» (Р. Рейган);
в) «Демократия... в ней страшная мощь разрушения... Конечно, разрушение создает, оно расчищает место... Но действительного творчества в демократии нет — и поэтому-то она не будущее. Будущее вне политики...» (А.И. Герцен).
Отметьте достоинства и недостатки каждого утверждения.
Вариант-6.
1. Какое понимание гражданского общества (либеральное, консервативное, социал-демократическое и т.д.) дано в следующем определении: «То, что мы называем "гражданским обществом", есть общественное единство, спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из добровольного соглашения воль отдельных членов общества. Его юридическая форма есть договор, соглашение, и известная "договорная" теория общества пыталась все общество как целостное единство и, в частности, его государственное единство, истолковать по образцу именно "гражданского общества"». Аргументируйте свой ответ.
2. Какие из приведенных признаков характеризуют конституционализм:
1) многопартийность и идеологический плюрализм;
2) разделение властей;
3) наличие основного закона государства;
4) равенство всех перед законом;
5) многоукладность экономики;
6) независимость суда;
7) гарантии прав и свобод личности;
8) принципы взаимоотношений государства и общества, разделение и объем полномочий ветвей власти?
3. Какой из принципов характеризует деятельность гражданского общества, а какой — государства: «запрещено все, что не разрешено» и «разрешено все, что не запрещено»?
4. Какие факторы, на ваш взгляд, влияют на выбор политического режима? Когда-то Ш. Монтескье связывал этот выбор с размерами государства: «Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое — для средних, монархическое — для больших». Насколько, по вашему мнению, прав французский мыслитель?
5. Одно из наиболее лаконичных определений демократии было дано шестнадцатым президентом США Авраамом Линкольном (1809—1865): «Демократия есть правление народа, избранное народом и для народа». Соотнеся данное определение с современной политической практикой, можно ли утверждать, что это действительно так? Нет ли противоречия в самой формуле А. Линкольна?
Темы рефератов.
1. Основные элементы и принципы политологии.
2. Политология как теория и прикладное исследование.
3. Методы исследования политологии.
4. Политические идеи Древнего Востока.
5. "Идеальное государство" Платона.
6. Философия и политическое учение Аристотеля.
7. Марк Туллий Цицерон как государственный деятель и политический мыслитель.
8. Августин Аврелий и Фома Аквинский о взаимоотношениях государства и церкви.
9. Политическая мысль Арабского Востока в эпоху Средневековья.
10. Политическая мысль Казахстана в XVIII- XIX вв.
11. Никколо Макиавелли как государственный деятель и теоретик политики.
12. Томас Гоббс и его "Левиафан".
13. Учение Джона Локка о государстве и праве.
14. Проблема разделения властей в трудах Дж. Локка и Ш.Л.Монтескье.
15. Проблема географического детерминизма в политическом учении Ш. Л. Монтескье.
16. Теория общественного договора в трудах мыслителей эпохи возрождения.
17. Политические взгляды Ж.Ж.Руссо и Великая французская революция.
18. Политические идеи "отцов-основателей" США и Американская Конституция.
19. Этика и политико-правовая концепция И.Канта.
20. Философия и политические взгляды Г.Гегеля.
21. Проблемы взаимосвязи экономики и политики в классическом марксизме.
22. Политические взгляды Джона Стюарта Милля.
23. Теории политических элит: история и современность
24. Психология и культура власти.
25. Проблема идеала и эволюции власти.
26. Понятие легитимности власти, типология легитимности.
27. Власть и гражданское общество.
28. Переход от тоталитаризма к демократии.
29. Политическая система Казахстана
30. Теория политической системы Д.Истона или К.Дойча (по выбору).
31. Структура национального вопроса, принципы разрешения.
32. Национальный интерес и национальная безопасность.
33. Ислам в Казахстане.
34. Православная церковь и её роль в консолидации общества.
35. Особенности становления гражданского общества в Казахстане.
36. У истоков элитизма. В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс.
37. Современные концепции элитизма (по выбору).
38. Казахстанская национальная элита во второй половине 19- начала 20 вв.
39. Имидж политического лидера: социальные и психологические факторы.
40. Особенности политических партий Казахстана.
41. Избирательные системы в Казахстане.
42. Процесс трансформации политических систем в современности.
43. Демократическая модернизация в Казахстане.
44. Трансформация политической системы Казахстана в переходный период.
Темы презентации:
Тема 1 .Политические технологии. Политическое прогнозирование.
Тема 2. Политическая имиджелогия.
Тема 3. Политические портреты лидеров ( по выбору)
Тема 4. Политические режимы.
Тема 5. Политические партии Казахстана.
Тема 6. Казахстанская национальная элита во второй половине 19- начала 20 вв.
Тема 7. Политический ислам. Ислам в Казахстане.
Тема 8. Демократическая модернизация в Казахстане.
Тема 9. Геополитика.
Тема 10. Казахстан в системе международных отношений.
Темы эссе
1. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил...» (В.Ключевский).
2. «Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей» (В. Ключевский).
3.«Руководитель должен наперед считаться с возможностью, как успеха, так и неудачи» (П. Сир).
4. « Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер).
5. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье).
6. «Большая политика — это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам» (Наполеон I).
7. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют». Саади
8. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж.Актон).
9. «Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» (У. Черчилль).
10. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.-Ж. Руссо).
11.«Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Б. Шоу).
12. «Человек по природе своей есть существо политическое». (Аристотель )
13.«Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все» (Перикл). 14.«Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону» (Аристотель).
15.«Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У. Шекспир).
16.«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж. Ж. Руссо). 17.«Как в природе, так и в государстве легче изменить сразу многое, чем что-то одно» (Ф. Бэкон).
18.«Лучшее лекарство от болезней демократии—больше демократии» (А. Смит). 19.«Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн).
20. «Всякая политика сводится к тому, чтобы сделать сносной жизнь возможно большему числу людей» (Ф. Ницше).
21. «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности» (Ш.Монтескье).
22. «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены» (Сенека).
23. «Силой удерживается правительство, установленное силой» (П.Гольбах).
24. «Эффективное управление возможно только при условии разумного контроля и за самим решением, и за его исполнением не только сверху, но и снизу» (Б.Спиноза).
25. «Государство - объединение множества людей, подчиненных правовым законам» (И.Кант).
26. «Сущность демократии - не в народном произволе, а в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство» (Сократ).
Перечень вопросов коллоквиума
1. Сравнительный метод в истории политической мысли.
2. Сравнительно-историческое изучение эффективных моделей правления Н. Макиавелли.
3. «Case-study» анализ демократии А. де Токвилем.
4. Зарождение сравнительной политологии.
5. Место сравнительной политологии в современной политической науке.
6. Специфика, границы и значение сравнительной политологии.
7. Теория политических систем Д. Истона.
8. Основные положения структурного функционализма.
9. Структурно-функциональный подход к пониманию общества Т. Парсонса.
10. Структура и функции политической системы.
11. Теоретические основы сравнительного изучения политических систем и режимов.
12. Аналитический смысл и разграничение понятий «политическая система» и «политический режим».
13. Учение об идеальном типе М. Вебера.
14. Авторитаризм, тоталитаризм и демократия как базовые концепты типологизации современных политических систем и режимов.
15. Типология политических систем Г. Лассуэлла и А. Каплана.
16. Типология политических систем Г. Алмонда и Б. Пауэлла.
17. Типология политических систем Р. Даля.
18. Типология политических режимов Х. Линца.
19. Типология политических систем Ж. Блонделя.
20. Типология демократических систем А. Лейпхарта.
21. Типология политических систем Ч. Эндрейна.
22. Понятие недемократических режимов.
23. Многообразие форм недемократических режимов.
24. Традиционные авторитарные режимы: монархии.
25. Традиционные авторитарные режимы: олигархии.
26. Легитимность и модели традиционного господства по М. Веберу.
27. Феномен тоталитаризма и его осмысление.
28. Теоретические истоки концепции тоталитаризма (Ф. Хайек, К. Поппер, Х. Арендт).
29. Теория тоталитаризма К. Фридриха и З. Бжезинского.
30. Основные институты тоталитарных режимов: партия, общественные организации, службы безопасности.
31. Сравнение тоталитарных режимов.
32. Исторические пути эволюции тоталитарных режимов.
33. Феномен современного авторитаризма.
34. Определение и свойства авторитарных режимов.
35. Принципы типологи