ТЕМА №8 Политические отношения и процессы в обществе
Понятие и структура политического процесса. Динамизм политического процесса и его причины. Основные типы современных политических процессов. Субъекты политического процесса. Политическая деятельность, политическое действие.
Понятие политического конфликта, его предмет, источники и причины возникновения. Интересы и цели участников (субъектов) политического конфликта. Причины, приводящие к возникновению политических конфликтов. Методы, используемые в изучении политических конфликтов. Пути разрешения конфликтов. Методики изучения политической конфронтационности, политического конформизма, мотивов участия в политической борьбе.
ТЕМА №9 Мировая политика и международные отношения
Особенности мирового политического процесса. Определение понятий "мировая политика" и "международные отношения". Теория и практика международных отношений. Типология, новые тенденции и особенности современных международных отношений. Субъекты международных отношений. Понятие национального интереса. Внешняя политика государства, ее сущность и функции. Связь внутренней и внешней политики. Международные отношения: особенности, современные тенденции развития. Проблема безопасности в современном мире. Глобальные проблемы и пути их разрешения. Механизмы реализации международных отношений, современные особенности.
Планы практических (семинарских) занятий
План практических (семинарских) занятий для очной формы обучения (4 года) для направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»
Порядковые номера разделов и тем дисциплины согласно тематическому плану | Количество практических (семинарских) занятий | Содержание вопросов, рассматриваемых на практических (семинарских) занятиях | Используемые интерактивные формы обучения | |
Всего | из них количество занятий с применением интерактивных форм | |||
Тема 1. | 1. Какой смысл вкладывается в понятие "политика"? 2. В чем сущность политики как формы человеческой деятельности и ее содержания? 3. С чем связано многообразие определений политики? 4. Каковы причины возникновения политики? 5. Какую роль в жизни общества играет политика? 6. Каковы функции политики? 7. В какой исторический период политическая наука сформировалась как самостоятельная научная дисциплина? 8. Что изучает политология? Что является предметом политической науки? 9. Как складывалась судьба политической науки в России? 10. Назовите методы и функции политологии. Раскройте их содержание. | Дискуссия | ||
Тема 2. | 1. Дайте определение власти. 2. Назовите и раскройте основные концепции власти. 3. В чем заключается мотивация господства и подчинения? 4. Раскройте понятие политическая власть? 5. Назовите основные источники и ресурсы политической власти. 6. Какие типы легитимности власти вы знаете? Назовите три типа основания легитимности (по М. Веберу). 7. Каково соотношение понятий легальность и легитимность? 8. Для поддержания правопорядка власть вправе использовать насилие и принуждения. Как это соотносится с легитимностью. 9. Как решаются проблемы легитимности власти в современной России? 10. Дайте определение политической власти. | Беседа | ||
Тема 3. | 1. Какие факторы оказывают влияние на процесс становления государства? 2. Какое место занимает государство в политической системе общества? Как государство взаимодействует с другими элементами политической системы? 3. Что означает суверенитет государства? 4. Раскройте основное содержание функций государства. 5. В чем суть принципа разделения властей и каково его значение? 6. В чем состоят основные положения теории правового государства? 7. Что такое социальное государство? Какие государства современного мира можно отнести к социальным государствам? 8. Что такое формы правления государства? Дайте их характеристику. 9.Каковы особенности федеративного устройства России? 10. . Каковы функции политической системы? 11. Каковы основные типологии политических систем? 12. Что понимают под политическим режимом? | Беседа, доклады с использованием презентаций | ||
Тема 4. | 1. Назовите главный признак политической партии, отличающий ее от других политических организаций. 2. Перечислите функции политических партий. 3. Какие типы политических партий известны в политической теории и практике? 4. Какие позиции по отношению к государственной власти могут занимать партии и чем это обусловлено? 5. Чем объясняется необходимость правового регулирования деятельности политических партий? 6. Каковы основные черты однопартийной, двухпартийной и многопартийной систем? 7. Дайте характеристику современных политических партий России и ее партийной системы | Дискуссия, деловые игры | ||
Тема 5. | 1. Возникновение, содержание и назначение политической идеологии: 2. Приведите трактовки термина «идеология» 3. Каковы уровни и функции идеологии? 4. По каким критериям делятся идеологии? 5. Охарактеризуйте основные идеологические течения в современном мире: - либерализм; - консерватизм; - коммунизм; - социал-демократия; - фашизм; - анархизм. | Круглый стол Преподаватель ставит вопросы и переходит к ответам на них и обсуждению. Преподаватель подводит итоги обсуждения. | ||
Тема 6. | 1. Как вы понимаете понятие "лидер"? 2. Раскройте сущность понятия "политическое лидерство". 3. Рассмотрите основные положения теорий политического лидерства. 4. Дайте классификацию политических лидеров по различным основаниям. 5. Какая типология политических лидеров, по вашему мнению, является оптимальной и почему? 6. Дайте характеристику основных функций политических лидеров. | Беседа | ||
Тема 7. | 1. Каковы основные положения теории элиты В. Парето? 2. Раскройте сущность элитаристской концепции Г. Моска. 3. Что означает "железный закон олигархии" Р. Михельса? 4. Как соотносятся понятия "класс" и "политическая элита"? 5. Каковы основные типы рекрутирования элит? 6. Каковы тенденции развития политической элиты России 90-х годов XX в.? | Дискуссия, доклады | ||
Тема 8. | 1. Назовите элементы политического процесса? 2. Охарактеризуйте процессы политического участия и принятия политических решений? 3. Каков характер современного российского политического процесса? 4. Выделите субъекты регионального политического процесса. 5. Почему возникают конфликты в политике? Объясните природу их появления. 6. Охарактеризуйте фазы политического конфликта 7. Определите методы урегулирования политических конфликтов зависимости от стадии их развития. 8. В чем заключается специфика возникновения политического конфликта в регионе? 9. Назовите факторы, вызывающие кризисность в политической жизни. 10. Какой вид политических кризисов наиболее разрушителен для жизни общества? 11. Какие факторы обуславливают поведение участников международного кризиса? | Дискуссия | ||
Тема 9. | 1. Кто, по вашему мнению, может быть субъектом международных отношений? 2. Каковы основные принципы, на которых строятся современные международные отношения? 3. Какую роль играет фактор силы в современной мировой политике? 4. Назовите и проанализируйте основные виды глобальных проблем. Определите способы их разрешения. 5. Сегодня часто говорят о взаимозависимости и взаимообусловленности современного мира. В чем это конкретно проявляется. 6. Раньше международные отношения основывались на доктрине «ядерного сдерживания» СССР и США. Что лежит в основе современного миропорядка: тенденция к сотрудничеству или преобладает стремление к гегемонизму? | Дискуссия, доклады | ||
Итого по дисциплине: |
Планы практических (семинарских) занятий для заочной формы обучения
Порядковые номера разделов и тем дисциплины согласно тематическому плану | Количество практических (семинарских) занятий | Содержание вопросов, рассматриваемых на практических (семинарских) занятиях |
Тема 5. | 1. Возникновение, содержание и назначение политической идеологии: 2. Приведите трактовки термина «идеология» 3. Каковы уровни и функции идеологии? 4. По каким критериям делятся идеологии? 5. Охарактеризуйте основные идеологические течения в современном мире: - либерализм; - консерватизм; - коммунизм; - социал-демократия; - фашизм; - анархизм. | |
Тема 6. | 1. Как вы понимаете понятие "лидер"? 2. Раскройте сущность понятия "политическое лидерство". 3. Рассмотрите основные положения теорий политического лидерства. 4. Дайте классификацию политических лидеров по различным основаниям. 5. Какая типология политических лидеров, по вашему мнению, является оптимальной и почему? 6. Дайте характеристику основных функций политических лидеров. | |
Тема 7. | 1. Каковы основные положения теории элиты В. Парето? 2. Раскройте сущность элитаристской концепции Г. Моска. 3. Что означает "железный закон олигархии" Р. Михельса? 4. Как соотносятся понятия "класс" и "политическая элита"? 5. Каковы основные типы рекрутирования элит? 6. Каковы тенденции развития политической элиты России 90-х годов XX в.? | |
Тема 8. | 1. Назовите элементы политического процесса? 2. Охарактеризуйте процессы политического участия и принятия политических решений? 3. Каков характер современного российского политического процесса? 4. Выделите субъекты регионального политического процесса. 5. Почему возникают конфликты в политике? Объясните природу их появления. 6. Охарактеризуйте фазы политического конфликта 7. Определите методы урегулирования политических конфликтов зависимости от стадии их развития. 8. В чем заключается специфика возникновения политического конфликта в регионе? 9. Назовите факторы, вызывающие кризисность в политической жизни. 10. Какой вид политических кризисов наиболее разрушителен для жизни общества? 11. Какие факторы обуславливают поведение участников международного кризиса? | |
Тема 9. | 1. Кто, по вашему мнению, может быть субъектом международных отношений? 2. Каковы основные принципы, на которых строятся современные международные отношения? 3. Какую роль играет фактор силы в современной мировой политике? 4. Назовите и проанализируйте основные виды глобальных проблем. Определите способы их разрешения. 5. Сегодня часто говорят о взаимозависимости и взаимообусловленности современного мира. В чем это конкретно проявляется. 6. Раньше международные отношения основывались на доктрине «ядерного сдерживания» СССР и США. Что лежит в основе современного миропорядка: тенденция к сотрудничеству или преобладает стремление к гегемонизму? | |
Итого по дисциплине: |
РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Оценка качества освоения студентами дисциплины включает:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточную аттестацию;
- итоговую государственную аттестацию.
3.1.1. Текущий контроль.Для контроля при проведении практических (семинарских) занятий для студентов очной формы обучения в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса преподавателем используются такие формы текущего контроля, как подготовка и выступление с докладами по отдельным вопросам курса, проведение устного или письменного опроса по одной или нескольким темам, тестирование.
Результаты текущего контроля являются основанием для выставления оценок на контрольных неделях. Текущий контроль успеваемости осуществляется в рамках каждого семинарского (практического) занятия для своевременной диагностики и возможной корректировки уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
3.1.2. Промежуточная аттестация.В течение семестра студенты-заочники выполняют итоговую контрольную работу. Образцы заданий, входящих в структуру контрольной работы представлены в Методическом руководстве по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения Результаты выполнения работы являются основанием для выставления оценки текущего контроля.
Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачёт и экзамен. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложение к диплому (выписке из зачетной книжки).
3.1.3. Итоговая аттестация.Место дисциплины в Итоговой государственной аттестации определяется содержанием Программы итогового междисциплинарного экзамена по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление».