Политичские теории xx века
Нынешнее столетие, как никакое другое, богато, с точки зрения развития политической науки. Этот век обострения идейной борьбы и в то же время начала сближения, взаимообогащения политических идеологий. Это время появления новых методологических подходов, зарождения новых политических идей и возвращения, переосмысления наследия прошлого.
Политическая мысль современной Европы развивается под сильным влиянием воззрений таких выдающихся теоретиков, живших на рубеже 19-20 веков, как немецкий историк и социальный философ Макс Вебер (1864-1920) и французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917).
Пытаясь разрешить проблему типологии религиозного сознания, М. Вебер пришел к выводу, что в истории существовало три способа организации общества: традиционный, харизматический и рациональный (капитализм). Соответственно он выделяет и три типа политического господства. Для рационального политического господства, считает он, характерно всевластие рациональной бюрократии. Прогрессирующая рационализация – неизбежная судьба западного мира и движущей силой данного процесса выступает рациональная бюрократия. Современная политическая наука находится под значительным влиянием идей М. Вебера.
Э. Дюркгейм считается основоположником широко распространенной в современной политической науке методологии структурного функционализма. Продолжая традиции позитивизма, он попытался преодолеть его ограниченность. Центральной идеей социальной философии Дюркгейма была идея общественной солидарности. Он развивал мысль о необходимости создания профессиональных корпораций взамен старых политических форм организации.
С начала XX века чувствуется все более сильное влияние психологической науки на политические исследования. Это новое явление в методологической сфере принято называть бихевиоризмом. Особенно сильным оно оказалось в американской политической науке. Классиком политического бихевиоризма в США считается Г. Лассуэл (1902-1978). Пытаясь создать единую политическую науку, ориентированную на социологические исследования и отвечающую потребностям практической политики, он широко применял психологические методы при изучении политического поведения, политической пропаганды, политической власти в целом. Ему принадлежит бесспорный приоритет в разработке методик анализа принятия политических решений, контентанализа политической коммуникации и т. д. Лассуэл считал, что все гуманитарные науки являются политическими, поскольку рассматривают так или иначе политические проблемы. Несмотря на ряд негативных моментов, бихевиоризм в целом сыграл и продолжает играть позитивную роль в изучении политических явлений.
Значительное влияние на политическую мысль нашего столетия оказал фрейдизм. Хотя большинство современных политологов считает спорным объяснение всех социально-политических отношений, с точки зрения превращенных форм сексуальных импульсов, но психоаналитическая методология бесспорно дает немало полезного, будучи применяема к исследованию некоторых проблем, например, таких, как проблемы «лидер-масса».
XX век – это продолжение старого спора о ценности политической жизни, и в центре дискуссии находится проблема демократии как общечеловеческой ценности.
Серьезную критику демократии, ее ценностей находим в нашем столетии у многочисленных представителей теории элиты. Классикой элитизма стали концепции Вильфредо Парето (1846-1923), Гаэтоно Моска (1858-1941) и Роберт Михельс (1878-1936). Элитисты последовательно отстаивают незыблемость деления любого человеческого сообщества на правящую элиту и подвластную массу. Парето обосновывал это деление биопсихологическими различиями людей, понимал все общественное развитие как круговорот элит. Моска считал, что идеальная элита должна включать людей, имеющих заслуги пред обществом, благодаря уму, способностям, отличающих их от других людей. Михельс выдвинул идею о неизбежности олигархического перерождения демократических организаций и институтов («железный закон олигархии»).
XX век – это время подлинного рассвета теоретических исследований демократии. Причем, это уже не чисто умозрительные рассуждения, а теоретические обобщения более чем столетнего практического опыта функционирования демократических политических режимов в различных странах мира. Если древние мыслители понимали демократию как форму государственного устройства, дающую гражданам равные права, а философы Нового Времени дополнили это представление идеей правового государства, то сегодня понимание демократии гораздо сложнее и многомернее.
XX век – век невиданных ранее по масштабам и глубине социальных конфликтов. Политология не оставляет в стороне и этих проблем: возникло целое направление политологии – теория конфликтов. Большой вклад в ее развитие внес немецкий политический социолог Ральф Дарендорф. Основной причиной социально-политических конфликтов он считает наличие в обществе отношений господства и подчинения. Дарендорф предложил разветвленную типологию конфликтов по различным основаниям, подробно исследовал возможности их регулирования.
Таков самый общий, конечно, далеко не полный обзор тенденций развития политологии в нашем столетии. Политические проблемы продолжают существовать, жизнь порождает все новые и новые политические явления и процессы, а значит, социальная востребованность политической науки будет возрастать и у политической теории будущего большие перспективы.
Вопросы для самоконтроля: Модуль 1, вопросы 8, 12-14.
Рекомендуемая литература: 2, 3,4,7, 9, 10.
ТЕМА 3. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КАЗАХСТАНА.
При изучении этого вопроса необходимо помнить, что история развития политической мысли Казахстана в полном объеме еще не изучена, это предмет историко-политических исследований недалекого будущего. На сегодняшний день известен лишь ряд политических идей отдельных персоналий - философов, общественных деятелей, идеи которых дошли до нас и донесли размышления, искания и опыт решения сложных политических вопросов многих поколений казахского народа.
Особенности сложной политической и общественной жизни оказали влияние на самосознание народа. В его мировосприятии постепенно складывалась идея правителя как мудрого воспитателя народа и государства, как благодетеля и защитника своего народа, как справедливого отца подданных. Такой правитель должен был уметь искусно сочетать милосердие, поощрение, справедливость и наказание. Он олицетворял собой единство храброго воина, судьи и жреца. Сама эта персонификация имела онтологическое основание, отражая структуру протоказахской общины, которая сложилась под влиянием военного и кочевого быта самого народа. Для такой общины была характерна прочная социальная связь родоплеменной и военной организаций, которую возглавлял хан.
Умный, храбрый, сильный, справедливый воин, судья и жрец - хан и его военно-аристократическое окружение - это один полюс политического союза, а другим полюсом был народ, который должен был подчиниться воле хана и не нарушать законы, нормы, традиции, установленные в общине. Таким образом, строгий закон, система норм и предписаний, дополненные системой наказания, в основном были предназначены для народа. Взаимоотношения между людьми общины, племени, рода регулировались нравственными императивами, которые носили обязательный характер для всех - быть отзывчивыми, добрыми, справедливыми, человечными и терпимыми. Эти и другие общечеловеческие императивы были жизненным кредо для человека «Великой степи». Право основывалось на морали, следование духу законов и соблюдение этических норм было обязательным.
Разделение на беков (беги) и простой народ - наиболее характерная разграничительная линия социальной оппозиции тюркской общины, где верховенство принадлежало беку, от которого зависело настоящее и будущее его народа. Таким образом, политическая жизнь древнетюркской общины строилась на многоступенчатой системе подчинения, где власть принадлежит хану.
Эта идея наиболее ярко нашла свое отражение в работе Юсуфа (Жусупа) Баласагунского (Баласагуни) «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»), который жил в XI в. во времена расцвета караханидов. Его мировоззрение и культура мышления формировались в общем русле мусульманского Ренессанса, на его взгляды оказали влияние такие известные мыслители Востока, как аль-Фараби, Ибн Сина, аль-Жаухари, Бируни и др. Его работа «Кутадгу билиг» была написана на тюркском языке и представляет собой энциклопедию тех времен. Ее по праву можно назвать обширным трудом, посвященным политике, обоснованию мусульманской идеологии и ее защите, с одной стороны, а с другой, она иллюстрируется богатым материалом, посвященным проблемам философии, этики, эстетики, а также ранним верованиям народов, населявших его историческую родину.
Большое место в сочинении Жусуп Баласагуни отводит вопросам, способам и методам управления государством, общественно-политическим положениям и законам, с помощью которых регулируются взаимоотношения между людьми. Основу государства, по мнению его, составляет «союз» народа, богатства и армии. Составляющие народа восходит в трем ветвям - богатые, середняки и бедные. Их интересы и потребности воедино скрепляются властью бека. Задача и цель власти бека состоит в подчинении бедняков середнякам, а последних - богатым, а также в управлении народом. Главное внимание бека направлено на умение управлять и руководить тремя категориями людей: первые - сильные и мужественные; вторые - мудрые и почитаемые (ученые, мыслители); третьи - исполнители. Бек должен знать мотивы, потребности и интересы, которыми руководствуются люди в своем поведении. Быть проницательным и умным в распознании категорий людей - одна из добродетелей хана.
По мнению философа, бек должен обращать внимание на различное социальное и имущественное положение, нравственность и мудрость каждой группы, сословия. Умение к каждому сословию найти способ управления и руководить ими - цель бека.
В своей работе Баласагуни дает наброски идеальной формы политического строя. Человек живет в строго иерархическом обществе, его место, роль предопределяются сословным положением, сословными
функциями. Он живет в мире, который регулируется предписанием «должное и недолжное», предписанием, завещанным предками, нарушение которого рассматривается как нарушение божественной воли.
Абсолютным императивом политического строя, по мнению философа, является строгое подчинение народа воле хана и признание его полновластия. Бек не только рассматривается как персона, утверждающая абсолютные ценности (война, распределение добытого богатства среди воинов), воплощением которого является он сам и которая оценивается Баласагуни как главная добродетель хана.
Другим философом периода расцвета караханидского каганата является Махмут Кашгари. В своей работе «Дивану лугат аттюрк» (Словарь тюркских наречий), написанной в 1072-1083 гг., он дает не только описание тюркских родов и племен, их языка, обычаев, но и политической жизни и истории тюркских народов. Он акцентирует внимание не только на важности знания, воспитанности, нравственности в построении общественной жизни, но и на их позитивной роли в регуляции и установлении политических отношений между тюркскими племенами и родами. А также он упоминает о храбрости, мужественности, преданности родине, патриотизме как таких нравственных началах, которые должны целенаправленно работать на дело укрепления государственности. Большое значение он придает развитию и упрочению государственного языка, сохранению его чистоты, и, более того, как механизма управления в государственных делах.
Ибн Рузбихана (XVI в.) в своей работе «Записки бухарского гостя» отмечает, что нормы обычая и права, распространенные по всей территории Казахстана XVI в., хорошо вписывались в традиции степной государственности и строго ее охраняли. Так, по его свидетельству, полновластная верховная власть принадлежала потомкам чингизидов. Каждый улус возглавляется султаном, который осуществляет правление и военную власть над своим улусом, но его власть определялась принадлежностью к совместно правящего ханством царствующему роду и только тогда такая власть имела территориальное и политическое значение. Для Казахского ханства характерна была сложная иерархия родов и племен, а также сложная «стратификация» по имущественному положению, степенью привилегий рода и племени, ранжирование положения отдельного индивида. Ранжированность распространялась на жузы, роды и племена, на каждого индивида. Особое место занимали бии, их влияние определялось древностью происхождения и старшинством возглавляемого рода. В пределах подвластного рода бий обладал судебной, административной и военной властью, придавая ему политический статус в системе управления.
В конце 50-х гг. XV в. султаны Керей и Жанибек откочевывают в Могулистан. Вместе с ними откочевывают и подвластные им племена (алшины, аргыны, кереи, кипчаки, жалаиры). И в 1456 г. на территории современного юга Казахстана султан Керей был избран ханом казахов. Специфика и особенность возникновения Казахского ханства, а также формирование казахского этноса не только совпали в историческом времени, но и, более того, оказались тесно переплетены между собой. Конечно же, формирование казахского народа началось задолго до возникновения Казахского ханства. Но он (т.е. народ) был раздроблен и входил в состав различных государственных образований, в силу чего процесс национальной самоидентификации был существенным образом задержан. С момента появления Казахского ханства осуществляется добровольное присоединение к нему казахских родов. Этот процесс ускорился в конце XV в. в связи с уходом узбеков-шайбанидов в Среднюю Азию, и с этого момента население Дашт-и-Кыпчак стало в социально-этническом плане однородно казахским.
Наиболее крупными и видными правителями периода формирования и упрочения Казахского ханства были: Касым-хан (1511-1518), Хак-Назар-хан (1538-1580), Тауекел-хан (1582-1598) и Есим-хан (1598-1678). Под их руководством шел процесс консолидации казахских родов в единую государственную и этническую общность. Казахское ханство в начале своего существования занимало территорию Западного Семиречья, долины рек Чу и Талас, объединяя как переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена, так и местные. Постепенно в его состав вошли территории трех казахских жузов.
В Казахской степи сформировалось своеобразная кочевая демократия, базировавшаяся на номадном способе производства. Свободолюбивый образ жизни кочевников оказал сильное влияние на институционализацию структуры политической системы. В силу того, что кочевниками трудно было управлять на бескрайних степных просторах, власть ханов никогда не была столь сильной, как в оседло-земледельческих цивилизациях. При усилении гнета либо конфликте с властителями род или племя всегда имели возможность откочевать.
Важное место в истории казахской государственности занимает Тауке-хан (1687-1717), который вошел в историю казахского народа как один из законодателей, реформаторов и устроителей основ всех сфер жизнедеятельности традиционного казахского общества. Он был одним из первых казахских законодателей, свод законов, составленный при нем («Жети жаргы») говорит о достаточно высоком уровне правосознания казахского общества. Согласно современной терминологии, здесь нашли отражение право на жизнь, брачное, земельное, имущественное право, т. е. в основном личные (гражданские) и экономические права.
Важным показателем наличия политических прав у казахов является институт выборности ханов, или, если быть точнее, юридическая процедура легитимации власти торе-чингизидов, уже признанных общественным мнением в качестве лидеров. Власть ханов не передавалась по наследству, а имела выборный характер. Из истории известно, что провозглашали ханом и поднимали на белой кошме лишь наиболее достойных кандидатов.
Существенную роль в Степи играл "институт бийства, в котором главным ресурсом власти биев был авторитет, но не сила государственного принуждения. Этот институт выполнял функции судебной и, частично, административной власти. Можно сказать, что бии выполняли функции вертикальной и горизонтальной регуляции жизнедеятельности социума. Под первой понимается согласование интересов властных структур, родоплеменной верхушки и различных социальных слоев населения (политическая функция); под второй - решение гражданских, имущественных, территориальных и иных споров между родами и племенами, с одной стороны, и между членами одного рода и племени - с другой (социально-правовая функция). О силе традиции и развитости правосознания в Казахской степи говорит следующий факт: султан Барак, убивший Абулхаир-хана, был судим биями. В данном случае можно сказать, что здесь реализован один из важнейших принципов правового государства: не существует лиц, которые выключены из правового поля, ибо все равны перед законом.
С XVII в. усиливается натиск на Казахское ханство со стороны западных монголов-джунгар. Казахскому народу на первых порах удавалось его сдерживать. Так, в 1644 г. в ущелье Орбулак Жангир-хан сумел нанести сокрушительное поражение войскам хунтайджи Батура. Эта победа несколько умерила территориальные притязания джунгар. Но после смерти Тауке-хана вновь обострились феодальные усобицы, в результате которых Казахстан стал политически раздробленной страной. Все это привело к тому, что постепенно Казахское ханство перестало существовать как единое государство, и к 20-м годам XVIII в. в каждом жузе появились свои ханы. Распад единого Казахского ханства усилил агрессивные посягательства извне. Самым опасным и серьезным врагом для казахского народа, начиная с первого десятилетия XVIII в., была Джунгария.
Весной 1723 г. джунгары внезапно напали на казахские земли. Из-за феодальной раздробленности и распрей среди казахской верхушки народ не смог оказать достойного сопротивления. Результатом этого явилась лихая година бедствий и гибели, названная в народе временем «Актабан шубырынды».
Казахский народ, несмотря на отсутствие внутреннего согласия и единства в верхах, смог сплотиться и начать народную войну. Первая крупная победа, которая способствовала подъему национального духа и взывала к единению, была одержана в 1726 г. под началом батыров Гайлака и Саурыка на берегах рек Буланты и Буленты (Жезказганская область). Под влиянием этой победы в 1726 г. на холме, названном Ордабасы (недалеко от Шымкента), состоялся съезд батыров, биев, султанов и ханов всех трех казахских жузов. Он проходил под идеей единения народа и борьбы с джунгарскими захватчиками. Результатом съезда в Ордабасы явилось избрание сардара (главнокомандующего) объединённых казахских войск. Им стал хан Абулхаир, под руководством которого казахское ополчение выиграло несколько сражений у джунгар. Особенно разгромным было сражение близ озера Балхаш в 1730 г., которое вошло в отечественную историю под названием Анракайской битвы.
Но после этой битвы, вызвавшей повальное отступление джунгар, произошло неожиданное, а именно раскол Казахского ханства, вследствие которого Младший и Средний жузы принимают российское подданство. А оставшийся один на один с Джунгарией Старший жуз вынужден был ему покориться. После разгрома Китаем Джунгарии Старший жуз в конце XVIII в. попадает под власть среднеазиатских ханов. А впоследствии, в 60-е гг. XIX в., был присоединен к России вместе со Средней Азией.
В 30-40-е годы XVIII в. присоединением Казахстана к России заканчивается существование Казахского ханства как единого независимого государства. Сам процесс «присоединения» проходил в несколько этапов (с первой половины XVIII в. и до 60-х гг. XIX в). В результате этого казахская территория была постепенно присоединена к Российской империи и перешла в ее полное подчинение. Для казахского народа российский колониализм означал не только отторжение плодородных земель, но и лишение возможности называться своим исторически исконным именем - «казахи», проявлением чего было распространенное название казахов, как «киргиз-кайсаков», получившее широкое использование как в российской историографии, так и в административном делопроизводстве России. Царская Россия в 20-40-х гг. XIX в. ликвидировала ханскую власть в казахских жузах и установила верховенство российской администрации. В 1850 г. царское правительство разделило Казахстан на четыре региональные области (Уральск, Торгай, Акмолинск и Семипалатинск), где стали появляться русские поселения и административные органы царского управления.
Казахский народ на протяжении всего периода российской колонизации вел национально-освободительную борьбу за свою независимость и свободу. В 1783-1797 гг. под руководством Срыма Датова осуществлялось национально-освободительное движение в Младшем жузе, а в 1837-1838 гг. народно-освободительную борьбу казахских шаруа возглавляли старшины - Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов. Наиболее глубокую форму приняла национально-освободительная борьба (1837-1847) казахов Среднего жуза во главе с потомком хана Аблая Кенесары Касымовым. Другим примером является восстание 1916 г., направленное против колониализма и воинской реквизиции для тыловых работ казахов, под руководством Амангельды Иманова.
Говоря об историческом периоде, когда Казахстан был включен в орбиту Российской империи, следует отметить, что русское подданство на первоначальных этапах привело к прекращению усобиц, дало импульс развитию меновой торговли и способствовало упрочению безопасности казахских земель. Приобщение к русской культуре и образованию привело к тому, что были заложены основы для формирования казахской национальной интеллигенции. Среди европейски образованных казахских ученых особо блистают имена Ч. Валиханова, С. Бабаджанова, И. Алтынсарина и самородка казахской культуры Абая, горячего поборника русско-казахской дружбы.
При изучении данного вопроса следует помнить, что историю Казахстана и его народа этого периода нельзя оценивать в рамках черно-белой логики. В условиях царизма, как метрополия, так и колонии были органически слиты в единый административно-экономический комплекс. Этим и определяется то, что русские переселенцы и коренные казахи развивали хозяйственные и культурные связи, которые переросли в дружбу между этими народами. С этого момента судьбы казахского и русского народов оказались тесно переплетены на древней казахской земле.
Новый этап развития казахской государственности начался в 1917 г. К этому моменту и происходит размежевание в политически активной части казахского общества. Ядро казахской либерально-демократической интеллигенции в лице А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова и других судьбу своего народа видело в культурно-национальной автономии. А левые силы (Т. Рыскулов, А.Т. Джангильдин, А. Иманов, Т. Бокин и др.) вступили в ряды большевистской партии.
Представители либерально-демократического течения 20-25 августа 1917 г. выдвинули идею формирования национально-территориальной автономии. Ее реализация началась в декабре 1917 г. на II Общеказахстанском съезде, который постановил: образовать территориально-национальную автономию областей Букеевской Орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Сыр-Дарьинской областей, киргизских уездов Ферганской, Самаркандской, Аму-Дарьинского отдела Закаспийской области, смежных киргизских волостей, Алтайской губернии, представляющих сплошную территорию с господствующим населением казак-киргизского единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка. Автономию назвали Алаш-Орда. Был создан центральный исполнительный орган - Временный народный совет «Алаш-Орда» в составе 25 человек.
Самопровозглашенная киргизская (казахская) автономия нуждалась в признании со стороны России, но так как в самой России не было централизованной власти, то Алаш-Орда неоднократно обращалась за поддержкой к Комитету Учредительного собрания (Комуч), к атаману Дутову, а также к Временному Сибирскому Правительству адмирала Колчака. Осенью 1918 г. по решению Временного Всероссийского Правительства (Директории) упразднялись все областные и автономные правительства, в том числе и Алаш-Орда.
После официального упразднения Алаш-Орды события приняли другой оборот. Летнее наступление Красной Армии в 1919 г. привело к освобождению от белогвардейцев Оренбурга и Уральска. К осени были освобождены города Петропавловск, Павлодар, Омск, Семипалатинск. А к декабрю 1919 г. Алаш-Орда полностью прекратила свое существование, признав советскую власть.
Среди отечественных мыслителей этого периода следует особо выделить политические взгляды А.Н.Букейханова и М.Чокаева, которые даже в те тоталитарные времена отстаивали идею национальной и государственной независимости Казахстана.
Букейханов Алихан Нурмухамедович (1866-1937) - видный общественно-политический деятель, ученый-экономист и публицист, окончил экономический факультет Санкт-Петербургского лесотехнического института. Будучи студентом, активно занимался политической деятельностью, принимал участие в студенческих «беспорядках». После окончания института возвратился в Омск, где преподавал в лесотехническом училище и занимался научной работой. Является одним из авторов многотомного труда «Россия. Общее географическое описание».
Был членом кадетской партии и создавал ее филиалы на местах. Депутат I Государственной думы Российской империи. Выступал против колониальной политики царизма. Подвергался арестам и был выслан за пределы Казахстана в Самару. Вместе с А.Байтурсыновым и М.Дулатовым организовал выпуск первой в Казахском крае газеты «Казах», на страницах которой выступал по актуальным вопросам политической жизни Казахской степи, способствовал пробуждению национального самосознания народа.
После Февральской революции 1917 г. входил в состав Туркестанского комитета Временного правительства и был назначен Тургайским областным комиссаром. Вместе с другими представителями либерального крыла казахской интеллигенции создал партию «Алаш», а также избирался председателем вновь созданного правительства Алаш-Орды. После победы в Степном крае большевистского режима занимался научной и издательской деятельностью. В 30-е годы XX в. был обвинен в контрреволюционном заговоре, арестован и приговорен к высшей мере наказания.
Другим видным казахским политическим деятелем был Мустафа Чокаев (1890-1941). Он успешно окончил русскую гимназию в Ташкенте, а позднее - юридический факультет Петербургского университета. М.Чокаев выступал как представитель древней и богатейшей культуры и истории народов Центральной Азии. Помимо этого он был знатоком русской литературы, блестяще владел многими иностранными языками.
Он являлся единственным представителем народов Туркестана в Политическом бюро Мусульманской фракции Государственной Думы, где сыграл решающую роль в принятии Думой решения о создании комиссии для расследования зверств казачества и карателей по отношению к участникам восстания 1916 г. Позднее возглавлял комиссию по защите прав народов Туркестана в Учредительном собрании.
Он был одним из инициаторов создания в Туркестане национальных автономий в составе единой Туркестанской федерации. Но Временное правительство выступило против идеи самоопределения народов Туркестана. В марте 1917 г. возглавил Мусульманский центр, созданный на Конгрессе мусульман Туркестана в Ташкенте.
22 ноября 1917г. в Коканде на Всетуркестанском конгрессе всех политических партий и движений было объявлено о создании Кокандской автономии. Ее президентом был избран М.Чокаев. (В декабре 1917 г. вошел в состав правительства «Алаш-Орды»). В январе 1918 г. после взятия Коканда отрядами Красной Армии он уехал в Грузию, где включился в демократическое движение кавказских народов. В 1920 г., когда Красная Армия вошла в Грузию, перешел границу Турции, оттуда переехал в Берлин, затем во Францию.
М.Чокаев является автором ряда политических работ, известных на Западе. Основной труд: «Туркестан под властью Советов» (1928 г.). Находясь в эмиграции, М.Чокаев организовывал и участвовал в издании ряда журналов и газет, освещающих жизнь народов Туркестана. Печатал свои статьи, теоретические исследования, исторические и политические обзоры о Центральной Азии во многих зарубежных изданиях.
В 1940 г. был арестован нацистами, две недели находился в Компь-енском концлагере под Парижем, затем фашисты пытались привлечь его к формированию «Туркестанского легиона». Умер при не до конца выясненных обстоятельствах. По одной из версий, в одном из лагерей он заболел, и 27 декабря 1941 г. скончался.
Советский режим способствовал объединению казахских областей, так 26 августа 1920 г. в составе РСФСР была образована Киргизская Автономная Советская Социалистическая Республика (КАССР). Полностью проблема казахской автономии была разрешена в 1924-1925 гг., когда в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии завершается процесс воссоединения всех казахских земель в составе КАССР, и тогда же восстанавливается историческое имя народа - казах, а государственное образование переименовывается из Киргизской в Казахскую АССР. Это означило, что казахский народ через 185 лет восстанавливает свое территориальное единство и государственность, а вместе с тем и свое историческое название. В 1936 г. республика приобрела статус союзной, но в рамках унитарного Союзного государства союзная по своему статусу республика не обладала реальной самостоятельностью, которая, будучи юридически обозначена, практически оставалась фиктивной.
Итогом развития казахской государственности в советский период (1925-1990 гг.) стало вступление Казахстана на путь современной цивилизации. Но это вступление было куплено ценой огромных потерь (голод 1921-1922 гг., ужасающие последствия голощекинского «малого Октября» в 1931-1934 гг., когда почти половина народа погибла или была вынуждена покинуть свою Родину). Но, несмотря на все это, казахский народ выстоял, и на сегодняшний день его численность оставляет более 50% населения нашей страны.
В начале 90-х гг. XX в. народ Казахстана взял в свои собственные руки историческую судьбу своей страны как субъект и основатель суверенного государства и гарант возрождения национальной культуры и духовности.
Таков краткий экскурс в историю политической мысли Казахстана, которую еще предстоит исследовать. Изучение истории политической мысли представляется важным, так как, пройдя через определенный пласт прошедшей социальной жизни, она не только органично вплетается в социально-политические теории современности, увеличивая объем политического знания, но вместе с тем позволяет конкретнее и всестороннее охватить современные реалии.