Объект, предмет, основные категории и законы политологии
Итак, что же является объектом и предметом политологии ?
Следует сказать о сложностях определений предмета политологии, которые используются отдельными представителями смежных наук для отрицания самого объекта политологического исследования:
- во-первых, поскольку политику исследует множество наук, включая философию, историю, экономику, антропологию, социальную психологию, социологию, государственное право и т.д., то существует мнение, что у политологии нет своего предмета;
- во-вторых, поскольку политика является искусством, постольку к ней якобы неприменимы научные категории;
- в-третьих, так как политические ситуации являются неповторяющимися, одноразовыми, с разными действующими лицами, то для их изучения будет достаточно одной исторической науки;
- в-четвертых, поскольку политика есть форма выражения господства, постольку она всецело относится к компетенции государственного права;
- в-пятых, если анализом политики занимается политическая социология, то значит, у политологии нет самостоятельного объекта исследования.
У каждого из приведенных утверждений есть реальное основание. Но ни одно из них не является достаточным.
Истина состоит в том, что политология является смежной наукой, находящейся на стыке с другими. Но если каждая из наук, изучающих политику, исследует отдельные ее стороны (историю, государственную политику, роль психологических факторов в политике и т.д.), то политология изучает всю совокупность политических свойств, связей и отношений.
Объектом политологии является политическая сфера общественной жизни, которая включает:
- сферу государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений;
- структуру, механизмы распределения и осуществления власти в государстве, способность власти обеспечить себе легитимность (поддержку со стороны большинства членов общества), контроль за политической властью со стороны гражданского общества;
- процесс политической институциализации интересов социальных групп, классов, политических элит, наций и отдельных индивидов, политическая социализация и политическая культура;
- действия политических и общественных организаций: партий, профсоюзов, движений, объединений, лоббистских групп и т.д.; технологию выборов, методы политической информации и пропаганды, политическую идеологию;
- внешнюю политику государств и ее взаимодействие с функционирующими региональными и международными организациями, например, ООН. Кстати, содержание и структура объекта политологии, т.е. круг тех, выше перечисленных явлений, которые должна изучать политология, определены и рекомендованы специальной резолюцией (1948 г.) международной организацией ЮНЕСКО, входящей в структуру ООН. (Политология вчера и сегодня. М., 1990. C.236-237).
Итак, объект политологии мы определили. Что же является предметом политологии? Здесь следует исходить из общего принципа. Известно, что предмет любой науки является результатом исследовательского процесса, в ходе которого вычленяются закономерности становления, функционирования и развития изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки.
Специфика политологии заключается в том, что все социальные явления она рассматривает через призму политической власти. Например, с точки зрения экономиста спор о направлении развития реформ в России - это спор о методах и принципах действия хозяйственного механизма, а для политолога - это теоретическое отражение борьбы различных социальных сил за обладание экономической и политической властью.
Опираясь на общепринятое понимание предмета науки, на знание объекта политологии и специфику ее исследовательского интереса можно сформулировать определение предмета политологии.Политология - это наука о закономерностях функционирования и развития государственно-организованного общества, представляющего собой целостную систему взаимодействия политических субъектов, политических институтов и политического сознания.
Раскрывая вопрос о месте политологии в системе социально-гуманитарного знания, следует отметить, что политика представляет собой исключительно сложное и многогранное явление. Этим-то и объясняется, что ее разные аспекты изучают многие науки. Но каждая делает это под своим углом зрения. При таком положении утрачивается целостность понимания закономерностей развития политической сферы. Именно политология представляет собой общую интегральную науку о политике во всех ее проявлениях.
Политология не претендует на роль науки наук, но она и не является простой арифметической суммой смежных с нею наук, изучающих политику.
Рассматривая через призму власти все социальные явления, политология выступает комплексной, самостоятельной областью современного знания об обществе, и имеет своей целью проникнуть в сущность самой политики, как целостного общественного явления, выявить на микроуровне и макроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в различных общественно-политических системах, наметить ближайшие и конечные перспективы дальнейшего развития общества (См. об этом подробно в книге Федосеева А.А. Введение в политологию. СПб, 1994. С.9-10).
Одни и те же проблемы рассматриваются под разными углами зрения политологией и смежными с ней науками. Например, проблема организации и проведения предвыборной кампании. Юридические науки исследуют соответствие закона о выборах Конституции страны и действующему законодательству, и вытекающих отсюда норм права, правоотношений, правомерного поведения, юридической ответственности организаций и лиц, организующих выборы и участвующих в них. Все это политология принимает как реальность. Но исследует она иные аспекты предвыборной кампании. Какие политические силы борются за власть ? Кому и почему выгодно использовать мажоритарную, пропорциональную или смешанную избирательные системы? В чьих интересах действует принятый принцип деления территории на избирательные округа? У каждого кандидата (например, на пост президента) своя команда политологов, которая разрабатывает для него предвыборную программу, стратегию и тактику борьбы за победу, подбирает ему определенный «имидж» и т.д.. Иначе говоря, политологию в вопросе о выборах интересуют аспекты, которые просто не входят в поле зрения юридических наук. Так же обстоит дело и в отношении политологии с политической историей, политической психологией, политической антропологией, политической географией и т.д. (См. об этом подробно: Политология. Курс лекций. Под редакцией Радугина А.А. М., 1997. С.15-20).
Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о «политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка равноправного участника политической жизни.
Становление политологии как науки, сопровождалось формированием ее понятийно-категориального аппарата. Глубокое усвоение понятийно-категориального аппарата политологии является необходимым условием повышения уровня общей, политической и профессиональной культуры каждого слушателя и студента. Кроме того, это является обязательным требованием, предъявляемым к обучаемым государственным образовательным стандартом.
Большую роль в качественном усвоении студентами и слушателями понятийно-категориального аппарата политологии должна сыграть работа со словарями.
Категории политологии - это ее узловые понятия, каждое из которых представляет собой самостоятельный предмет исследования и вместе с тем служит изучению науки о политике в целом. Существуют как общие, так и частные категории политологии. Первые используются всеми общественными науками и к ним относятся: цивилизация, общество, население, народ, свобода, власть, право, культура и т.д. Вторые же используются собственно политологией или науками, находящимися на стыке с ней - это категории: политики, политической власти, правового государства, частной собственности, политической системы, политической культуры, общественного мнения и т.д.
Подходить к изучению категорий надо с представлением о том, что они имеют несколько уровней. Наиболее общими категориями – категориями первого порядка являются такие, как политическая сфера, политическая власть, политическая система, политические процессы, политическая культура и др.. Категориями второго порядка, не по значимости, а по широте обобщения, являются понятия конкретных политических явлений, таких как государство, бюрократия, тоталитаризм, политическая партия, плюрализм, консенсус и т.д..
Все связи и отношения в политологии, в конечном счете, детерминированы теми или иными законами. Законы политологии - это объективно существующие и необходимые связи между явлениями. Они действуют в процессе формирования, утверждения, функционирования и развития того или иного явления политики и реализуются через деятельность людей. Законы политологии - являются общими! Существует множество оснований для их классификации. Общепринятым является деление законов в зависимости от сферы их проявления на 3 группы:
1 группу - составляют законы политической экономии, отражающие отношения между экономическим базисом и надстройкой;
2 группу - образуют политико-социальные законы, характеризующие развитие политических явлений, как особых социальных схем;
3 группу законов можно условно назвать политико-психологической, т.к. она характеризует взаимоотношения между личностью и миром политического.
Довольно известным в политологии является деление законов по масштабу проявления на 3 группы:
1 группу составляют законы, действующие во всех общественных системах;
2 группу - законы, действующие лишь в некоторых общественных системах;
3 группу - законы, действие которых ограничивается одной общей системой.
Законы политологии подразделяют также на законы функционирования и законы развития. Первые обеспечивают сохранение того или иного политического явления или процесса, а вторые - его переход от одного качественного состояния в другое.
И последняя градация законов по способу проявления на динамические, т.е. определяющие однозначную связь между явлениями в процессе формирования, утверждения и функционирования, и статические, обуславливающие связь явлений в этом процессе с определенной долей вероятности, условности.