Уровни научного познания

Познание

Познание— совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Познание– процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Познание имеет два уровня (две стороны) / виды?:

1) чувственное познание - осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом)

2) рациональное познание - присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Формы чувственного познания

• Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

• Восприятие - чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

• Представление - умственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания

• Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.

• Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.

• Умозаключение (вывод) - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Эмпиризм(от гр. empeiria — опыт) - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Особенности чувственного познания.

- непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта;

- наглядность и предметность возникающих в результате познания образов;

- воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Особенности рационального познания.

- опора на результаты чувственного познания;

- абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов;

- воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Цель познания:

В современной литературе цель познания усматривается в истине.

Формы (Виды?) познания:

Говоря о формах познания, выделяют, прежде всего, научное и ненаучное познание, причём, к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.

Научное:

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений наблюдаемой действительности.

Особенности научного познания:

1. Руководствуется принципом объективности (оно должно отражать объект таким, каков он есть на самом деле)

2. Обладает рационалистической обоснованностью

3. Системность знания (научное знание не просто упорядочено, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия)

4. Научному знанию свойственна проверяемость (средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логическое рассуждение)

Методы научного познания:

Моделирование (в т.ч. математическое)

Выдвижение научных гипотез

Изучение по аналогии

аналогия - в переводе с греческого означает сходство, подобие. Так, свойства колебательных движений сначала были изучены физикой только на примере волн, распространяющихся по поверхности воды. Потом, когда стало выясняться, что звук и свет тоже представляют собой колебания, то было естественно предположить, что у них тоже должна наблюдаться так называемая дифракция (огибание препятствий), причем формулы для ее расчета могут быть получены по аналогии с формулами для поверхностных волн. В дальнейшем это предположение полностью подтвердилось.

4. Синтез (греч. synthesis - соединение)(соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении Синтез противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно связан, анализ (от греч. analysis - разложение), дедукция (от общего к частному), индукция (от частного к общему)

Опора на факты

Логичность выводов

Уровни научного познания

Выделяют два уровня научного познания:

1) эмпирический (опытный, чувственный)

А)Эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов.

Б)Содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами (события, физические процессы и т.п.), а также наблюдаемыми связями между ними.

В) Методы исследования на эмпирическом уровне:

- наблюдение

- измерение

- описание

- сравнение

- эксперимент

Наши рекомендации