Уровни научного познания
Познание
Познание— совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Познание– процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Познание имеет два уровня (две стороны) / виды?:
1) чувственное познание - осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом)
2) рациональное познание - присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Формы чувственного познания
• Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
• Восприятие - чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
• Представление - умственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания
• Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.
• Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
• Умозаключение (вывод) - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Эмпиризм(от гр. empeiria — опыт) - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Особенности чувственного познания.
- непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта;
- наглядность и предметность возникающих в результате познания образов;
- воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Особенности рационального познания.
- опора на результаты чувственного познания;
- абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов;
- воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Цель познания:
В современной литературе цель познания усматривается в истине.
Формы (Виды?) познания:
Говоря о формах познания, выделяют, прежде всего, научное и ненаучное познание, причём, к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.
Научное:
Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений наблюдаемой действительности.
Особенности научного познания:
1. Руководствуется принципом объективности (оно должно отражать объект таким, каков он есть на самом деле)
2. Обладает рационалистической обоснованностью
3. Системность знания (научное знание не просто упорядочено, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия)
4. Научному знанию свойственна проверяемость (средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логическое рассуждение)
Методы научного познания:
Моделирование (в т.ч. математическое)
Выдвижение научных гипотез
Изучение по аналогии
аналогия - в переводе с греческого означает сходство, подобие. Так, свойства колебательных движений сначала были изучены физикой только на примере волн, распространяющихся по поверхности воды. Потом, когда стало выясняться, что звук и свет тоже представляют собой колебания, то было естественно предположить, что у них тоже должна наблюдаться так называемая дифракция (огибание препятствий), причем формулы для ее расчета могут быть получены по аналогии с формулами для поверхностных волн. В дальнейшем это предположение полностью подтвердилось.
4. Синтез (греч. synthesis - соединение)(соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении Синтез противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно связан, анализ (от греч. analysis - разложение), дедукция (от общего к частному), индукция (от частного к общему)
Опора на факты
Логичность выводов
Уровни научного познания
Выделяют два уровня научного познания:
1) эмпирический (опытный, чувственный)
А)Эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов.
Б)Содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами (события, физические процессы и т.п.), а также наблюдаемыми связями между ними.
В) Методы исследования на эмпирическом уровне:
- наблюдение
- измерение
- описание
- сравнение
- эксперимент