Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Н.С. Назарова
Политология
Учебное пособие
Одесса ОГЭУ 2010
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Н.С. Назарова
Политология
Учебное пособие
III изд., испр. и доп.
Одесса ОГЭУ 2010
УДК 32(075.8)
Рецензенты: А.В. Музыченко, канд. полит. наук, доцент
С.А. Матвеев, д-р. экон. наук, профессор
Л.С. Буланенко, канд. ист. наук, доцент
Назарова H. C. Политология. Учебное пособие. - Одесса 2010 – 134 с.
Данное учебное пособие представляет собой краткое изложение курса политологии, позволяя студентам осмыслить основные узловые моменты каждой темы, категориальный аппарат, практическую значимость курса политологии.
Пособие предназначено в первую очередь студентам заочной и вечерней формы обучения, окажет помощь и студентам стационара.
Корректор
ВВЕДЕНИЕ
Строительство демократического общества в Украине, формирование гражданского общества в значительной мере зависит от уровня политической культуры населения и, в первую очередь, молодого поколения. Студенческая молодёжь - это, пожалуй, самая политически активная часть населения. Изучение политологии позволяет формирующейся личности определить своё место в современном обществе, выработать собственную систему политических ценностей и приоритетов.
Политическое образование, которое существует в любом демократическом обществе, позволяет придать политике человеческое измерение, выработать стойкий иммунитет по отношению к разного рода радикалистским идеологиям, враждебных демократическому устройству. Овладение основами политической науки и демократической культуры – одно из важнейших условий успеха политических и социальных реформ в Украине, формирования социально-политической гражданской зрелости.
Политически образованный специалист может ориентироваться в потоке информации о политических явлениях и процессах, компетентно судить и давать оценки текущим событиям. Без научных политических знаний специалисту трудно определить свой истинный глубинный политический интерес и адекватные действия по его реализации. Строительство молодого независимого демократического государства нуждается в политически образованных молодых гражданах.
Данное учебное пособие представляет собой краткое изложение курса политологии в соответствии с учебной программой. Построение работы определяется логикой самого предмета. В пособии рассмотрены проблемы формирования власти (политический процесс), ее функционирования (политические системы и их институты) и субъекты политики. Этому предшествует исторический экскурс.
Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1. Место политологии в системе гуманитарных наук
2. Предмет и методы исследования политологии
3. Функции и категории политологии
Прежде чем начать разговор о месте политологии в системе гуманитарного знания, сначала, пожалуй, выясним, а зачем вообще нужны гуманитарные науки, надо ли изучать их в вузе?
В вузах развитых стран непременно изучается цикл гуманитарных дисциплин, даже в технических университетах объем их достигает 30 процентов и более от общего объема учебного времени.
В США еще в 60-е годы провели такой эксперимент. Одной группе студентов (будущим менеджерам) читали только специальные дисциплины. Другой группе - широкий цикл гуманитарных наук, в том числе: мировую культуру, литературу и др. Спустя некоторое время проверили, насколько эффективно они работают в профессиональном плане. И оказалось, что те, кто изучал гуманитарные науки, работают куда эффективнее.
Казалось бы, зачем менеджеру знание трагедий Шекспира или романов Достоевского? Дело, безусловно, не в прикладном значении гуманитарных наук. Главная ценность - в их альтернативности! Точные науки (математические, естественные и др. специальные) не признают альтернативности (2+2= 4). Сопротивление материалов нельзя знать «на глазок», а бухучет проводить по своему усмотрению.
А вот Толстого или Достоевского мы воспринимаем каждый по-своему и даже в разном возрасте читаем Толстого по-разному. Специальные и точные науки не признают полутонов и субъективного отношения, они требуют четкого заучивания. В результате мозг привыкает действовать в жестко заданных рамках. Но в жизни не всегда стоит дилемма: черное - белое, да - нет. Наше восприятие культурных, политических и других ценностей субъективно, эмоционально окрашено, это целая гамма полутонов, и поэтому гуманитарные науки спасают мозг от «окостенения», своеобразного «склероза», они приучают мыслить гибко, раскованно, а отсюда и способность к нестандартным решениям. Именно в этом главная ценность гуманитарных наук. Они учат мыслить, а не заучивать.
Если обратиться непосредственно к курсу политологии, то ее изучение необходимо молодому человеку для формирования политической культуры. Политология вносит ясность и трезвость, помогает разобраться в сложном хитросплетении политических явлений и событий, раскрывает уловки в действиях политиков.
Кстати, если послушать обычные разговоры в транспорте и других местах на социально-политические темы, то следствия, как правило, все определяют довольно правильно (еще бы: на себе чувствуют!), а вот что касается причин, то в головах многих полный сумбур. Обыденная жизнь, эта «капризная дама с претензиями», по словам Г. Плеханова, схватывает только то, что лежит на поверхности.
А для того чтобы разобраться в причинно-следственных связях, чтобы понять, что скрывается за политическими заявлениями и демаршами, чтобы не быть объектом политического манипулирования (а, говоря проще, чтобы тебе на уши лапшу не вешали) и нужно изучать политологию. При анализе любых политических явлений хорошо бы себе задавать вопрос, который сформулировали еще в Древнем Риме «cui prodest» (кому выгодно?).