Становление сравнительной политологии. Первый этап
Этапы становления сравнительной политологии
1. Сравнительная политология как наука (общая характеристика)
Сравнительная политология одна из самых важнейших политических дисциплин на Западе.
Существует две т.з. относительно статуса сравнительной политологии. Первая – самостоятельная часть науки, вторая – составная часть политологии.
Сравнение является необходимым компонентом человеческого мышления. Метод сравнения используется со времен Античности (Аристотель). Аристотель провел сравнительный анализ экономического устройства и общественных структур полисов с целью выяснения влияния социальной и экономической среды на содержание политики и политических отношений. В последствии метод сравнения использовался многими мыслителями (Аквинский, Макиавелли, Монтескье).
Значение сравнения
1. Только на основе сравнения мы можем лучше понять основные особенности, черты, социальные содержания различных политических систем; определить их положительные и негативные качества, а также изучить механизм адаптации систем к окружающей среде.
2. Сравнение помогает расширить наши знания о возможностях в политике.
3. Изучение политической жизни других обществ позволяет выявить политические альтернативы.
4. Сравнение содействует объяснению явлений в политической жизни.
5. Сравнение способствует проверке истинности политических теорий.
6. Сравнение позволяет прогнозировать последствия событий на основе анализа аналогичных явлений уже имевших место в истории.
7. Сравнение единственный способ изучения возможных последствий каких-либо явлений в сфере политики.
Цели сравнительной политологии:
1. Формулировка общезначимых суждений об общих взаимосвязях политического мира.
2. Показ уникальности политического мира разных стран.
Условия сравнительного исследования
1. Сравнимость исторических периодов развития сравниваемых стран.
2. Сравнимость и сопоставимость объектов изучения. Они не должны быть диспаратными (несравнимыми).
3. Необходимо сравнивать объекты не сами по себе (не изолированно), а в совокупности их взаимосвязей с экономической и социальной сферой.
4. Анализ должен быть дифференцирован по следующим аспектам: институциональный, функциональный, нормативный, коммуникативный.
Периоды развития сравнительной политологии
1. Становление сравнительной политологии как самостоятельной отрасли знания (вт. пол. XIX в.).
2. Этап накопления потенциала (традиционная сравнительная политология – пер. пол. XX в.).
3. Этап обновления (новая сравнительная политология – нач. 50-х гг. XX – кон. 70-х гг. XX в.).
4. Этап кризиса и отделения субдисциплин (сер. 70-х гг. – наст. время).
Становление сравнительной политологии. Первый этап
В это время складываются два направления:
· Генерационный. Цели:
1. Моделирование конкретных политических явлений
2. Поиск данных для сравнения
Особенности:
По своим методологическим установкам это направление конструктивно и активно.
Под конструктивностью понимается конструктивный метод исследования – один из способов дедуктивного построения научных теорий. Его суть заключается в последовательном конструировании объектов и утверждений о них, т.е. полученная в ходе исследования теоретическая модель в значительной степени субъективна, и поэтому нельзя с полной уверенностью говорить о степени ее достоверности.
Таким образом, генерационное направление традиционно имеет теоретический характер.
· Таксономия –теория систематизации и классификации.
Особенности:
1. Дескиптивный подход (описательный).
2. Реактивный характер. Реактивность – качество противоположное активности, т.е. способ отношения к действительности в виде пассивной реакции на факты, т.е. констатация фактов с последующей их классификацией без поиска причинно-следственных связей.
Цели:
1. Описание уже имеющихся эмпирических данных.
Сравнивая оба направления, отметим, что первое носит теоретический характер, второе эмпирический; оба направления тесно связаны и дополняют друг друга.
На первом этапе, во-первых, формируется понимание значимости сравнительного метода, во-вторых, разрабатываются теоретические основы метода, в-третьих, создаются условия для осознания особенности сравнительного метода.
Основные идеи разработчиков сравнительной политологии на первом этапе
Либер. Первым использовал в политических исследованиях историко-сравнительный метод. Он считал, что необходим исторический обзор: всех политических систем мира, всех политических работ, написанных наиболее выдающимися авторами, всех утопических моделей государств.
Фримен. Исследовал сходство политических систем, форм правления, институтов удаленных государств. Основные идеи:
1. Выделил причины сходства политических систем: прямое заимствование, подобные условия среды, генетическая общность систем.
2. Основная задача сравнительной политологии – эволюционная реконструкция на основе сравнительно-исторического метода.
Ковалевский. Различал два способа сравнения:
1. Поверхностное сопоставление
2. Строгое научное исследование
Выступал против произвольных сопоставлений. Выделил две разновидности историко-сравнительного метода:
1. Генетическая – сравниваются политические системы, имеющие общие корни.
2. Стадиальная – сравниваются институты и нормы, свойственные одинаковым ступеням общественного развития.
Выделил несколько методологических приемов:
1. Изучение оставшихся от прошлых исторических периодов обычаев и норм.
2. Филологический. Изучение языка.
3. Изучение фольклора.
4. Исследование археологических памятников.
5. Функция компаративистики заключается в посредничестве между теорией и эмпирическими реалиями.
Вильсон. Политика рассматривается как институциональная сфера, опирающаяся на формализованные (узаконенные) нормы и принципы. Институциональная сфера – область отношений, представляющих собой систему взаимосвязанных, стабильных образцов социально-политического взаимодействия.
Дюркгейм. Основные идеи:
· Социальные факты нужно объяснять другими социальными фактами.
· Исходил из факта тесной связи отдельного человека и общества. Общество характеризуется не количественными, а качественными характеристиками.
· В человеке существует в единстве два начала – индивидуальное и социальное.
· Определяющая роль в обществе принадлежит «коллективному сознанию» (духовные единства общества, которые служат консолидирующим фактором).
· Социальный вид – исследовательский инструмент, который содействовал преодолению двух крайностей в познавательном процессе (описательность и абстрагирование). Данное понятие занимает место между двумя противоположными представлениями о коллективной жизни (коллективизм и индивидуализм).
· Выделил область научных исследований, которая находится между абстрагированием и описательностью (социальная морфология – отрасль науки, исследующая конкретные формы коллективного бытия людей в определенных условиях.)
Вебер. Ввел категорию «идеальны тип» - теоретическая конструкция, указывающая направления формирования гипотез, она выполняет творческие функции классификации материала; логическая модель исследуемого аспекта социальной реальности, которая позволяет, во-первых, выделить этот аспект из многообразия социальных связей, а во-вторых, эта модель служит эталоном степени абстрагируемости от исследуемой эмпирической реальности.
Методологические принципы Дюркгейма и Вебера не нашли широкого применения в начала XX в., поскольку господствовал позитивистско-описательный подход.
Традиционная сравнительная политология
Основные особенности:
1. Универсализация партикулярных образцов, т.е. специфическим качеством, характеризующим единичные явления, придавался всеобщий (универсальный) характер.
2. Преобладали конфигуративные исследования, т.е. описание основных политических институтов некоторых, ведущих стран мира. Такие страны как США и Англия рассматривались в качестве образца.
3. Атеоретичность, т.е. поверхностное отношение к теории.
Причины:
1. Недоверие к нормативной теории.
2. Существующие политические нормы легко описывались уже сформированным языком норм, т.е. описывались правила, в соответствии с которыми функционировали институты.
3. Существовало убеждение, что теория политики очень сильно подвержена субъективному фактору и поэтому не может быть устоявшейся.
4. Особенность этапа в том, что господствовало методологическое безразличие.
5. Появление частично аналитического подхода, цель которого поиск законов политического поведения исходя из биологической природы человека.
Основные идеи и теории Брайса.
В его подходе отразились выше обозначенные особенности этапа. Задача исследователя не в том, чтобы предлагать теории, а в обобщении эмпирических данных. Был одним из первых кто поставил вопрос о демократических нормах и об их противоречивом взаимодействии друг с другом. С одной стороны демократия почти всеми воспринимается как нормальная естественная форма правления. С другой стороны превращение демократии в норму стало причиной падения интереса исследователей к изучению демократии. Идеализировал атлантическую форму демократии (США, Канада, Австралия).
В 30-е гг. XX в. ситуация начинает изменяться с появлением в свет первых томов исследования Тойнби «Постижение истории».
Основное содержание взглядов Тойнби.
Продолжил и развил подход Фримена. Выделил три метода сравнительных исследований: установление и фиксация фактов, выявление общих законов на основе сравнительного анализа установленных фактов, конструирование недостающих фактов в форме «художественной фантазии». Разработал на основе сравнительного анализа теоретического материала цивилизационную концепцию исторического развития. Суть концепции заключается в том, что:
1. История – множество культурно-исторических форм цивилизаций.
2. Вид цивилизации определяется характером господствующей религии, территориальным признаком.
3. Вид цивилизации не отождествляется с каким-либо национальным государством. Цивилизация – общество с более широкой временной и пространственной продолжительностью.
4. Цивилизации сопоставимы друг с другом. Цивилизации не замкнуты и могут влиять друг на друга.
5. Каждая цивилизация проходит в своем развитии ряд стадий – генезис, рост и распад. Распавшаяся цивилизация либо исчезает вообще, либо дает начало новым цивилизациям.
На этапе традиционной сравнительной политологии начинается переход от комплексного изучения политической жизни отдельно взятых стран к изучению совокупности отдельно взятых политических институтов и процессов разных стран.