Идеология радикализма
Радикализм (от лат. "radix" - корень) - социально-политические идеи и действия, направленные на кардинальные, решительные, "коренные" изменения существующих социально-политических институтов.
Это означает:
- разрыв с признанной и уже существующей традицией;
- тотальный, быстрый темп перемен;
- примат силовых методов в реализации политических идей.
Как термин радикализм возник в Англии в середине XVIII века среди противников Билля об избирательной реформе 1832 г. Позднее это понятие стали применять по отношению к утилитаристу И.Бентаму и его последователям, названным "философскими радикалами".
Однако ещё до появления самого термина, радикализм как требование решительной замены "неестественных" общественных условий новым ра-циональным порядком проявлялся во взглядах Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, основателя анархизма У. Годвина, но наиболее решительно, уже перейдя к революционному экстремизму, проявил себя в период Великой Французской революции.
B XIX в. понимание радикализма расширилось, а сам он быстро распространился по Европе уже как широкое политическое, философское, религиозное, культурное, просветительское движение. В XIX - XX вв. радикализм стал идеологической платформой для целого ряда левых и правых политических сил. В последние десятилетия ХХ и в начале ХХI века радикализм стал базой для исламского фундаментализма.
В основе радикализма лежит:
а) негативное отношение к сложившейся социально-политической дей-ствительности;
б) признание одного из возможных способов выхода из реальной ситуации (а именно, радикального способа) как единственно возможного.
Формы проявления радикализма:
- нигилизм;
- экстремизм;
- терроризм;
- революционаризм.
Радикализм - всегда оппозиционное направление и опора наиболее жёсткой, неконструктивной оппозиции. В обществе играет дестабилизирующую роль.
В социально-политических процессах выполняет следующие функции:
1. Сигнально-информационная (свидетельствует о неблагополучии в обществе).
2. Функция разрядки социальной напряжённости путём "выброса" накопившегося недовольства.
3. Функция давления на власть.
4. Функция корректировки политического курса.
5. Функция стимулирования коренных политических изменений, инноваций.
Как идейно-политическое течение и как метод решения локальных социально-политических и экономических задач радикализм является даже необходимым компонентом политической жизни (особенно в устойчивых системах, где либеральные, консервативные и радикальные компоненты сбалансированы). В переходных обществах расширяются причины для радикализма. Однако они неизбежно будут уменьшаться в процессе стабилизации общества. При этом политические власти могут ослабить или нейтрализовать последствия радикализма. Если этого не происходит, тогда радикализм может перерасти в экстремизм и терроризм.
Теоретически различают:
1. "Радикализм мысли" (радикальные идеи).
2. "Радикализм формы" (его природа не в размышлениях, а в простоте готовых решений, которые почти всегда сводятся к разрушению без соединения).
В политике различают:
- правый
- левый
- анархистский радикализм
- революционный
- реформаторский
При этом сам радикализм не связан непосредственно с какой-либо од-ной определённой идеологией - это всего лишь особого рода энергетическая политико-психологическая основа любой идейно-политической конструкции.
Очень часто публично провозглашаемые радикализмом цели не соответствуют тем насильственным методам, которые он склонен использовать. Тогда он может прямо смыкаться с экстремизмом и перерастать в него, находя своё конкретное, практически-политическое выражение в разных формах политического терроризма (от "бомбистов" начала ХХ века в России до исламских террористов У. Бен Ладена в ХХI в.).
В основе психологии радикализма лежит сильный политический темперамент охваченных им политиков, стремление добиться нужного результата как можно быстрее, "здесь и сейчас", любой ценой увидеть плоды своей политики при собственной жизни даже тогда, когда речь идёт о процессах, предполагающих смену нескольких поколений.
В ряде общества (в том числе в России) радикализм рассматривается и выступает как неотъемлемый компонент социально-политической жизни, важнейшая политико-культурная традиция и проявляется на уровне социальных слоёв, элиты, контрэлиты, властвующих и оппозиционных групп, простых граждан.
Антиглобализм представляет собой демократическую альтернативу политике глобализации, направленную на построение новой, справедливой цивилизации, основанной на равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве между развитыми и развивающимися странами, охране окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений человечества, объективной и достоверной информации, уважении национальных ценностей и расширении возможностей человеческого развития. Социальная база антиглобалистского движения в разных странах различная, что связано с социально- экономическим и политическим различиями государств, их ролью на мировой арене. Проведенное исследование деятельности Всемирного социального форума позволяет сделать вывод о том, что в международном антиглобалистском движении появилась реальная сила, претендующая на идейно-политическое и организационное объединение антиглобалистских сил, что является качественно новым этапом политико-идеологических процессов внутри антиглобалистского движения. Можно сделать предположение, что разрешение противоречий современной цивилизации возможно лишь на пути нелинейного перехода к более высокому уровню общественной организации, на котором были бы сохранены достижения европейской цивилизации (технический прогресс, наука) и найдены способы их органичного сочетания с социальными и нравственными ценностями всего человечества.
Феминизм.
Хотя феминистские идеи мы можем найти уже в Древнем Китае, никакой теории в этой области не было, пока в 1792 г. не появилась книга Мэри Воллстоункрафт «Заявление о правах женщин». Более широкой аудитории феминистская идея достигла в 1840 - 1850-х годах, когда в ряде западных стран развернулось движение суфражисток, требовавших предоставления женщинам избирательных прав, - так называемая «первая волна феминизма». В начале ХХ века избирательные права женщинам в большинстве западных стран были предоставлены.
Основные черты феминизма :
- стремление усилить общественную роль женщины;
- преодоление господства мужчины над женщиной;
- борьба за равенство прав.
Экологизм.
Хотя экологизм понимается как совершенно новая идеология, связанная с возникновением экологического, или зелёного, движения в конце ХХ в., его корни можно видеть уже в тех возмущениях против промышленной революции, что имели место в XIX в. Главное в этой идеологии – озабоченность тем ущербом, который современная экономика наносит природной среде. Придавая сугубую важность сохранению природной среды, экологизм развивается как эконцентричное мировоззрение, воспринимающее человеческий род как малую часть природы. Одна из самых популярных в этом отношении теорий – концепция «Геи» Джеймса Лавлока, где планета Земля понимается как единый большой организм, работающий на самосохранение.
Экологисты делятся на «светлозелёных», возлагающих надежды на то, что призывы к здравому смыслу и чувству самосохранения в конце концов убедят человечество перейти на позиции экологически здравой политики и образа жизни, и «тёмнозелёных», стоящих на том, что лишь фундаментальная перестройка политических отношений с готовностью поставить интересы экосистемы над всеми остальными приоритетами обеспечит выживание планеты и человека на ней.
В этом разделе были кратко охарактеризованы основные современные идеологии за исключением либерализма, который более подробно будет рассмотрен в следующем разделе данного реферата.