Типология политического процесса
Более детальная характеристика и оценка содержания политического процесса связана с анализом различных его типов. В самой общей форме можно сказать, чтополитические процессы бывают двух типов: внешнеполитические и внутриполитические.Первый будет рассмотрен в специальной теме. Для понимания же особенностей внутриполитических процессов прежде всего необходимо отметить ведущую роль и значение институализированных форм политического участия и принятия решений.
Организационная структура власти является подлинным хребтом политического процесса, предопределяя те или иные объемы политической активности населения, влияя на средства политической мобилизации граждан, господствующие методы управления. Поэтому содержание политических процессов существенно разнится в парламентских унитарных государствах (Великобритания), в странах с полупрезидентско-унитарным правлением (Франция), в президентских системах, сочетающих разделение властей и федерализм (США), в государствах с парламентско-федеральным правлением (Канада) или в иных государственных устройствах. Понятно, таким образом, что возможности развития политического процесса будут зависеть от способности политической организации видоизменять функции своих звеньев, быстро справляться с переменами в правящей элите и сменой лидеров, обеспечивать создание новых необходимых институтов и проч.
С точки зрения системных качеств организации политической власти различаются два крупных класса политических процессов: демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее разнообразие которых определяется тем, находятся ли у власти теократические или военные группировки, авторитарные лидеры или монархи, партии того или иного типа. Если же брать во внимание определяемый организацией власти характер политического участия, сложившийся в данном обществе (например, мобилизованный, традиционный, инновационный и т.д.), а также принятия решений (в частности, конфликтный, консенсусный или иной), то типология внутриполитических процессов будет значительно богаче: мобилизационно-консенсусные, традиционно-конфликтные и проч.
Еще одной важной характеристикой внутриполитического процесса является его предметная направленность на регулирование тех или иных областей общественной жизни. Таким образом, можно говорить о политических изменениях, происходящих в процессе властного регулирования экономической жизни, социальных отношений, культуры и т.д.
В конкретном обществе, как правило, удельный вес этих разновидностей политического процесса неодинаков. В отдельных случаях сосредоточение внимания государственных органов только на какой-то одной сфере общественных отношений (например, экономических) в ущерб другой (социальным) способно вызвать резкий дисбаланс внутри политического процесса, чреватый не только нарастанием напряженности, но и кризисом правящего режима. Поэтому власти всегда должны стараться проводить более сбалансированную политику, избегая перекосов в политическом регулировании тех или иных областей общественной жизни.
Отличия внутриполитических процессов можно определить и по другим основаниям. В частности, с точки зрения публичности осуществления элитой и электоратом своих функций, явного или неявного отправления государством своих полномочий и прерогатив можно выделить открытый и скрытый (теневой) политический процессы.
Открытый политический процесс характеризуется, прежде всего, тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, а также в других формах публичных притязаний людей к государственной власти. При демократии это выражается в непрерывных контактах между группами, гражданами и институтами власти, обсуждении и оспаривании частных и общих целей, корректировке политического курса, осуществляемой под воздействием общественного мнения.
В условиях же тоталитарных режимов, как правило, обнажены другие черты политического взаимодействия субъектов и институтов власти: административный беспредел центра, всепроникающее силовое влияние государства на рядовых граждан и т.д. В то же время, если в демократических государствах открытость политического процесса выражается в открытости для общественности различных фаз и этапов принятия политических решений, корректировки программ, рекрутирования элит, а также других участков властного взаимодействия граждан, то в тоталитарных режимах открытость политического процесса никогда не распространяется на механизмы управления и особенно на святая святых — выработку стратегических и тактических целей правления.
В противоположность открытому теневой процесс базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти, а также на таких властных притязаниях групп и граждан, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти.
В качестве же центров власти, к которым в таком случае аппелируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и непризнанные обществом структуры (например, мафиозные кланы, действующие на той или иной территории). В таком случае это властно-политическое пространство будет регулироваться принятыми в этих центрах решениями, предложенными ими средствами и нормами реализации целей, установленными правами и свободами действующих там субъектов. Чаще всего управленческая информация не обращена к общественному мнению субъектов, действующих в зоне данного политического процесса, а контроль за правящими элитами начисто отсутствует.
Теневой политический процесс может выступать как в альтернативной официальной политике форме (например, в форме паразитирования мафиозных структур на государственных институтах власти, как это имеет место в странах с высоким уровнем коррумпированности правящих слоев), так и в неальтернативной, когда высшая власть определенных институтов официально не афишируется, но признается.
Такая ситуация довольно типична, когда государство передает высшие властные функции своим отдельным структурным звеньям (например, органам политического сыска, тайной полиции, репрессивным структурам и т.д.) или тем или иным партийным формированиям. Вто же время теневым может быть и политический процесс, которому препятствуют в его легализации и потому он приобретает неуправляемый и непроявляемый характер.
Существуют и другие классификации политического процесса. Так, например, в зависимости от темпов и длительности изменений он делится на революционный, отличающийся быстротой и глубиной преобразований, и эволюционный — процесс постепенных длительных изменений.
С точки зрения устойчивости основных формвзаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс характеризуется устойчивыми институализированными формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Как правило, такой политический процесс основывается на сформированной социальной структуре, легитимном режиме правления и высокой эффективности господствующих в обществе культурных норм и прежде всего доверия, взаимоуважения прав участниками политического процесса.
В силу этого настрой последних на сотрудничество значительно сильнее, чем потребность в конфликтном развитии отношений. Как считает А.Хадениус, самым надежным основанием стабильности политического процесса является приверженность людей демократическим ценностям, которые «должны стать всеобщей идеологией, объединяющей большинство граждан, партийных организаций». В этом случае само политическое участие не будет рассматриваться людьми как форма борьбы с опасными и жестокими противниками.
Отличительным признаком стабильности политических процессов является их высокий уровень институализации реализации гражданами своих демократических прав и свобод. Опыт западноевропейских и североамериканских политических систем показал, что стабильность политических процессов, как правило, велика там и тогда, где и когда гражданское общество обладает высоким уровнем автономности, независимости от властей, где даже при конфликтных ситуациях в отношениях гражданских институтов и объединений государство не вмешивается в развитие событий, отдавая предпочтение механизмам саморегулирования противоречий. При этом правительство постоянно реагирует на запросы общественного мнения, что дает людям уверенность в своих возможностях влиять на власть.
Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти как проявление необходимости изменения политического курса. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, социальные конфликты, вызванные изменившимися условиями вертикальной и горизонтальной мобильности населения. Иначе говоря, разрыв между новыми потребностями общества или групп и неспособностью режима отреагировать на них адекватным изменением механизмов политического участия и управленческих стратегий и вызывает нестабильность политического процесса.
Нередко нестабильность возникает и в обществах, где у власти постоянно находятся представители одних и тех же сил, партий, союзов, что неизбежно создает явное или неявное противоборство двух блоков политических сил, концентрацию всех конфликтов вокруг одной линии противоречий. Постоянная политическая дискриминация даже сравнительно небольшой социальной или национальной группы, ее устойчивая неудовлетворенность своим политическим статусом могут стать причиной острых и ожесточенных конфликтов. В обществах же, обладающих различными способами влияния групп на процесс принятия решений, чаще всего эти источники политической нестабильности и не возникают.