Походов к изучению региональных политических ситуаций
В социально-гуманитарных науках существуют различные представления о том, что такое «региональная элита». В рамках меритократическго подхода региональной элитой считаются находящиеся у власти или при власти обладатели особых позитивных личных качеств. В рамках альтиметрического подхода под региональной элитой понимают совокупность лиц, занимающих статусные позиции в структурах региональной власти или непосредственно влияющих на эти структуры в процесс принятия политических решений.
Как считают специалисты, при изучении региональных политических элит целесообразно использовать принятый в современной политической науке альтиметрический, или функциональный, подход. При этом, однако, одни исследователи под региональной политической элитой понимают совокупность должностных лиц в органах государственной власти и местного самоуправления, непосредственно (по должности) влияющих на процесс принятия политических решений в регионе.
Другие исследователи в состав региональной политической элиты включают также акторов, которые не обладают властными должностями, но непосредственно влияют на политическую ситуацию в регионе. Это – политические лидеры и ключевые представители политических партий и общественных движений; национальные и религиозные лидеры; ведущие представители деловой элиты, участвующие в политической жизни региона и воздействующие на процесс принятия политических решений.
Кроме того, некоторые исследователи в состав региональной политической элиты включают и таких лиц, которые непосредственно не занимаются политической деятельностью, однако косвенно оказывающие влияние на политическую ситуацию в регионе. Это – лидеры общественного мнения, например представители интеллектуальной элиты, которые влияют на общественные настроения в регионе и таким образом воздействующие на процесс принятия политических решений, осуществляемый властным региональным истеблишментом.
Позиционный анализ региональных политических элит предполагает изучение влияния политических деятелей через их положение во властной иерархии. При этом специалисты отмечают, что позиционный анализ предполагает не столько исследование формально-правовых норм функционирования региональных политических элит, тем более, что межрегиональные различия здесь невелики и во многих случаях просто несущественны, а изучение реальных групп влиянии в регионе. Это обусловлено тем, что формальная конфигурация органов государственной и муниципальной власти не отражает реальную расстановку политических сил в регионе, поскольку различные властные структуры могут контролироваться из одного центра, быть под фактическим управлением одной группы влияния. И, наоборот, даже в региональной администрации, которую принято представлять в виде «команды», могут быть различные политические группировки.
Позиционный анализ региональных политических элит позволяет выявить конкретные факторы их дифференциации и консолидации, которые влекут за собой появление в регионе реально существующих групп влияния. При этом исследователи выделяют эндогенные и экзогенные факторы формирования региональных групп влияния.
Эндогенные факторы дифференциации и консолидации региональных политических элит и, соответственно, формирования региональных групп влияния непосредственно связаны с деятельностью органов государственной или муниципальной власти и политических лидеров в регионе.
Органы региональной власти являются не только формально-правовыми образованиями, но и сплоченными иерархически устроенными политическими организациями со своим руководством и корпоративными интересами. Превращение того или иного органа государственной или муниципальной власти в реальный центр, вокруг которого складывается группа влияния, зависит от того, каковы его полномочия и возможности, а также от эффективности их использования в конкретных политических ситуациях.
Региональные группы влияния складываются также вокруг тех или иных политических лидеров, обладающих определенной политической автономией и ярко выраженными политическими амбициями. Поэтому к эндогенным факторам формирования региональных групп влияния относятся как амбиции региональных политических лидеров, так и личные конфликты между ними, выступающие мощным политическим стимулом, влекущим за собой дифференциацию региональной политической элиты и ее консолидацию вокруг политических лидеров. Появление лидера, умеющего заявить о себе, создать региональную группу влияния, наладить политические связи и обеспечить «механизмы» их поддержания, оказывает огромное воздействие на политическую ситуацию и ее изменение в регионе.
Исследователи выделяют два вида региональных групп влияния, складывающихся вокруг политических лидеров. Это – «кроссинституциональные» и «субинституциональные» группы влияния. «Кроссинституциональными» называются созданные политическими лидерами группы влияния, которые присутствуют в нескольких региональных властных структурах. «Субинституциональные» – это группы влияния, которые реально контролирует только часть региональной властной структуры.
Экзогенные факторы дифференциации и консолидации региональных политических элит – это факторы среды, в которой происходит формирование региональных групп влияния. Эти факторы исследователи обычно делят на экономические, географические, этнические и социальные.
Экономические факторы дифференциации и консолидации региональных политических элит связаны с борьбой за власть как средством реализации групповых экономических интересов. Это является мощным стимулом формирования региональных групп влияния, целью которых становится как защита контролируемых экономических ресурсов, так и получение новых путем осуществления политико-экономической экспансии. Эта экспансия связана с принятием региональной властью нужных для определенной группы влияния экономических решений или лоббированием ее экономических проектов, нуждающихся в политической поддержке.
Такие группы влияния обычно формируются вокруг амбициозных представителей региональной деловой элиты и в этом плане можно говорить об экономическом характере этих групп влияния. Однако для реализации своих целей эти группы влияния начинают активно участвовать в политических процессах, приобретая при этом характер политических групп влияния. Такие группы влияния иногда становятся частью уже существующих политических групп, выражающих интересы того или иного бизнеса.
Кроме того, экономические факторы дифференциации и консолидации региональных политических элит и формирования региональных групп влияния тесно связаны также с возможностями политического фандрайзинга – сбора средств для реализации политических проектов. Наличие доступных финансовых ресурсов у тех или иных представителей деловой элиты служит важным стимулом возникновения у них политических амбиций, поскольку открывает большие возможности для участия в выборах или проведения определенной информационной политики. Поэтому многие представители деловой элиты стремятся реализовать себя не только в экономике, но и политике, создавая при этом группы влияния и переходя, таким обратом, из «чистого бизнеса» в «политическое измерение». Мощным стимулом при этом является как желание развивать бизнес, получив для этого право непосредственного участия в принятии политических решений, так и стремление к личной самореализации, продолжению карьеры в новой сфере.
Географические факторы дифференциации и консолидации региональных политических элит связаны с тем, что отдельные территориальные структуры в регионе могут иметь свои политические интересы, вокруг которых и происходит формирование региональных групп влияния. Целью таких «географических» групп влияния является участие в процессах распределения и перераспределения ресурсов на внутрирегиональном уровне в пользу тех или иных территорий. Очень часто «географические» группы влияния возникает в виде реакции на дискриминационную политику региональных властей по отношению к определенным территориям.
Географические факторы дифференциации и консолидации региональных политических элит связаны также с таким явлением, как землячество. Принадлежность к одному землячеству, в основе которого лежат личные отношения между политическими акторами, ведет к формированию региональных групп влияния, созданных по земляческому принципу. Как правило, в их состав входят люди, которые не просто родились и выросли в одном районе, но и работали вместе.
Этнические факторы дифференциации и консолидации региональных политических элит связаны с наличием различных интересов у тех или иных этнических групп в регионе. Соответственно, возможно складывание «этнических» групп влияния на основе борьбы за интересы той или иной этнической группы в рамках региона. Однако следует учитывать, что формирование «этнических» групп влияния в регионе, с одной стороны, облегчено самим фактом принадлежности ее участников к одной этнической группе, что облегчает межличностные коммуникационные процессы и создает более тесные, доверительные отношения между ними, а с другой – затруднено внутри этническими противоречиями. Поэтому очень часто в роли «этнических» групп влияния в регионе выступают земляческие и родственно-клановые объединения субэтнического характера, не являющиеся выразителями обще этнического интереса.
Социальные факторы дифференциации и консолидации региональных политических элит связаны с социальной стратификацией территориального социума. Поэтому возможно появление таких региональных групп влияния, которые, отстаивая интересы определенных социальных страт, выступают с политических позиций социально-групповой солидарности.
Действие различных эндогенных и экзогенных факторов в каждом конкретном случае влияет на конфигурацию и структуру реально существующих групп влияния в регионе. Изучение структуру региональных групп влияния предполагает проведение следующих исследовательских операций:
1. Выявление значимых (влиятельных) политических акторов различного происхождения, выступающих центрами консолидации региональной политической элиты и принятия политических решений.
2. Идентификация и персонификация политических акторов, вокруг которых формируются региональные группы влияния.
3. Выявление и оценка связей между политическими акторами, форм и способов их реализации (см. схему 10).
Схема 10.