Политические учения нового времени

Началом Нового Времени традиционно считается английская революция середины XVII века. Она разделила английское общество на сторонников короля (роялистов) и сторонников парламента. Противоборствующие стороны сформулировали свои политические программы, в которых несмотря на прямую противоположность высказываемых идей есть и нечто общее: апелляция к религиозным текстам для подкрепления своей аргументации.

Сторонники короля отстаивали традиционные концепции божественного происхождения монархической власти. Близок был к роялистскому лагерю и Т. Гоббс (1588-1679), однако его политические воззрения не вписываются в рамки традиционных подходов. В знаменитом произведении «Левиафан» он раскрывает свое понимание «естественного права» и «общественного договора». В «естественном состоянии», считает Гоббс, была неизбежной «война всех против всех» (бэллюм омниум контра омнэс), так как все люди созданы равными по физическим и умственным способностям, а значит – равными в своих правах, но все они от природы эгоистичны, жадны, честолюбивы; здесь действует принцип «человек человеку волк» (хомо хомини люпус эст). (Плавт). Однако страх смерти, инстинкт самосохранения и естественный разум приводят людей к необходимости заключения «общественного договора», они создают государство, добровольно отказываясь от своих естественных прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Гоббс формулирует ряд естественных законов человеческого общежития, но отмечает, что ничто, кроме силы государства, не может заставить людей подчиниться этим законам. Абсолютная власть государства превращает естественные законы в гражданские. Государство должно гарантировать людям свободу, т. е. право делать все, что не запрещено гражданскими законами. Высшим законом государства должно быть благо народа, провозглашает Гоббс, и если властитель действует вопреки естественным законам, то народ имеет право восстать против него.

Сложные перипетии английской революции завершились в 1688 г. государственным переворотом, навсегда покончившим с абсолютизмом в Англии. В это время выходит труд Джона Локка (1632-1704) «Два трактата о государственном правлении», в котором отражено новое понимание естественного права и общественного договора. В естественном состоянии, считает Локк, люди были свободны и равны, но не было органа для разрешения споров между ними, для наказания нарушителей естественных законов. С целью обеспечения своих прав люди договорились образовать государство, точно определив то объем полномочий, который они ему передают, сохраняя неотъемлемое права на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство. Локк всесторонне обосновывает принцип верховенства закона. Властные полномочия государства, считает он, должны быть четко разделены: законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная – монарху и кабинету министров. Суверенитет народа, подчеркивает Локк, выше суверенитета государства, значит, народ имеет право на восстание с целью вернуть государство на путь закона.

На рубеже XVII-XVIII вв. в Европе возникает явление, которое принято называть Просвещением. Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле «царства разума» путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр. В политической мысли это отразилось в виде концепций «просвещенного абсолютизма».

XVIII век ознаменован бурным развитием политической жизни и политический мысли во Франции. Французские просветители (Вольтер, Дидро, Монтескье и др.) предлагали установить равенство всех пред законом, верховенство закона, народный суверенитет, основываясь на методологии рационализма. Ш. Л. Монтескье (1689-1755) называют основоположником «географической школы» в политической науке. В работе «О духе законов» он попытался исследовать, какие факторы определяют форму государства в различных странах. К таким факторам он относил прежде всего климат, рельеф местности, размер территории, географическое расположение. Монтескье высказал мысль о большом значении социально-экономических факторов и культурных традиций, придал окончательный вид концепции разделения властей, показав необходимость самостоятельности судебной власти. Идеалом для него была конституционная монархия.

Возникают в этот период и радикально-революционные концепции. К ним следует отнести, прежде всего, идеи Жан Жака Руссо (1712-1778). Последовательный республиканец и демократ Руссо исходил из приоритета принципа народного суверенитета. Догосударственное состояние людей он называет «золотым веком», так как в этот период не было главных зол – частной собственности и неравенства. Возникновение этих явлений он считает ошибкой людей и именно с их появлением связывал происхождение государства. Руссо первым четко разграничил гражданское общество и государство. Необходимо такое государство, утверждает он, в котором люди не теряли бы своих естественных прав и сохраняли свободу. Суверенитет народа не отчуждаем, принадлежит только ему, и поэтому Руссо отрицательно относился к народному представительству, доказывая необходимость прямого народоправства.

В конце XVIII века сложились условия для практической реализации идей французских политических мыслителей. Американская война за независимость стала первой такой попыткой. Политическая идеология этого революционного процесса изложена в Декларации независимости США: естественные права всех людей на жизнь, свободу, собственность, на безопасность и счастье, суверенитет народа, его право на восстание против нарушающего естественные права правительства, принцип разделения властей и пр. Впервые в истории эти положения политической теории легли в основу государственной политики. Следует отметить, что здесь демократизм американских мыслителей и политиков причудливо сочетался с признанием необходимости сохранения рабства.

Другой попыткой реализации этих политических идей была Великая французская революция 1789-1794 годов. Однако, Франция конца XVIII века оказалась еще не готова полностью воплотить великие политические идеи столетия. Эти идеи оказали огромное влияние на последующее развитие Европы и всего мира.

На рубеже XVIII-XIX веков наблюдается бурный подъем политической мысли в Германии, прежде всего в русле немецкой классической философии. И. Кант. (1724-1804) всесторонне обосновывал политическую доктрину либерализма. Человек, считает он, должен в своем поведении руководствоваться велениями нравственного закона. Свобода имманентна (внутренне присуща) каждой личности, но она часто перерастает а произвол одного человека по отношению к другому. Чтобы ограничить такой произвол, необходимо право. Всеобщая обязательность права достигается с помощью принудительной силы государства, благо и назначение которого Кант видит в максимальном соответствии его устройства и деятельности принципам права (концепция правового государства). Идеал Канта – верховенство народа, свобода, равенство и независимость всех граждан в государстве при ограничении избирательных прав трудящихся. Он был противником революционных методов борьбы за власть, признавая только постепенные реформы сверху, предложил проект «вечного мира», положения которого актуальны и сегодня.

Первая половина XIX века – время окончательного становления индустриальной цивилизации в ведущих европейских странах. Этот период характеризуется окончательным оформление основных политических идеологий, появлением новых методологических подходов к изучению политических явлений.

Ведущей политической идеологией этого времени становится либерализм. Вообще началу либерализма как политической теории было положено в 1776 году шотландским экономистом Адамом Смитом, опубликовавшем в этом году свой труд под названием «Богатство наций», где он обосновал классическую теорию невмешательства в экономику. Истинное богатство наций, писал А. Смит, составляют не запасы золота и серебра, которыми они владеют, а количество товаров и услуг, производимых ими. Смит опровергал применявшееся ранее понятие «меркантилизм», в соответствии с которым богатство стран определяется наличием или отсутствием слитков золота или серебра в их казне. Именно этой точке зрения следовала Испания, грабившая страны Нового Света, однако от этого ставшая еще беднее. Франция также со времен, по крайней мере, Людовика XIV следовала принципам политики меркантилизма и ставила экономику под контроль правительства, которое создавало планы, предоставляло право на монополию, субсидии, устанавливало пошлины и другие ограничения торговли.

Смит утверждал, что этим путем невозможно обеспечить максимум экономического роста. Вмешательство правительства всегда сдерживает экономический рост. Если какой-либо одной компании предоставить монополию на производство определенной продукции, то исчезнет конкуренция, а вместе с ней и стремление к производству новой продукции и снижению цен: в экономике наступает застой.

Устранив правительство от вмешательства в экономику, можно действительно добиться улучшения системы.

А как же хаос, который воцарится с установлением свободной конкуренции, неконтролируемой правительством? Не беспокойтесь, сказал Смит, рынок сам отрегулирует экономику. Деятельные производители будут процветать, а ленивые разоряться. Общество получит продукцию высшего качества по самым низким ценам. Спрос и предложение определяют цены лучше, чем государственные чиновники. В условиях свободного рынка «невидимая рука» регулирует и подправляет экономику. «Невидимая рука» – на самом деле просто расчет миллионов людей, преследующих собственные интересы обогащения, - производит необходимую корректировку.

Идеология либерализма получила свое название от латинского «liber», что значит «свободный»: под этим подразумевается, что общество должно быть свободным от вмешательства со стороны правительства. Как метко подметил Томас Джефферсон, «лучшее правительство то, которое меньше всего управляет». Точно так же как правительство не управляет экономическим развитием, оно не должно вмешиваться в дела религии, прессы или свободы слова.

Основными ценностями либерализма были провозглашены права и свободы личности, ее неприкосновенность, свобода частной собственности и экономической деятельности, невмешательство государства в экономику, разделение властей и др.

В первой половине XIX века оформляется и политический консерватизм. Конкретные идеи, составляющие его содержание, менялись в процессе исторического развития, но общие мировоззренческие принципы, сформулированные в те годы, остаются по сей день: сохранение исторически сформировавшихся форм политической жизни, приоритет государственных интересов над личными правами и свободами, отрицание равенства людей, демократических институтов и пр.

В первой половине XIX века возникает позитивизм – новый методологический подход к исследованию общественной жизни. Отказываясь от познания сущности политических явлений, позитивизм сводит задачи политической науки лишь к описанию их статики и динамики. Этот метод дал толчок началу конкретных социологических исследований в области политики.

В этот период завершается формирование политической идеологии социализма (коммунизма), сторонники которого связывали наличие в обществе несправедливости, насилия и угнетения с господством частной собственности, к уничтожению которой они и призывали.

Во второй половине XIX века индустриальное общество в Европе продолжало развиваться, постепенно видоизменяясь: к концу столетия свободная конкуренция в наиболее экономически развитых странах постепенно сменяется господством монополий. Европейские государства под воздействием борьбы трудящихся принимают элементы социального законодательства, начинают все активнее вмешиваться в экономику, другие сферы общественной жизни. Наряду с бурным развитием либеральной и социалистической политических идеологий усиливаются и консервативные, антидемократические тенденции в политической мысли. Позитивизм все более вытесняет в науке классические философские методы, но к концу века все боле ясными становятся ограниченные его возможности. Политические мыслители вновь обращаются к «вечным» вопросам сущности и аксиологии государства, политики возвращаются к наиболее ценным достижениям философской методологии (неокантианство, неогегельянство и др.).

Во второй половине XIX века усиливаются антидемократические тенденции политической мысли. Возникает концепция, согласно которой определяющими факторами в возникновении и развитии политических институтов является борьба различных рас, естественный отбор, приводящий к господству высшей расы. При этом, сторонники этой концепции по-разному понимали термин «раса». Большинство трактовали термин «раса» чисто биологически. У Ф. Ницше же был другой подход. Для Ницше (1844-1900) высшая раса – прежде всего интеллектуальная элита общества, люди, обладающие наибольшей «волей к власти». Демократию Ницше считал изобретением людей со слабой волей к власти, с помощью которой они подчиняют себе людей с сильной волей к власти. Все развитие человечества – лишь средство достижения великой цели – формирование расы «сверхчеловеков».

Наши рекомендации