Общественная политика государства
Все, что мы до настоящего момента говорили о политике представляет собой общие рассуждения о различных входах в политику и то, как они (эти входы в политику) обслуживаются различными институтами политической системы общества. Однако весьма важно сосредоточить внимание и на выходах политической машины, взглянуть на то, что выходит из этой системы.
На Западе в 60-х годах прошлого столетия исследователи политики начали более внимательно изучать действительное содержание политики, и вскоре появилась подотрасль политической науки – «общественная политика», под которой понимается все то, что делает правительство.
В общественной политике прежде всего выделяются намеренияправительства, что преследует правительство, осуществляя те или иные акции. При этом следует иметь в виду, что намерения правительства не всегда совпадают с осуществлением политики в действительности. Это связано с двумя причинами: во-первых, правительство может осуществлять политику, преследуя совершенно другие цели, чем те, которые оно широко объявляет населению в своих намерениях и, во-вторых, в ходе осуществления политики, правительство может получить совсем иные результаты, чем те, которые оно намеревалось достичь. Например, вводя войска в 1979 г. в Афганистан, правительство СССР намеревалось этим обезопасить свои границы, а в действительности получило многолетнюю войну.
Таким образом, в общественной политике, наряду с намерениями правительства, важное место занимают ее результаты, полученные от воздействия политики. Фактически общественная политика – это отношение между тем, что правительство пытается делать и тем, что действительно происходит.
Частое несовпадение результатов политики с намерениями требует постоянного видоизменения и приспособления политики правительства с учетом результатов, полученных от осуществления предшествующей политики.
Если говорить об основных направлениях или видах общественной политики на современном этапе, то это: экономическая политика, энергетическая политика, политика охраны окружающей среды, политика благосостояния, политика образования, политика обороны, правовая политика, городская политика и др. среди всех этих видов важнейшее место занимает экономическая политика.
Экономика охватывает и поддерживает все прочее, что включает в себя общественная политика. Фактически все варианты выбора той или иной политики имеют прямые или косвенные экономические последствия, и этих последних часто оказывается достаточно для того, чтобы выбранная политика закончилась провалом. Политике, задуманной для того, чтобы защитить окружающую среду, но ведущую к упадку промышленности и сокращению рабочих мест, скорее всего не суждено будет длиться слишком долго. Например, принятые правительствами ряда стран СНГ под давлением общественности («зеленых») решения об остановке действующих на их территориях атомных электростанций так до сих пор и не осуществлены.
Какой бы ни была проблема – охрана окружающей среды, энергетика, благосостояние или любая другая – политика в этой сфере будет связана с экономикой. Некоторые из самых худших политических выборов были сделаны тогда, когда политики, принимающие решения, забывали об этой элементарной вещи. Экономическая политика имеет приоритет и затмевает все прочие направления политики.
В отношении экономической политики во всем мире не утихают дискуссии о допустимой степени вмешательства государства в экономику. В западных странах долгие годы следовали политике «классического либерализма», требующей того, чтобы правительства держались подальше от экономики, не вмешивались в нее. Однако, с началом «Великой депрессии» в 1929 г. политика невмешательства в экономику вела к ухудшению положения вещей, и люди стали требовать правительственного вмешательства. Реальное положение дел вынудило западные правительства взять на вооружение методы, разработанные упомянутым нами английским экономистом Джоном Мэйнардом Кейнсом, который доказывал, что свободный рынок сам по себе может достичь равновесия спроса и предложения лишь за счет неприемлемо высокой безработицы. Решение, считал Кейнс, состоит в том, что правительство должно увеличить «совокупный спрос» путем финансирования общественных работ и программ благосостояния.
Политика современных правительств Запада в области экономики – это лавирование между «свободной рыночной экономикой» и государственным вмешательством (регулированием) экономики.
Энергетическая политика.С развалом Советского Союза, разрывом экономических связей, ростом неплатежей и переходом к рыночной экономике страны СНГ переживают острый энергетический кризис. Сейчас перед правительствами этих стран стоит дилемма: вводить ли правительственный контроль для того, чтобы провести экономику сквозь энергетический кризис, или позволить «свободному рынку» - через его механизм приспособления цен – выполнить эту работу. И тот и другой путь не является приятным: оба ведут к тяжелейшим издержкам населения и росту неплатежей. Но и государственное дотирование цен на энергоносители тяжелой гирей висит на правительстве и не позволяет обуздать инфляцию.
Вся политика в этой сфере должна сводиться к сочетанию этих двух методов, так, чтобы с наименьшими издержками продвигаться вперед.
Политика охраны окружающей среды.Окружающая среда и энергия тесно связаны, ибо производство энергии является крупнейшим источником загрязнения окружающей среды. Многие столетия в мире уделяли мало внимания окружающей среде; Земля – большая планета и здесь много места для вываливания отходов. Однако, в 60-е годы прошлого столетия начало нарастать беспокойство по поводу неотвратимости загрязнения окружающей среды, зародилась экологическая этика и экологическое движение.
Сложность политики охраны окружающей среды связана с колоссальностью расходов, которые необходимо понести для перевода промышленности на малоотходную технологию и очистку всего того, что было накоплено за многие десятилетия промышленного развития. Сама же политика в этой области осуществляется по следующим направлениям:
- принятие законов,предусматривающих суровые санкции за умышленное или неумышленное загрязнение окружающей среды, и предъявляющих жесткие параметры к машинам, механизмам и технологическим процессам в смысле выброса в воздух, атмосферу и водную среду токсических отходов;
- создание экономических условийи предоставление всевозможных льгот (инвестиционных, налоговых) при производстве и внедрении малоотходных и менее токсичных машин, механизмов и технологий;
- финансированиеразличных экологических программ.
Политика благосостояния.По другому эту политику называют «война с бедностью».В любом государстве война с бедностью составляет важное направление в общественной политике. И трудность этой политики начинается уже со сложности определения самого понятия «бедность».Эта проблема всегда стояла перед СССР; стоит она сейчас и перед всеми странами СНГ, так же, как стоит она и перед США и любой другой страной. Все дело в том, что бедность в различных странах разная, и то, что, скажем, в США называется бедностью, в Казахстане будет вполне комфортабельным существованием. В общем, попытка определить «бедность» может быть так же обманчива, как и попытка определить «политику». Но в 1955 г. Департамент труда США предложил формулу, которая с тех пор применяется в большинстве стран, хотя очевидно, что это неполное определение. Проведенные по заказу этого департамента исследования показали, что семья расходует около одной трети своих доходов на питание. Поэтому этот департамент провел «черту бедности» на уровне в три раза превышающем экономный бюджет питания. А для несельскохозяйственных семей – обычно превышающий его в четыре раза. Количество людей в США, отнесенных по этой методике к разряду бедных (т.е. живущих ниже черты бедности) составило: в 1965 г. – 17,3% американцев; в 1985 г. - 14 %; в 2005 г. - 12,8%. Среди негров и испаноговорящих он был значительно выше. В последние годы отмечается процесс феминизации бедности. Основные направления политики благосостояния:
- продуктовые талоны;
- помощь семьям с детьми;
- медицинская помощь и медицинская забота.
Здесь мы коротко затронули несколько важных сфер общественной политики. Сюда можно добавить и другие ее сферы. Но какие бы сферы общественной политики мы ни затрагивали, везде возникает вопрос, следует ли расширять вмешательство правительства в этих сферах.
Вопросы для самоконтроля: Модуль 1, вопросы 24-37.
Рекомендуемая литература: 2, 3,4,7, 9, 10, 13, 39.