Личность как субъект и объект полит. воздействия. Проблемы соблюдения прав и свобод человека и гражданина в России
В политической жизни общества человек играет различные социальные роли. Так, во-первых, в системе политических отношений он предстает, с одной стороны, как субъект, а с другой, – как объект политического воздействия (руководства, господства, управления и т.п.). В последнем случае говорят об участии обычных (рядовых) граждан в политике, об их политическом поведении. Как подлинный субъект политики человек действует в качестве парламентария, президента, члена правительства, судьи и т.п. В этом случае речь идет о профессиональной политической деятельности, о функционировании человека как политика. Эту деятельность обычно именуют политической карьерой, под которой понимают последовательное продвижение по служебной лестнице. Научное или публицистическое описание чьей-либо жизни в политике, состоявшегося жизненного пути политика составляет его политическую биографию. Как объект политики человек ведет себя в соответствии с характером управленческого воздействия. При демократическом типе взаимоотношения гражданина и власти управление человеком осуществляется через воздействие на его интересы. Изменяя условия жизнедеятельности индивида, политический субъект изменяет человеческие интересы и тем самым добивается изменения его политического поведения в желаемом направлении. При тоталитарном типе взаимоотношений управленческий импульс направлен на сознание человека и преследует цель изменить его поведение прежде всего через чувство страха наказания. Такой механизм политического регулирования поведения граждан внешне выглядит эффективным, но в долгосрочной перспективе, как показывает практика, он малоэффективен. И наоборот, управление, основанное на учете объективных и законных интересов граждан, является наиболее надежным, результативным и гуманным. Вторая характеристика человека политического связана с его гражданством. Под гражданством понимается правовая связь человека (физического лица) с определенным государством, порождающая взаимные права и обязанности, которые определяются основным законом государства конституцией. Практическая важность института гражданства заключается в том, что государство обязано способствовать гражданину в реализации его прав, осуществлять его дипломатическую защиту вне пределов отечества. Институт гражданства, как правило, подробно регулируется социальными законами и подзаконными актами. Третий аспект связи человека с политикой состоит в его правосубъектности (правовом статусе). Комплекс субъективных прав граждан закреплен обычно в конституции государства. Эти права делят на экономические, социальные, политические, культурные и личные. В основе правового статуса граждан лежат, как правило, следующие конституционные принципы: единство прав и обязанностей, равноправие и полноправие граждан, законность и недопустимость ущерба при использовании гражданами своих прав и свобод. К ним можно добавить еще два принципа: никто не судья в собственном деле и разрешено все, что не запрещено законом. Практическая реализация прав граждан представляет целый ряд больших и трудных проблем. Одна из них связана с неполнотой провозглашаемых нрав и свобод человека. В конституциях многих государств сформулированы еще не все права, предусмотренные Всеобщей декларацией. Также имеет место то, что провозглашенные права нередко имеют слабые гарантии их реализации или вообще не имеют такого механизма. Следующая проблема в том, что само государство, его органы и должностные лица часто нарушают декларируемые права граждан, практикуют их дискриминацию по различным основаниям, что особенно характерно для тоталитарных режимов. Человечество в своей новой истории выработало следующие институты и механизмы защиты прав и свобод гражданина: - деятельность профсоюзных организаций по защите прав своих работающих членов; - деятельность правоохранительных органов – милиции (полиции), прокуратуры, судов, адвокатур и т.п.; - деятельность комитетов (комиссий) по правам человека в органах государственной власти разных уровней; - деятельность общественных правозащитных организаций. Они могут быть как национальными, так и международными. Ограниченность, ущемление прав и свобод человека приводят к тому, что он перестает быть подлинным субъектом политики, отчуждается от власти. S политики – все те, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с гос-вом, независимо от степени влияния на принимаемые им решения и хар-ер реализации гос.политики. Осн. S 3-х типов: Индивидуальны (рядовой гражданин, чье участие в политике обусловлено групп.интересами,, профессиональный деятель, выполняет в гос-ве f управления и контроля, частный индивид, действует независимо от групп.целей и не выполняет при этом никаких профессионал.обязанностей), Групповые (общности и коллективы от неформального до официальный, от временных до устойчивых, от локальных до транснациональных объединений), Институциональные (организации, выполняющие представительские и исполнительские f в полит.системе – партии, движения, лобби, международные организации). Индивид повлиять на хар-ер разв-я любой полит.системы. Олицетворяя статус чел-ка как относительно самостоятельного и свободного существа, чьи интересы и возм-ти так или иначе противоречат общ-ву и гос-ву, индивид (личность) символизирует смысл и ценность любой коллект.дея-ти. Отношения гос-ва и индивида выражают отношения власти и чел-ка – этих 2-х противоположных начал соц.жизни и 2-х самостоятельных источников общ.власти. Организуя совместную жизнь людней гос-во тем не менее выступает как начало подавления и принуждения к подержанию определ.полит.порядкав и форм поведения. Со свой стороны индивид выступает как начало свободного и естеств.волеизъявления. Несмотря на имеющие у него притязания к гос-ву, д/я реализации своих интересов и перспектив, чел-к остается существом, кот.обладает собств.программой жизнеутверждения и самовыражения. Если гос-во способно выбрать любой путь эволюции, то чел-к всегда будет стремиться к защите своей свобода, достоинства, счастья и жизни. т/об, гос-во индивид взаимодействуют м/у собой как два взаимосвязанных и одновременно взаимооппозиционных начала соц.жизни. Каждый из них обладает не только разными правами и возм-ми, но и разными источники и принципы организации власти в общ-ве. Конечно гос-во и чел-к меняются, но принципиальные отношения м/у ними остаются. Гос-во остается внешней для индивидуал.жизни силой, обладающей по отношению к личности важнейшими принудительными прерогативами, правами и полномочиями. Однако чел-к в демократ.странах становится высшей соц.ценностью полит.отношений Подходы к соотношению возможностей гос-ва и личности (власти и чел-ка): 1) теория, кот обосновывает систему власти, в кот. гос-во обладает неоспоримым преимуществом перед чел-ом (Конфуций, Платон, Аристотель). Деспотичное гос-во, кот.контролирует все стороны чел.жизни, опираясь на жестокие законы, позволяющее регулировать неизбежную и постоянную войну м/у правителями и подданными. Индивид, подданный,не имеющий особых прав. Исключение возможностей постановки вопроса о полит.свободах и правах чел-ка, признание индвивида в кач-ве гражданина и полноправного партнера гос-ва (такие теории подтвердились в практике деспотичных и тоталитарных государств); 2)отношений гос-ва и чел-ка основывается на признании того, что в основе гос-ва д/лежать права и природе чел-ка (Д.Локк, Т.Джеферсон, Дж.Медисон). Высшая ченность – личность, на основе потребностей кот.д/строиться вся госуд.система власти. Совместная и индивид.жизнь чел-ка не д/строится на ан поит.принуждении со стороны центров власти. Т/об, го-во объявлялось рез-ом соглашения свободных индивидуумов, граждан, кот.органичивают его возможность вмешателства в их частную жизнь. Т.е. гос-во выполняет те f, кот наделяют его граждане, гос-вао подконтрольно народу, гражд.общ-ву. (в ряде соврем странах Запада такая модель становилась). 3) В основе этой теории лежит отстаивание идея компромисса и меры в отношении прав того и другого S власти (установление гармоничных отношений м/у гос-вом и личн-тью). Ярко проявляется в хрестианско-демократич.идеологии. Индивид – гл.источник деят-ти гос-ва, объет защиты гражд.достоинства и опекунства. Но и гос-во не тольк источник принуждения, ск-ко орган, действующий в интересах всеобщего блага, сглаживания соц.контрастов, поддержания слабых, согласование интересов и упрочнения справедливости. Права чел-ка – совокупность норм и принципов, кт закрепляют систему полит отношений, гарантирующих представление индивиду определенных свобод и соц.благ. Право носит нормативный хар-ер, общеобязательный, государственно-влстный хар-ер, государственно-обеспечивающий, формальная определенность права. Права: гражданские (личные), политические, соц-эконом. В определен.условиях гос-во д/я защиты конституц.строя в зависимости от своих реалн.возможностей м/менять содержание эконом или соц.прав. В ЧС может приостанавливать реализацию определенных гражд.прав, ограничивать свободы (лица, обвиняемые в угол.преступл, право быть избранными в органы власти запрещая экстрим.пртии и движения). Даже при ЧП (обстоятельствах) законодательно установливаются пределы и сроки действия таких ограничений. При этом право на жизнь, свободу совести. Вероисповедования, право на жилище на судебную защиту не подлежат отмене. Но есть такие способы действий режимов, кот направлены на ограничения прав: н-р, ведение неоправдвнных (возрастных, материальных, территориальных) цензов, кот ограничивают возможность участия граждан на формир-е органов власти и на участие в их работе. 4 гр.нарушений прав чел-ка сос стороны гос-ва: 1) геноцид и этнические чистки, граждн.войны и полит терроризм, 2) расовая дискриминация, 3) ограничение полит прав гражданина, 4) уничтожение окруж.природы сокращение доступа к культ.ценносям, введение ограничений на получение информации.