Обшие характеристики современных избирательных систем
Практика демократических выборов имеет относительно недавнюю историю. Всего несколько веков назад выборов почти не было, и лишь очень немногие люди в очень немногих странах имели право участвовать в выборах. Сегодня выборы проводятся в большинстве стран, но их формы, методы и результаты весьма различны.
Обычно под избирательной системой понимают установленный законом или иным нормативным актом способ определения результатов голосования и порядок распределения мандатов между партиями или кандидатами. Как правило, выделяют четыре основных типа избирательных систем: плюральная , мажоритарная , пропорциональная и смешанная. Наиболее распространенными являются две избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная, которые имеют свои разновидности.
С институциональной точки зрения избирательная система определяет процесс избрания лиц на государственные посты посредством введения правил, механизмов и процедур, на основании которых осуществляется подсчет голосов. Можно сказать, что избирательная система – это способ конвертации голосов избирателей в места в выборных структурах власти.
Тип избирательной системы определяется порядком установления количества голосов избирателей, необходимых для победы на выборах или получения мест в парламенте, и зависит от определенного соотношения приоритетов. Если во главу угла ставится формирование стабильного эффективного правительства, предпочтение отдается мажоритарной системе; если же делается акцент на адекватном представительстве в парламенте интересов различных групп населения – пропорциональной. Во многом это зависит от характера взаимоотношений законодательной и исполнительной власти. В том случае, когда правительство создается парламентом, большое значение имеет формирование в парламенте устойчивого большинства. Напротив, в президентских республиках, где правительство в меньшей степени зависит от парламентского большинства, более важным становится вопрос об адекватном представительстве в парламенте интересов различных групп населения.
Следует отметить и такой фактор, как величина территории, на которой проводятся выборы (косвенно этот фактор связан с уровнем публичной власти, но в России, например, некоторые муниципальные образования превышают по численности населения иные субъекты Федерации). Главным достоинством системы, основанной на одномандатных округах (т. е. мажоритарной), считается близость кандидатов и избранных депутатов к избирателям. Однако это преимущество не стоит абсолютизировать, особенно когда речь идет об общенациональных выборах. Так, в Российской Федерации одномандатные округа по выборам депутатов Государственной думы охватывали в среднем около 500 тыс. избирателей. Нетрудно подсчитать, что если избранный по такому округу депутат в течение всего срока своих полномочий только и делает, что встречается с избирателями, то при этом он может уделить каждому в среднем лишь около четырех минут.
Размер округа играет важную роль в том случае, когда решается вопрос о возможности применения преференциального голосования.
Дело в том, что системы, основанные на преференциальном голосовании, требуют централизованной обработки всех бюллетеней, что чрезвычайно трудно осуществить в рамках большого округа. Важнейшим фактором, влияющим на выбор избирательной системы, являются функции, выполняемые представительным органом.
Достоинства и недостатки различных избирательных систем широко обсуждаются в научной литературе. Считается математически доказанным, что идеальной демократической процедуры проведения выборов не существует. Каждая из избирательных систем имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим более подробно наиболее известные типы избирательных систем и их модификации и убедимся сами в их преимуществах и недостатках.
Плюральная система
Плюральная система означает, что победу на выборах одерживает кандидат, получивший относительное большинство голосов, т. е. больше, чем любой из его соперников. Следовательно, победитель получает поддержку менее 50 % избирателей, что отчасти снижает уровень его легитимности. Иногда эту систему не выделяют в качестве особой и относят к мажоритарной в один тур, или мажоритарной системе относительного большинства. Наиболее часто в ней применяется распределение электората по одномандатным округам, когда от каждого округа избирается один представитель и избиратель имеет только один голос.
При мажоритарной системе относительного большинства (действует в Великобритании, хотя в настоящее время не на всех выборах, а также в США, Канаде, Индии и других странах) избранным признается кандидат, собравший голосов больше, чем любой другой претендент, но не обязательно больше половины. В этих условиях если выдвинут только один кандидат, то голосование может не проводиться, поскольку достаточно будет того, что кандидат проголосует сам за себя. В истории такие примеры были, хотя и тогда, в конце XVIII – первой трети XIX в., кандидаты от так называемых «гнилых местечек» [114] старались, как правило, заручиться поддержкой одного-двух или даже большего числа избирателей. Из-за высокого имущественного ценза, необходимого для обладания активным и пассивным избирательным правом, количество избирателей в «гнилых местечках» сокращалось. К 1832 г. из 203 городов, от которых направлялись депутаты в парламент, 115 могли быть отнесены к «гнилым местечкам». Фактически депутаты назначались крупными землевладельцами, сохранявшими с феодальных времен права на эти населенные пункты. В результате парламентской реформы права таких городов по избранию депутатов были законодательно упразднены.
В некоторых странах применяется распределение электората по многомандатным округам, когда избиратель имеет столько голосов, сколько мест нужно заполнить в представительном органе власти. Данная система позволяет избирателю осуществлять индивидуальный выбор своего представителя и достаточно понятна для него. Эта система, например, используется на выборах в органы местного самоуправления в Великобритании.
В условиях мажоритарной системы относительного большинства воля избирателей может быть искажена. Так, предположим, в избирательных округах конкурируют три партии. В первом избирательном округе кандидат от партии А собрал 9,5 тыс. голосов, кандидат от партии Б – 100 голосов, кандидат от партии В – 400 голосов. В другом избирательном округе голоса распределились следующим образом: кандидат партии А – 3,3 тыс. голосов, партии Б – 3,4 тыс. голосов, партии В – 3,3 тыс. голосов. В третьем избирательном округе кандидат партии А получил 3,4 тыс. голосов, кандидат партии Б – 3,5 тыс. голосов, кандидат партии В – 3,1 тыс. голосов. В результате этого партия А, набравшая 16,2 тыс. голосов, получит одно депутатское место, партия Б, за кандидата которой проголосовало 7 тыс. избирателей, получит два места в представительном органе, а партия В, за кандидата которой подано 6,8 тыс. голосов, вообще не получит ни одного депутатского мандата.
Разновидность плюральной системы, система «двойного одновременного голоса» (double-simultaneous vote), применяется на президентских выборах в Уругвае и Гондурасе.
Соединяя в себе принципы проведения первичных выборов американского образца, с одной стороны, и всеобщих выборов – с другой, данная система используется в ситуациях, когда от партий выставляется по несколько кандидатов. Победителем становится тот кандидат от партии, опередившей других, который набрал больше голосов, чем остальные кандидаты от этой партии. В Уругвае подобная система утвердилась именно потому, что политические партии страны, в сущности, представляют собой рыхлые коалиции лидеров и политических течений (отчасти напоминающие партии США). В Гондурасе система «двойного одновременного голоса» была принята в 1986 г. как средство преодолеть глубокие разногласия, возникшие в двух основных партиях республики, когда действовавший президент, не имевший, согласно конституции, права баллотироваться на новый срок, попытался добиться выдвижения своих союзников кандидатами от обеих основных партий.