Феномен политической идеологии

«Глобальная идеологизированность» или «конец идеологии»?

В отечественной политологии существует определенная традиция исследования политических идеологий*. Начать обзор целесообразно с упоминания книг Александра Зиновьева, в числе которых выдяются «Фактор понимания» и «Идеология партии будущего». Однако даже в последней из них политическая идеология специально не исследуется, так как речь там идет об идеологии «вообще». В конечном итоге А. Зиновьев отмечает, что «идеологий было много в прошлом и много существует в наше время»1, но каких конкретно, так и не поясняет. В значительной мере тот же вывод справедлив и применительно к работе С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием»: почти не уделяя места политической идеологии, автор говорит главным образом о политических технологиях, то есть манипуляциях сознанием, что вовсе не одно и то же.

Еще один исследователь, В. П. Макаренко, уже в начале своей книги заявляет, что «главные понятия политики не поддаются определению». В итоге работа носит описательный характер: автор чрезмерно широко трактует понятие «идеологии современности», включая в их число в действительности не являющиеся самостоятель ными («коммунитаризм» и т. п.). Аналогичным образом А. И. Соловьев ограничивается заявлением, будто сегодня «отсутствует теоретическая модель, способная системно и целостно интерпретировать идеальную сферу политики». Власть, властные отношения, по мнению политолога, есть «символическая коммуникация», которая, «отражая особый тип властного принуждения, раскрывает саму суть политики как особой сферы социальности». В конечном итоге А. И. Соловьев приходит к выводу о «конце идеологии»: «главным системо-образующим конструктом» у него оказывается имидж, не претендующий на выработку объединяющих смыслов.

В действительности явления, которых касается А. И. Соловьев, есть не эволюция, а деградация, наступившая в идеологической сфере в результате господства совершенно определенной политической идеологии — либерализма. Так, еще в 1920-е годы Людвиг фон Мизес был вынужден признать: «…самая серьезная ошибка либерализма состоит в том, что ему нечего предложить более глубоким и благородным устремлениям человека»4. Между тем А. И. Соловьев выдвигает на первый план проблему установления «более сложных и гибких механизмов коммуникации» в российском обществе. Неясно, однако, как их выстраивание окажется возможным с учетом принятия в 2004—2007 годах ряда законов, значительно урезавших и без того минимальную демократичность российской политической системы?

Что такое политическая идеология: рабочая гипотеза

Большая часть современных российских политологов соотносят феномен политической идеологии с понятием политического сознания, по-разному трактуя их взаимосвязи. Так, существует мнение, что политическая идеология есть «система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируются политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальной группы, общества в целом». Утверждается, однако, и другое: политическая идеология — часть политического сознания.

Помимо политического сознания понятие «политическая идеология» порой пытаются формулировать, исходя из понятия «идеология», объясняя первую как часть более масштабного объекта — идеологии вообще*, что верно отчасти. Кроме того, политическую идеологию стремятся связать с политическим действием вплоть до того, что последнее — это и есть первое. Есть точка зрения, будто политическая идеология не является каким-то особым объектом и нет смысла исследовать ее как нечто отдельное. Наконец, некоторые отечественные политологи полагают, что политической идеологии уже не место в современной жизни, что она есть анахронизм.

Ниже мы постараемся подтвердить, что:

1. Политическая идеология существует не «в чистом виде», но лишь в виде отдельных идеологий (анархизм, социал-демократия, либерализм, консерватизм и др.).

2. Политическая идеология — это одна из форм общественного сознания вообще, результат работы коллективного разума. Так, невозможно указать ни на одного конкретного автора, придумавшего анархизм, либерализм и др. 3. Политическая идеология отличается от всех других форм общественного сознания, поскольку направлена на активное изменение общественного бытия (противодействие таким изменениям).

4. Политическая идеология возникает и существует, только когда в обществе действуют политические организации, стремящиеся реализовать на практике определенные общественные идеалы, закрепленные в данной политической идеологии.

5. Внутренняя структура политической идеологии вне зависимости от ее содержания состоит из четырех частей: а) общемировоззренческие установки, б) общественно-политический идеал, в) объяснение современной ситуации, г) способы достижения общественно-политического идеала (доктрина).

6. Политическая идеология — это идеальный, гипотетический (то есть в принципе ненаблюдаемый как таковой) объект.

Переходя к доказательствам, напомним: «исследование политики есть процесс сбора и интерпретации информации»10. Однако, что касается политической идеологии, то никакого «сбора информации» не требуется. Необходим анализ уже имеющихся точек зрения, а не добывание фактов как таковых. Это и будет сделано ниже.

Наши рекомендации