Политология в системе профессиональной подготовки специалиста
Высшее образование, являясь важной составной частью общего социокультурного процесса, включено в широкий контекст жизни, общества.
Классическая профессионально ориентированная модель подго товки специалиста была направлена на овладение необходимой суммой знаний, умений и навыков, связана с трансляцией устойчи вого, постоянно воспроизводимого содержания. И в случае ста бильных технологий специалисты, подготовленные по этой модели, вполне удовлетворяли потребителей.
На пороге XXI в. содержание знаний и условия их функциониро вания стремительно меняются. В соответствии с этим высшее об разование должно давать студенту не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и уме ние воспринимать и осваивать новые знания, новые виды и формы трудовой деятельности, новые приемы организации и управления, политические, эстетические ценности.
Это порождает необходимость перехода к социально и культурно ориентированной модели подготовки специалиста, предусматри вающей не только высокую профессиональную компетентность, но и интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие личности, повышение уровня образованности и культуры будущего специ алиста как важного условия для его профессионального самоопре деления в последующей трудовой деятельности.
Важнейшими составляющими социально и культурно ориентированной модели подготовки специалиста являются: формирование и развитие коммуникационных способностей и навыков, системное ти взглядов на мир и место в нем человека, формирование граждан ской позиции и осознания профессиональной ответственности за принятие решений.
Для создания такой модели необходима гуманитаризация обра зования, которая связана не только с тем, что возрастает доля гу манитарных знаний в подготовке специалиста, но и с созданием условий для раскрытия духовных устремлений студентов, их творчес ких способностей.
Необходимость гуманитаризации высшего образования вызвана в частности и тем, что значительному числу выпускников вузов при ходится заниматься не только профессиональной, но и управлен ческой деятельностью. Это требует от них глубоких знаний в облас ти политологии.
Политология, объясняя политические процессы и раскрывая за кономерности функционирования и развития политических систем, государственных институтов и общественно-политических органи заций, способствует осознанию членами общества • руководите лями и рядовыми гражданами - общественных потребностей и ин тересов, пониманию проблем, подлежащих решению, которые за элементарными повседневными нуждами утрачивают отчетливые очертания или вовсе теряются.
На уровень и характер преподавания политологии оказывают существенное влияние неоднозначные процессы, происходящие в российском обществе. В последние годы кризис общественного со знания развивается по формуле: от конформизма к плюрализму и от него к тотальному негативизму. В обществе с размытыми ду ховными ориентирами утрачивается доверие к рациональной со циальной мысли, к способности разума критически воспринимать те или иные ценности, традиции, взгляды, обостряется кризис по литической социализации молодежи: воздействие политической культуры на личность через традиции, опыт предшествующих поколений становится все более сложным. Кроме того, в переходном обществе с характерной для него социоструктурной и еще более радикальной социокультурной маргинализацией действует меха низм негативной мобилизации. Достаточно интенсивно проявляют себя и различные формы электорального негативизма в студенческой среде. Все указанные факторы накладывают свой отпечаток на пре подавание политологии.
Переходные периоды всегда связаны с усложнением обществен ной жизни, динамичностью, изменчивостью ситуации, возрастани ем неустойчивости.
Российское общество находится в процессе ломки, изживания, вытеснения, крушения ранее сложившихся институтов, норм, цен ностей и идеалов, в обстановке формирования новых учреждений, правовых установлений, миропонимания, ценностных ориентации. Часть общества находится в плену прежних представлений, привы чек, поведенческих стереотипов, другая же часть сравнительно бы стро адаптируется к новым условиям, открыта новым воззрениям, ориентируется на иной, чем прежде, образ жизни. Также следует принимать во внимание, что сегодня в России ни одна из систем ми ровоззренческих, политических, нравственных взглядов не имеет бесспорного признания, долговременной устойчивости.
Основная цель преподавания политологии в современных усло виях заключается не только в передаче определенной суммы знаний о политике, но и в выработке у студентов умений и навыков отста ивать и защищать свои права, реализовывать личные и групповые интересы через представительные политические институты, терпимо относиться к инакомыслию, находить компромиссы и достигать согласия по ключевым вопросам.
Изучение политологии развивает способности к элементарному рационально-критическому осмыслению политики, позволяет сту дентам овладеть техникой и методикой организации митингов, из бирательных кампаний, составления петиций, ведения политических дискуссий и переговоров, способствует развитию навыков самовыражения и аргументации. Это крайне необходимо в условиях укорененности в массовом сознании популистского образа мира, для которого характерны упрощенное объяснение событий, плос кое видение реальности, радикализм и непримиримость. В этой связи уместны слова французского политолога Ф. Бро: “В полити ке, где худшие страсти могут внезапно превратить людей в фанати-
ков, замутить предрассудками их сознание, задача политической науки - вносить холодный, трезвый, демифологизирующий, объ ективный взгляд” (Бро Ф. Политическая наука // Политология вчера и сегодня. М., 1990. С. 237).
Можно ли говорить о гражданственности человека, если он не знает Конституцию своей страны, права человека и гражданина, полномочия и функции различных государственных органов?
Может ли гражданин сделать осознанный выбор, если он не раз бирается в предвыборных программах и лозунгах, в облике полити ческих партий и движений, личных качествах политических деяте лей?
Можно ли вообще быть гражданином без уважения к закону, без развитого правосознания, ориентации на образцы правомерного поведения?
Изучение политологии позволяет приобщиться к таким важным компонентам гражданской культуры, как:
научные представления об отношениях между гражданами, гражданином и обществом;
оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентации и, прежде всего, ценности, представляемые в Конституции Российской Федерации, включая отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, гражданский мир и согласие, государственное единство, любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость и др.; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъ екта гражданского общества.
Все это будет способствовать формированию гражданской пози ции будущего специалиста, его самореализации в условиях возрос шей свободы экономического, политического, мировоззренческого выбора.
Возникает вопрос: только ли студенчеству необходимо полити ческое образование? Проблема ликвидации политической безгра мотности сегодня стоит достаточно остро, от ее решения зависит, будут ли в нашем обществе доминировать законопослушные, ло яльные граждане, умеющие отстаивать свои права и защищать интересы в правовой форме или верх возьмет стихия “пугачевщины”? Чтобы человек мог совершить свой выбор осознанно, его надо научить анализу всего спектра альтернатив, возможностей и последствий. Только так можно избежать шараханий общества из одной политической крайности в другую.
Долгие годы вульгарного толкования политической теории, под мена ее политической мифологией обернулись сегодня для общества политическим суеверием и нигилизмом. Без твердых социальных и духовных основ демократия остается либо мифом, либо неустой чивым политическим режимом, легко заменяемым той или иной формой диктатуры. Демократию нельзя ввести декретом, демокра тии надо учиться.
Политическое образование один из способов современной социализации личности и формирования политической культуры, приобщения к демократическим ценностям.
Николай Бердяев в статье “Свободный народ” (1917) отмечал: “...Задача воспитания и просвещения массы русского народа есть основная задача, поставленная превращением России в демократи ческое государство. Демократия может быть лишь особого рода культурой человеческого духа, или она будет худшим из рабств, худ шей из деспотий”.
Выводы
1. В отличие от других областей политического знания полито логия как наука комплексная имеет цель проникнуть в сущность по литики как общественного явления, выявить на макро- и микроу ровне ее структурные элементы, внутренние и внешние связи и от ношения, определить основные тенденции и закономерности, дей ствующие в различных политических системах, выработать объек тивные критерии социального измерения политики.
2. При изучении политических явлений и процессов политология использует следующие методы познания: сравнительный, социоло гический, психологический, антропологический, бихевиористский, структурно-функциональный, системный, метод экспертных оценок, моделирование политических процессов, метод политической коммуникации и др.
3. Изучение политологии развивает способность к элементарному рационально-критическому осмыслению политики, позволяет студентам овладеть техникой и методикой организации митингов, избирательных кампаний, составления петиций, ведения полити ческих дискуссий и переговоров, способствует развитию навыков самовыражения и аргументации.
Основные понятия: политика, политология, теоретическая политология, прикладная политология, сравнительная политология, методы политологии, функции политологии.