Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Политология»
Дисциплина «Политология» содержит сведения о предмете и методе политологии, ее месте в системе политических наук и основных категориях и парадигмах политических дисциплин. Основной целью преподавания дисциплины «Политология» является передача студентам знаний специфике политической жизни, субъектах и формах проявления политической жизни, политических изменениях и процессах. Изучение данного курса также предполагает формирование у студентов научно-обоснованных взглядов на политическую реальность, включая негативные политические процессы.
Преподавателю необходимо изложить материал в доступной для студентов форме, сохраняя научную основу содержания, логику изложения, и в тоже время не опуститься на уровень, который характерен для упрощенных подходов. Практически по каждому вопросу необходимо показывать особенности его постановки в специфических условиях России.
Преподавание дисциплины «Политология» должно:
· дать студентам знания по дисциплине «Политология»;
· способствовать развитию у студента навыков работы с нормативо-правовыми документами (законами, политическими документами, постановлениями, указами и т.д.), научной литературой;
· развить навыки практического применения полученных знаний;
- привить студентам навыки самостоятельного анализа политических событий и процессов.
В результате обучения студент должен приобрестизнания в объеме, который в будущем позволит ему анализировать, систематизировать полученные теоретические и практические знания для выработки оценки политических процессов и прогнозов их развития.
Особенность политологии состоит в актуальности, специфических методов политического анализа.
Политология предполагает владение преподавателем информацией о смежных с политологией науках, владение знаниями из различных областей права, социологии, экономики, психологии. Начиная с первого занятия, преподавателю следует подчеркивать практическую направленность политологии.
Методика подготовки и проведения занятий предполагает использование традиционных методик обучения (лекции, практики) с включением инновационных элементов – применение тестирующих программ в текущей и итоговой аттестации. При преподавании данной дисциплины до сведения студентов должно быть доведено, что политология использует в основном политологические методы.
Вышеперечисленные обстоятельства налагают на преподавателя большую ответственность и требуют от него обладания значительным объемом знаний.
Основные принципы учебных занятий:
· недопустимость однообразия методических приемов и средств обучающего воздействия на студентов;
· четкая системность каждого учебного занятия как комплексной системы организационной, учебно-воспитательной деятельности преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью студента;
· высокая правовая и общая культура преподавателя высшей школы.
Структура содержание методических материалов, обеспечивающих проведение занятий. Преподавание политологии преследует цели наиболее оптимального изложения и охвата необходимого учебного материала с учетом реального времени, отводимого на изучение по учебному плану вуза. Оптимальным представляется установление в учебном плане одинакового количества как лекций, так и семинарских (практических) занятий. Усвоение основных положений и понятий политологии, а также возможность их практической реализации предполагает чередование практических занятий и теоретических семинаров, включающих серьезную самостоятельную работу под руководством и контролем преподавателя.
Основным документом, определяющим объем курса, минимум требований, которые могут быть предъявлены студенту на экзамене, зачетеявляется рабочая программа, составленная в соответствии с государственным образовательным стандартом и требованиями, предъявляемыми в высших учебных заведениях.
Курс лекций и семинарских (практических) занятий подразделяется на два раздела – общий (теоретический) и специальный (практический). В общем разделе освещаются, анализируются и обсуждаются политические субъекты, процессы, явления и категории политической жизни общества с точки зрения основных теорий, подходов, концепций науки.
В специальном (практическом) разделе даются социально-политические характеристики отдельных акторов политической жизни с точки зрения сточки зрения прикладной политологии, а именно: применения методов и методик для исследования политической реальности отдельных систем, режимов и государств. Определяется специфика применения данных методов в политологии с учетом особенностей процессов современной России.
Методика чтения лекций.Для чтения лекции необходимо выбрать оптимальное количество рассматриваемых вопросов, четко распределить время, затрачиваемое на рассмотрение каждого из вопросов. Необходимо помнить, что, прежде всего, лекция существует для того, чтобы дать студентам «свежий» материал. Лекция выступает в качестве первоисточника, из которого студент черпает совершенно новые для него сведения. Лекция предоставляет студенту возможность для непосредственного восприятия материала. Она должна приобщить студента к творчеству, размышлению. В ходе лекции необходимо после представления официальной позиции ведущих ученых изложить авторский взгляд на рассматриваемые проблемы, акцентировать внимание на практической значимости рассматриваемых вопросов.
Основными элементами лекции должны выступать:
· вступление;
· изложение основного материала (вопросов лекции);
· заключение.
При чтении лекции рекомендуется использование опорных материалов (текст лекций, краткий план). Для лекций по дисциплине «Политология» наиболее приемлемым следует считать средний темп изложения материала. Наиболее приемлемой манерой изложения материала является так называемый академический стиль. Вопросы студентов нельзя оставлять без ответа. Ответы должны быть четкими, понятными и убедительными.
В ходе изучения дисциплины для оказания помощи студентам необходимо регулярно проводить групповые и индивидуальные консультации, правильно организовать самостоятельную работу студентов – довести до их сведения виды самостоятельной работы, графики организации самостоятельной работы студентов и контролировать ее выполнение.
Усвоение студентами информации рекомендуется проверять на семинарских (практических) занятиях по вопросам и заданиям, сформулированными к данным занятиям, а также тестовым заданиями. Провести семинарское (практическое) занятие на высоком уровне – это задача еще более сложная, чем прочитать лекцию. В дидактике семинар рассматривается как один из видов практического занятия и представляет собой групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. Семинары по дисциплине «Политология» включают наряду с этим и работу по анализу практических политических проблем, так как специфика дисциплины обусловливает оптимальность совмещения вышеуказанных составляющих для успешного усвоения изучаемого материала. Именно на этих занятиях раскрываются сильные и слабые стороны в подготовке студентов. В ходе их проведения необходимо углубить знания, приобретенные на лекциях, способствуя самостоятельной работе студентов. Чаще всего рекомендуется использовать вопросно-ответные семинары, семинары с использованием докладов, семинары с использованием рефератов, семинары – контрольные срезы, а также семинары в виде развернутой беседы. Оптимальным является использование смешанного семинара, включающего вышеперечисленные элементы. В ходе их проведения целесообразно использовать приемы, которые создают ситуации, провоцирующие студентов на свободное самовыражение их мнений по обсуждаемым вопросам. Планы данных занятий служат методическим документом при самостоятельной работе студентов. Количество вопросов в плане может быть различным, это зависит от сложности и объемности темы.
По своей структуре вышеуказанное занятие следует разделить на четыре части:
- вступительное слово преподавателя;
- обсуждение студентами предложенных на занятие вопросов и заданий;
- заключительное слово преподавателя;
- задание студентам на будущее занятие.
Промежуточной формой контролядля студентов могут являться тестовые задания, определяющие уровень знаний студентов по изученным блокам тем, которые рекомендуется проводить на 8 учебной неделе. Оценки (рекомендуемая форма зачтено – выполнение более 60% заданий теста /незачтено - выполнение менее 60% заданий теста) выставляются преподавателем на основе знания студентами теории.
Задания для контрольных работ (для заочного обучения) следует формулировать таким образом, чтобы:
· углубить и закрепить знания студентов по дисциплине «Политология»;
· способствовать развитию у студента навыков работы с нормативно-правовыми документами, научной литературой;
· развить навыки практического применения полученных политологических знаний;
· привить студентам навыки самостоятельного анализа политических проблем, выработки путей их решения.
Основным документом, определяющим объем курса, минимум требований, могущих быть предъявленными студенту на экзамене/зачете, является рабочая программа, составленная в соответствии с государственным образовательным стандартом и требованиями, предъявляемыми в учебных учреждениях.
Итоговой формой контроля как для студентов является экзамен/зачет, в ходе которого преподаватель должен проверить теоретические знания, практические навыки и умения студентов. Экзамен по дисциплине «Политология» рекомендуется проводить в устной форме с использованием билетов. Зачет может проходить как в тестовой форме контроля знаний, так и в устной форме с использованием билетов. Во время экзамена/зачета преподаватель должен быть терпеливым, доброжелательным и объективным в обращении к студентам.
В целях более оптимальной оценки успехов студента в освоении дисциплины «Политология» целесообразно оценить структуру учебной деятельности студента по изучению дисциплины «Политология» состоящей из следующих частей:
1 часть – текущая учебная деятельность: посещение занятий, выполнение семестрового плана самостоятельной работы, активная работа на занятиях, успешное прохождение контрольного среза (выполнение тестовых заданий);
2 часть – учебная деятельность в ходе сдачи экзамена/зачета: формулирование общих понятий, основная часть, умение анализировать конкретные общественные социально-политические ситуации.
Оценка успешности изучения дисциплины выражается в числовых оценках – «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» на экзамене и «зачтено»/«не зачтено» на зачете в соответствии с учебным планом специальности.
При этом необходимо исходить из достаточно высоких требований к экзаменующимся. Оценка «отлично» может быть выставлена только тем студентам, которые показали знание теории, специальной литературы, нормативного материала, статистических данных, самостоятельность мышления, раскрыли состояние практической деятельности, изложили свои мысли грамотным юридическим языком. Для получения оценки «хорошо» студент должен обнаружить глубокие знания учебной литературы, уметь грамотно излагать материал. Для получения оценки «удовлетворительно» студент должен знать материал в объеме учебника, при этом в его ответе отсутствует практическая составляющая, самостоятельность мышления. «Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопросы билета или показал полное отсутствие знаний по вопросам билета.
Выполнение контрольной работы на заочном отделении оценивается на «зачтено», «не зачтено». «Зачтено»ставится за все правильно решенные задания контрольной работы, возможны недочеты по оформлению, «не зачтено» выставляется студенту, который не выполнил задания к контрольной работе, соответствующие его варианту (для заочной формы обучения).
Средствами обучения при преподавании дисциплины «Политология» являются: нормативные документы (указы, законы, политические документы и др.), учебники по данной дисциплине (текст), иная специальная литература (текст), иллюстративный материал по отдельным темам курса.