Методические рекомендации для преподавателей

Курс "Статистика" включен в учебные планы подготовки экономистов всех специальностей в качестве обязательной дисциплины, является базовой дисциплиной современного экономического образования. Курс связан с главными математическими и экономическими дисциплинами: "Микроэкономика", "Макроэкономика", "Высшая математика", "Теория вероятностей и математическая статистика", "Эконометрика" и др.

В процессе изложения курса необходимо системно и комплексно рассмотреть проблемы сбора и обработки статистической информации, этапы проведения статистического наблюдения, провести обзор социально-экономических задач, которые можно успешно решать, используя статистические методы. Значительное внимание нужно уделить теоретическим основам курса и базовым понятиям статистики.

В процессе чтения курса следует подробно разобрать такие темы, как средние величины, показатели вариации, выборочные наблюдения, ряды динамики, индексный метод, статистика населения, статистика труда, система национальных счетов. Учебный материал необходимо сопроводить большим количеством числовых примеров и задач для самостоятельной работы.

МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Примеры экзаменационных заданий по курсу "Статистика"

Часть 1. Теоретические вопросы

1. К количественным признакам относятся:

а) вид выпускаемой продукции

б) национальность

в) товарооборот магазина

г) семейное положение

2. Если дисперсия признака в совокупности А больше дисперсии признака в совокупности Б, то

а) коэффициент вариации в совокупности А также будет больше

б) коэффициент вариации в совокупности А также будет меньше

в) коэффициенты вариации в совокупностях А и Б будут равны

г) коэффициент вариации в совокупности А может быть как больше, так и меньше

3. К собственно-случайной выборке по способу отбора и типу генеральной совокупности наиболее близка

а) типическая выборка

б) серийная выборка

в) механическая выборка

г) комбинированная выборка

4. Для открытого интервального ряда ширина последнего (открытого) интервала принимается равной

а) ширине интервала в первой группе

б) среднему арифметическому ширине интервалов всех групп

в) ширине интервала предпоследней (ближайшей) группы

г) нулю

5. Были получены следующие данные по коммерческим банкам Российской Федерации на 1 января 2003 г.

Группы коммерческих банков по величине чистых активов, млн. руб. Число банков
228,3-889,7
889,7-1551,1
1551,1-2212,5
2212,5-2873,9
Итого

Этот ряд распределения НЕ является:

а) интервальным

б) вариационным

в) дискретным

г) закрытым

Часть 2. Задачи

1. Имеются данные по ценам билета в кино

Цена за билет, руб.
Число проданных билетов

Задание: рассчитать среднюю цену билета, моду, медиану.

2. Бухгалтерией собраны данные о прибыльности предприятия за время его работы:

Размер среднемесячной прибыль, млн. руб. 2-4 5-7 8-10
Количество лет, в которые наблюдалась такая прибыль

Задание: рассчитать коэффициент вариации для размера прибыли, определить однородность совокупности.

3. На заводе методом случайной повторной выборки было проведено 25% исследование, в результате которого было обследовано 500 человек, из которых 425 выполняли и перевыполняли дневную норму выработки.

Определить интервал, в котором находится доля всех рабочих завода, выполнявших норму, с вероятностью 0,954.

4. В результате выборочного исследования партии продукции было выявлено, что доля бракованных изделий по выборке составила 10%. Предельная ошибка составляет 3%. Определить пределы, в которых располагается количество бракованных изделий во всей партии продукции, если в эту партию входит 10 000 изделий.

5. Экспорт страны составлял (млрд. руб.)

  1998 г. 1999 г. 2000 г.
Экспорт 63,5

Импорт страны составлял (млрд. руб.)

Наши рекомендации