Отношение к религии и политическая доктрина
Классовая доктрина Владимира Ильича Ленина не оставила без внимания религию и церковь, последнюю он отождествлял с классовым институтом. В его понимании, церковь служила буржуазным классам для закрепления над бедными власти. По этой причине он испытывал неприязнь ко всем религиозным формированиям.
Тем не менее, подобное отношение к церкви с его стороны не стоит сводить только к социальным факторам. Владимир Ильич Ленин видел в религии зачатки общественного индивидуализма; в душе она предстает в роли места, которое не просматривается взором политических партий, тем самым лишая их необходимого контроля над личностью. Сражаясь с индивидуализмом, а также пытаясь привлечь в ряды партии новых членов, перед Владимиром Ильичом Лениным ставилась задача наносить удары по религии, как оставшемуся оплоту индивидуума. Институт церкви не был единственным существующим недопущением, Владимир Ильич Ленин стремился искоренить религию в целом, чтобы не допустить преклонения перед Высшим Существом, даже в случае, когда оно находилось лишь во внутреннем мире человека. Потаенная религиозная духовность несла, по мнению Владимира Ильича Ленина, куда более тревожные последствия, нежели внешняя, церковная, это оказалось связано с тем, что церкви противостоять было проще. В 1913 Владимир Ильич Ленин в сообщении Максиму Горькому писал: «Всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть самая невыразимейшая мерзость… самая гнусная «зараза». Миллион грехов, пакостей, насилий и зараз физических гораздо легче раскрываются толпой и потому гораздо менее опасны, чем тонкая, духовная, приодетая в самые нарядные «идеалистические» костюмы идея боженьки».[2]
По этой причине Владимир Ильич Ленин негодовал, если заподазривал в работах, даже наиболее отвлеченных, мельчайший след религиозности. На одном этапе своей жизни Владимир Ильич Ленин интересовался философией Гегеля. С тех времен дошли до нас ленинские записи по Гегелю, занесенные по мере прочтения. Размышляя над отрывком из гегелевских «лекций по истории философии», в нем Гегель упоминает Эпикура, критикуя его за отсутствие «конечной цели мира, мудрости Творца», Владимир Ильич Ленин с недовольством пометил в своих записях, что Гегель часто беспокоится о боге, и в заключении нелестно о нем отозвался.
Учитывая столь бурную реакцию по отношении к религии, Владимир Ильич Ленин видел противостояние ей крайними методами бесперспективным занятием. Непосредственное не дозволение относиться к какой-либо конфессии затрагивало лишь членов коммунистической партии. Позиция по остальным лицам подразумевала неторопливо и осторожно предпринимать шаги по противодействию религиозным заблуждениям, тем временем Владимир Ильич Ленин подчеркивал, что подобная политика занимает одно из ключевых положений в большевистском правительстве и его будущем. Обязательства по антирелигиозной популяризации были переданы Троцкому.
Как ранее было написано, ленинское противостояние религии было направлено в большей степени против личностного индивидуализма. Связь внутреннего мира с Высшими Силами не позволяла взять под контроль коммунистической партии и идеи, и душу человека. Владимир Ильич Ленин настаивал на безоговорочном подчинении своих сторонников. Мною было упомянуто, что коммунистическая партия была нечто большим, чем было учтено невооруженным глазом, она являлась неким орденом почитателей, энтузиастов, целью которых было не только управлять действиями народа, но и подчинить себе их мысли, держать в ведение их скрытые побуждения. Из этого вытекали порывы большевиков, а также их нападки на личностную неординарность. В ленинском государстве не допускалось существование какой-либо партии разве что коммунистической.
Альтернативы коммунистической партии стирались одна за другой до их окончательного растворения, все это не без помощи Владимира Ильича Ленина. Так как коммунистическая партия являлась, по сути, политической организацией, вдобавок к этому ей можно приписать статус некой «антицеркви», ей было необходимо разобраться с другими религиозными институтами во всем мире. Это было в планах Владимира Ильича Ленина, но он понимал, что путь к его реализации следует тщательно протаптывать.
Владимир Ильич Ленин рассматривал коммунистическую концепцию как одно из возможных политических учений. К ним он приписывал еще и религию с философией. Философия «Диалектического материализма», служившая ему неким путеводителем в его научных размышлениях, относится к заслугам Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Доктрина, разработанная ими, заложила основу для его будущих политических нововведений. Для Владимира Ильича Ленина в этой философии заключалась вся истинность, центристское положение которой было непререкаемой. Но придавая столь определенное значение этому учению, в действительности он зачастую отходил от его положений.
Владимир Ильич Ленин не следовал, а использовал концепцию Маркса. Он спроектировал свою, ранее не существовавшую теорию, в которой проглядывалось влияние Карла Маркса. Изменения при сопоставлении с работами Карла Маркса заключались не только в теоретической части, но и в сфере политической стратегии. В ряде новых положений ленинской концепции появляется идея об империализме как этапе монополистического капитализма. Владимир Ильич Ленин также выразил в своей работе значения колониальных и полуколониальных государств во всемирном революционном движении. Кроме этого он затронул вопрос о национальных возмущениях и одно из ключевых положений политической стратегии. Задумка об объединении рабочих и крестьян получила свое развитие в применении к России и колониальных государств.
Тем не менее, тезис о существовании скрытой централизованной партии, которой отводилось организовывать революционную деятельность, не относился к уже проделанному труду Карла Маркса. Основу здесь, скорее всего, следует искать у его предшественника по этой теме – революционере Петре Никитиче Ткачеве, чьи методологические наработки Владимир Ильич Ленин считал действенными.
В результате, синтезировав все ранее упомянутое, мы получаем политическую конструкцию с марксистскими корнями - «ленинизм». Марксизм занимает центральное положение в ленинизме, обогащая его и конкретизируя. С приходом НЭПа Владимир Ильич Ленин внес преобразования в тактику, под воздействием реалий. Тем не менее, он не изменил основные принципы, и марксистская концепция продолжала оказывать свое влияние на политическую жизнь.