Понятие политического режима и его типы
Политический режим это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений.
Существуют различные классификации и типологизации поли-тических режимов. Наиболее частым является подразделение ре-^имов на диктатуры и демократии (схема 12).
Термин “диктатура” (лат. dictatur неограниченная власть) ет содержательную характеристику режимов, в которых власть °ДНого лица или небольшой группы практически не ограничена. В ^Ревнем Риме диктатором назывался правитель, назначавшийся на ь'сшую должность и наделявшийся для выполнения особых пору-ений или в случаях угрозы государству широкими полномочиями, правления диктатора было строго ограничено не более
Ого срока полномочий. Первыми диктаторами Древнего Рима счи-тся у. Ларций (498 до н.э.) и М. Рутий (356 до н. э.). Диктатуры гуллы и Цезаря носили уже более “современный характер”, были по су!ДествУ бессрочной узурпацией власти. Кдревним формам дик-атуры можно также отнести тиранию, олигархию и деспотизм. Тирании чаще всего возникали в “смутные времена”, когда власть захватывал удачливый и жестокий военачальник. Провозглашаемое им правление опиралось на прямое насилие и подавление народа. Власть тирана по существу оказывалась неограниченной. Под олигархией в Древней Греции понимали власть небольшой группы наиболее богатых и привилегированных людей. В отличие от тирании, деспотизм, наиболее распространенный на Древнем Востоке, опирался на существующие общинные и религиозные традиции. Власть деспота и подчиняющегося ему государственного аппарата и чиновничества были ограничены этими традициями. В более поздние периоды к диктатурам стали относить возникающие теократические государства, в которых власть сосредоточивалась в руках одной религиозной группы; абсолютистские монархии, характеризующиеся соединением законодательной и исполнительной власти в руках монарха. Большинство современных политологов подразделяет диктатуры на тоталитаризм и авторитаризм.
Демократические режимы (греч. demos народ и cratos власть) возникли несколько позже диктатур, хотя и существовали уже в Древней Греции. Наивысшего расцвета античная демократия Достигла в V в. до н.э. в Афинах в период правления Перикла. Эта Демократия существовала в рамках полиса - - города-государства, °бщины. Она сводилась к участию свободных граждан в общих собраниях, на которых решались наиболее важные вопросы, и выборах. Зачастую власть большинства оборачивалась против выдаю-^ихся и знатных людей. Античная демократия не знала прав и сво-б°Дличности, поэтому нередко ее называли деспотизмом большин-^Твз. Современная демократия значительно отличается от анти-^°й. Ее главными признаками являются: 1) наличие представи-ельных органов власти, формируемых на основе всеобщих выбо-db> 2) признание политических прав и свобод граждан в таком въеме, который позволяет легально действовать не только парти-А и организациям, поддерживающим политику правительства, но ПаРтиям и организациям оппозиционным; 3) построение государственного аппарата по принципу “разделения властей”, прице единственным законодательным органом считается парламент 4) политический плюрализм; 5) публичность власти.
Среди многообразных классификаций политических режимов выделим типологии Р. Даля и Ж. Блонделя.
Р. Даль использует два основных критерия, с помощью которых он строит свои идеальные типы политических систем. Первый кри-терий имеет отношение к допустимой оппозиции или политической конкуренции. Второй касается участия населения в процессе публичного соперничества за власть. Оба критерия берутся в качестве переменных и выражаются соответственно в степени допустимой оппозиции или политической конкуренции и в пропорции населения, имеющего право участвовать в системе публичного соперничества. На измерении данных критериев необходимо сделать акцент, так как в приведенном исследовании типы систем отбираются на основании простой шкалы наличия или отсутствия определенного качества, которые располагаются на соответствующих осях системы координат (схема 13).
В соответствии с предложенными критериями и их измерением выделяются четыре типа политических систем.
Систему, в которой практически отсутствует оппозиция и нет политической конкуренции или она весьма незначительна, а пропорция населения, имеющего право участвовать в публичном соперничестве, мала, Р. Даль называет “закрытой гегемонией”.
При маленькой конкуренции и большом участии населения можно говорить о политической системе типа “включающей гегемонии”.
Система с большой степенью оппозиционности и конкуренции в С0четании с маленькой пропорцией участия названа “конкурирующей олигархией”.
И наконец, наличие значительной степени политической конкуренции и оппозиционности и большой пропорции населения, имеющего право участвовать в публичном соперничестве, порождает политическую систему, названную “полиархией”. То что обычно называется демократической политической системой, соответствует понятию полиархии.
Реальные политические системы по конкретным показателям политической конкуренции и участия при расположении их в данной системе координат будут тяготеть к той или иной идеально-типической группе, заняв в целом пространство в центральной части прямоугольника.
В типологии Ж. Блонделя основанием разделения режимов на группы служит отношение трех переменных: политическая конкуренция, структура элиты и политическое участие населения.
Первая переменная - политическая конкуренция - оценивается с точки зрения того, является ли она открытой (т.е. существуют легальные условия для оппозиции и для конкурентной борьбы оппозиции с властвующей элитой) или закрытой (т.е. оппозиция запрещена и борьба за государственную власть осуществляется внутри (часто скрытно) различных групп властвующей элиты, или смена руководства осуществляется без борьбы по принципу наследования).
Вторая переменная - структура элиты - показывает, есть Ли в структуре элит субгруппы и каков уровень их автономии. В *т°м смысле различаются монолитные элиты и дифференцирован-Нь'е элиты.
Третья переменная политическое участие населения характеризуется степенью включения населения в политическую жизнь. Население может быть включено в политическую жизнь посредством различных форм политического участия, и это является сходимостью для существования системы. Такая система называется инклюзивной (включающей). Население может не быт включено в политический процесс и данное положение рассматри вается как нормальное или вынужденное. Такая система получил' название эксклюзивной (исключающей).
Режимы (системы)
Закрытые с монолитной элитой
Закрытые с дифференцированной элитой
Открытые
Исключающие
Традиционный
Авторитарно-бюрократический
Конкурирующая олигархия
Включающие
Эгалитарно-авторитарный
Авторитарно-неэгалитарный
Либеральная демократия
Соотношение этих трех переменных порождает шесть типов политических режимов (схема 14): традиционные, эгалитарно-авторитарные, авторитарно-бюрократические, авторитарно-неэгали-тарные, конкурирующие олигархии, либеральные демократии. Каждый тип политического режима можно было описать и с помощью сопутствующих характеристик, проистекающих из их основных дифференцирующих переменных. В названии некоторых типов присутствует дополнительная характеристика, касающаяся базовой политической идеологии режима (эгалитарная идеология, т.е. ориентированная на принцип равенства) или особенностей дифференциации элит (роли бюрократической элиты). Большее число переменных позволяет охарактеризовать существующие политические системы и режимы более полно, но и в этом случае описание не является исчерпывающим.
В качестве примеров политических систем соответствующих типов можно назвать современные и исторические системы.
Традиционные системы характерны для стран с монархическими режимами, где правит закрытая монолитная элита и население ключено из политического процесса. К подобным системам моО быть отнесены монархии в странах так называемого третьего мир2 Однако не все современные монархические режимы являются трационными. Безраздельная власть монархов осталась лишь в шести странах Бахрейне, Брунее, Омане, Катаре, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, а, скажем, в Свазиленд6 существует “парламент”, частично избираемый племенными советами и частично назначаемый королем.
Авторитарно-бюрократические системы могут быть представле-НЬ1 военными режимами стран Латинской Америки периода 70-gO-x гг. (Чили, Аргентина, Уругвай).
Многие страны уже прошли этап развития, когда открытая конкуренция политических элит предшествовала политическому участию населения. Сегодня система конкурирующей олигархии (довольно распространенная в прошлом) существует в тех странах, где население фактически не оказывает влиятия на результаты борьбы за власть между различными группами элит. Так, например, в Тонга и Западном Самоа партии отсутствуют, а органы законодательной власти фактически формируются различными знатными кланами.
Политические режимы в странах бывшей мировой системы социализма, где существовала относительно монолитная элита, население мобилизовывалось на поддержку режима посредством определенных массовых форм политического участия и господствовала идея социального равенства, были эгалитарно-авторитарными. В настоящее время к таким системам можно отнести Китай, Северную Корею, Кубу.
Что касается авторитарно-неэгалитарных систем, то они существовали в странах, где были установлены фашистские режимы (Германия, Испания, Италия).
Наконец, либеральные демократии существуют в современных европейских странах - Великобритании, Швеции, Франции и т.д., США и Канаде, Австралии, Японии, Новой Зеландии.