Тема 13. Понятие политического развития, основные условия и виды политического развития
План
13.1. Определение политического развития.
13.2. Виды политического развития.
Литература
1. Белякович, Н. Н. Политология : учебное пособие / Н. Н. Белякович. – Минск : Дикта, 2008. – 407.
2. Бондарь, П. И. Политология – наука о политике : учебно-методический комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Минск : «Беларуская Энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі», 2008. – 463 с.
3. История политических учений : учебник для вузов / под ред. О. В. Мартышкина. – Москва : Высшая школа, 2002. – 275 с.
4. Круглова, Г. А. Политология : учебное пособие для вузов / Г. А. Круглова. – Минск : Вышэйшая школа, 1999. – 324 с.
5. Мельник, В. А. Политология : учебник для вузов / В. А. Мельник. – 6-е изд., испр. – Минск : Вышэйшая школа, 2008. – 543 с.
6. Политология : учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей высших учебных заведений / под общ. ред. Е. М. Бабосова [и др.]. – Минск : УП «Технопринт», 2002. – 464 с.
7. Политология : учебник для вузов / В. А. Бобков [и др.]. – Минск : ИП «Экоперспектива», 2000. – 348 с.
8. Политология : учебник для вузов / под ред. С. В. Решетникова. – Минск : Тетра Системс, 2005. – 447 с.
9. Политология : курс лекций / под ред. М. А. Слемнева. – Витебск : ВФ УО ИСЗ, 2003. – 257 с.
10. Политология : хрестоматия / сост. М. А. Василик [и др.]. – Москва : Высшая школа, 2008. – 437 с.
13.1. Политическое развитие – это процесс направленных и необходимых изменений в политической системе, определяемых собственно политическими потребностями, либо потребностями внешней социально-экономической и культурной среды.
· Условия успешного эволюционного политического развития:
1) способность политической системы обеспечить равенство политического участия традиционных и новых социальных групп;
2) рост компетентности политических, как правящих, так и оппозиционных элит;
3) возможность свободной конкуренции элит в борьбе за поддержку населением;
4) возможность контроля для рядовых граждан за своими избранниками;
5) своевременное выделение по преимуществу кратковременных задач в проведении реформ и преобразований, нацеленных на реальное, а не декларативное продвижение общества вперёд.
13.2. Виды политического развития:
Политическое развитие:
1) политическая модернизация;
2) политическая модификация;
3) политическая трансформация.
· Политическая модернизация (Самуэль Хантингтон): три процесса:
1. Рационализация политической власти.
2. Дифференциация новых политических функций и специализация новых политических функций, специализация политических структур.
3. Политические участие в политической жизни различных социальных групп населения.
· Политическая модификация. Основные процессы.
1. В системе государственных органов происходит перемещение центра власти к правительству либо непосредственно, либо посредством президента.
2. Отличается усиление централизаторских функций государственной власти.
3. Усиление регулирования партийной системы со стороны государства; принимаются специальные законы о партиях.
4. Развитие средств информации изменило политический процесс и подняло роль печати, телевидения, радио до уровня «четвёртой власти».
· Политическая трансформация. Возможные варианты:
1. Трансформация политических систем от тоталитаризма к демократии.
2. «Вестернизация».
· Характер и динамика модернизации зависят от открытой конкуренции свободных элит и степени вовлечённости рядовых граждан.
· Возможные варианты:
а) приоритет конкуренции элит над участием рядовых граждан;
б) повышение роли конкуренции элит;
г) доминирование политического участия населения;
д) одновременная минимизация соревновательности элит и политического участия масс.
Тема 14. Средства массовой информации и политика
План
14.1. Понятие и функции СМИ.
Литература
1. Белякович, Н. Н. Политология : учебное пособие / Н. Н. Белякович. – Минск : Дикта, 2008. – 407.
2. Бондарь, П. И. Политология – наука о политике : учебно-методический комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Минск : «Беларуская Энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі», 2008. – 463 с.
3. История политических учений : учебник для вузов / под ред. О. В. Мартышкина. – Москва : Высшая школа, 2002. – 275 с.
4. Круглова, Г. А. Политология : учебное пособие для вузов / Г. А. Круглова. – Минск : Вышэйшая школа, 1999. – 324 с.
5. Мельник, В. А. Политология : учебник для вузов / В. А. Мельник. – 6-е изд., испр. – Минск : Вышэйшая школа, 2008. – 543 с.
6. Политология : учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей высших учебных заведений / под общ. ред. Е. М. Бабосова [и др.]. – Минск : УП «Технопринт», 2002. – 464 с.
7. Политология : учебник для вузов / В. А. Бобков [и др.]. – Минск : ИП «Экоперспектива», 2000. – 348 с.
8. Политология : учебник для вузов / под ред. С. В. Решетникова. – Минск : Тетра Системс, 2005. – 447 с.
9. Политология : курс лекций / под ред. М. А. Слемнева. – Витебск : ВФ УО ИСЗ, 2003. – 257 с.
10. Политология : хрестоматия / сост. М. А. Василик [и др.]. – Москва : Высшая школа, 2008. – 437 с.
14.1. СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.
К СМИ относятся:
- пресса;
- массовые карманные справочники;
- радио;
- телевидение;
- кино и звукозапись;
- видеозапись.
Средства массовой информации называют «четвёртой властью», потому что в условиях свободы информации они играют огромную роль в обществе.
СМИ:
- держат общественность в курсе событий;
- сообщают разные точки зрения;
- обеспечивают гласность и защиту прав людей;
- способствуют распространению культуры в обществе;
- оказывают воздействие на создание и поведение людей.
· Правила отбора материалов в СМИ.
1. Приоритетность (действительная или) и привлекательность темы для граждан.
2. Неординарность фактов.
3. Новизна фактов.
4. Политический успех.
5. Высокий общественныё статус.
· СМИ пользуется двумя основными способами распространения информации:
- последовательный – чаще использует пресса, последовательно и разносторонне освещает в статьях и других публикациях ту или иную проблему;
- фрагментарная подача информации – особенно распространена на телевидении. Фрагментарный способ подачи информации («давление визуальности») ориентирован на передачу главным образом визуализируемой, т.е. имеющей зрительный образ информации.