ГЛАВА 6. Политическая культура
Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. В данном разделе будут рассмотрены такие понятия как: политическая культура, субкультура, цивилизация, историческая преемственность, ценность, политическое поведение, гражданская позиция, гражданская культура.
7.1. Сущность, содержание, функции политической культуры
Политическая культура, как составная часть общей культуры человечества, относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне политической зрелости общества.
Хотя многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности, сам термин «политическая культура» был введен в научный оборот немецким философом И. Гердером в XVIII веке, а систематизированное представление о политической культуре, как составной части политологии, сложилось лишь в середине XX века.
Теория политической культуры, сосредоточив внимание на ценностях, содержании символов и стереотипов, человеческой ментальности, дала возможность исследовать политические процессы через призму мотивации политического поведения граждан и институтов, что позволило выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т.д.
Большой вклад в разработку теории политической культуры внесли американские ученые Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р. Ж. Шварценберг, голландец И. Инглехарт и другие.
В науке сложилось два основных подхода к трактовке политической культуры. Ученые в рамках первого подхода отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов, Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и др.) и символов (Л. Диттмер).
Так, Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай считают, что политическая культура - система ценностей, символов и верований, установок на политическое действие. Это определение политической культуры считается классическим. Согласно их трактовке, у людей в процессе обучения и накопления ими собственного опыта складываются более или менее устойчивые, типичные для определенной общности «образцы» ориентации в отношении политической системы, ее институтов, других участников политического процесса, а также в отношении самих себя. Они «задают порядок и придают значение политическому процессу» и «управляют поведением в политической системе». Эти ориентации и называют «политической культурой»[133]. Сосуществование ценностной и сиюминутной (чувственной) мотивации поступков, известное несовпадение намерений и действий человека придают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуществовать в ней «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» элементам (В. Парето), способствуют одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия индивида.
Сторонники второго подхода видят в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум), особый тип политического поведения (Э. Баталов, Е. А. Егоров, Н. М. Кейзеров, М. Х. Фарукшин). По мнению Э. Баталова, политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Иными словами политическая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти (И. Шапиро, П. Шаран). Именно стиль политической деятельности как совокупность представлений и наиболее типичных форм взаимоотношений с властью демонстрирует степень усвоения общественных норм и традиций государственной жизни. При этом противоречие, которое складывается между освоенными и неосвоенными человеком нормами политической игры, стандартами гражданского поведения, выступает внутренним источником эволюции и развития политической культуры.
Согласно приведенным подходам, политическая культура может проявляться как в сфере сознания, так и в сфере поведения. В сфере сознания политическую культуру характеризуют следующие основные переменные [134]:
o степень интереса субъекта к политике;
o степень развития политического сознания субъекта;
o отношение к существующей политической системе в целом, ее отдельным институтам, их символам и представляющим их лицам;
o отношение к другим участникам политического процесса (проявляющееся, в частности, в терпимости или нетерпимости к ним);
o готовность принять личное участие в тех или иных политических акциях и связанные с ним ожидания;
o представления о «правилах политической игры» (в том числе о границах дозволенного в отношении к закону);
o характер политико-идеологической самоидентификации («я - левый», «я - центрист», «я - либерал»);
o политический язык.
В сфере поведения политическую культуру характеризуют:
§ формы и степень участия в политической жизни общества (митингах, демонстрациях, политических забастовках, пикетах, политической деятельности);
§ формы и уровень взаимодействия с государственными институтами (конфронтация, сотрудничество, несотрудничество);
§ формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества (в частности, с политическими партиями, общественными организациями и движениями);
§ формы и уровень взаимодействия с другими субъектами политического процесса;
§ тип электорального поведения.
Существует разнообразие мнений и по вопросу количества компонентов политической культуры. Авторы первой концепции политической культуры Г. Алмонд и С. Верба в качестве основных компонентов выделили три уровня политических ориентации. Познавательные ориентации включают знания и мнения субъекта о политической системе, ее ролях и носителях этих ролей, о ее «входах» и «выходах». Аффективные (эмоциональные) ориентации отражают чувства, испытываемые субъектом по отношению к политической системе, к ее роли и персоналу Оценочные ориентации содержат суждения и мнения относительно политических объектов.
Сторонник более широкой трактовки политической культуры У. Розенбаум счел необходимым вычленять «компоненты ядра», то есть те элементы, которые играют фундаментальную роль в формировании политической культуры нации. Эти компоненты он разбил на три основные группы: 1) «ориентация в отношении правительственных структур» - отношение субъекта к политическому режиму, основным правительственным структурам, его символам, официальным лицам и нормам; 2) «политические идентификации», то есть сопричастность индивида к «политическим единицам» - нациям, государству, городу; политическое доверие и «правила игры» (представления индивида о том, каким правилам он должен следовать в гражданской жизни); 3) «политическая ориентация в отношении собственной политической деятельности» или «политическая компетентность» (участие индивида в гражданской жизни) и «политическая эффективность» (ощущение возможности оказать влияние на политический процесс) [135].
Э. Баталов вычленяет следующие основные группы политических ориентаций в структуре политической культуры. В первую группу он включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к институциональному объекту (политической системе общества, его институтам, государству, партиям и т.д.). Вслед за Г. Алмондом и С. Вербой политические ориентации неинституционального субъекта подразделяются Э. Баталовым на три вида: когнитивные (познавательные), эмоциональные (аффективные) и оценочные [136].
Во вторую группу Э. Баталов включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к самому себе и представления о собственных политических возможностях - оказание влияния на решение правительства на разных уровнях власти. Так, американская политическая культура, в отличие от российской, характеризуется относительно высоким уровнем представлений американцев о своих политических возможностях.
В третью – включаются отношения междуинститутами политической системы (государством и партиями, межпартийные и т.д.). Сюда входят более или менее устойчивые модели подготовки, принятия и осуществления политических решений, принципы регулирования отношений между государственными учреждениями и партиями. Анализ взаимоотношений институтов политической системы позволяет зафиксировать действующие в обществе правила политической игры на институциональном уровне.
В четвертую группу включаются отношения институционального субъекта к неинституциональному субъекту, то есть отношения политических институтов и организаций к социальным группам и классам.
Таким образом, структура политической культурысостоит из следующих элементов: общезначимых политических знаний,которые складываются из теоретических, т. е. научных знаний, и практических знаний, получаемых на основе текущей информации. Без теоретических знаний текущая информация не способна дать правдивую и глубокую картину политической жизни, политических процессов, событий. Но одни лишь теоретические знания без текущей информации мертвы. Текущая информация дает возможность правильно ориентироваться в переживаемой конкретной обстановке, принимать решения с учетом специфических задач времени.
Политическая культура выполняет следующие функции.
Нормативную -задает индивидам, группам, обществу в целом определенные нормы, стандарты политического мышления и поведения, реакции на окружающую политическую среду, обозначает границы, которые политическому субъекту не следует преступать; фиксирует иерархию политических ценностей - например, приоритетную ориентацию в одних случаях на государство, в других - на какую-нибудь общину, в третьих - на самого себя и т д.;
Воспитательную -формирует определенный тип «человека политического», адекватного данной политической системе;
Мобилизационную -организует граждан на решение определенных социальных и политических задач;
Интеграционную -обеспечивает усвоение гражданами политических норм и ценностей, присущих данной общности, и тем самым сплачивает их;
Репродуктивную - способствует воспроизводству данной системы общественно-политических отношений со всеми присущими ей противоречиями и особенностями и тем самым связывает друг с другом уходящие и приходящие поколения, обеспечивая в итоге историческую преемственность и непрерывность политического процесса.