ГЛАВА 6. Политическая культура

Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. В данном разделе будут рассмотрены такие понятия как: политическая культура, субкультура, ци­вилизация, историческая преемственность, ценность, политическое пове­дение, гражданская позиция, гражданская культура.

Сущность, содержание, функции политической культуры

Политическая культура, как составная часть общей культуры человече­ства, относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне политической зрелости об­щества.

Хотя многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности, сам термин «политиче­ская культура» был введен в научный оборот немецким философом И. Гер­дером в XVIII веке, а систематизированное представление о политической культуре, как составной части политологии, сложилось лишь в середине XX века.

Теория политической культуры, сосредоточив внимание на ценностях, содержании символов и стереотипов, человеческой ментальности, дала воз­можность исследовать политические процессы через призму мотивации по­литического поведения граждан и институтов, что позволило выявить при­чины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределе­ние ресурсов и т.д.

Большой вклад в разработку теории политической культуры внесли американские ученые Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дю­верже и Р. Ж. Шварценберг, голландец И. Инглехарт и другие.

В науке сложилось два основных подхода к трактовке политической культуры. Ученые в рамках первого подхода отождествляют ее с субъективным содержанием по­литики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Ал­монд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов, Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и др.) и символов (Л. Диттмер).

Так, Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай считают, что политическая культура - система ценностей, символов и верований, установок на политическое действие. Это определение политической культуры считается классическим. Согласно их трактовке, у людей в процессе обучения и накопления ими собственного опыта складываются более или менее устойчивые, типичные для определен­ной общности «образцы» ориентации в отношении политической системы, ее институтов, других участников политического процесса, а также в отноше­нии самих себя. Они «задают порядок и придают значе­ние политическому процессу» и «управляют поведением в политической системе». Эти ориентации и называют «политической культурой»[133]. Сосущест­вование ценностной и сиюминутной (чувственной) мотивации по­ступков, известное несовпадение намерений и действий человека придают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуще­ствовать в ней «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» элементам (В. Парето), способствуют одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия индивида.

Сторонники второго подхода видят в политической культуре проявле­ние нормативных требований (С. Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум), особый тип политического поведения (Э. Баталов, Е. А. Егоров, Н. М. Кейзе­ров, М. Х. Фарукшин). По мнению Э. Баталова, политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосред­ственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечиваю­щих воспроизводство политической жизни общества на основе преемствен­ности.

Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании по­литической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глу­бинных представлениях человека о политической власти, которые воплоща­ются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Иными словами полити­ческая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого пове­дения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере полити­ческой власти (И. Шапиро, П. Шаран). Именно стиль политической деятель­ности как совокупность представлений и наиболее типичных форм взаимо­отношений с властью демонстрирует степень усвоения общественных норм и традиций государственной жизни. При этом противоречие, которое склады­вается между освоенными и неосвоенными человеком нормами политиче­ской игры, стандартами гражданского поведения, выступает внутренним ис­точником эволюции и развития политической культуры.

Согласно приведенным подходам, политическая культура может про­являться как в сфере сознания, так и в сфере поведения. В сфере сознания политическую культуру характеризуют следующие основные переменные [134]:

o степень интереса субъекта к политике;

o степень развития политического сознания субъекта;

o отношение к существующей политической системе в целом, ее отдель­ным институтам, их символам и представляющим их лицам;

o отношение к другим участникам политического процесса (проявляю­щееся, в частности, в терпимости или нетерпимости к ним);

o готовность принять личное участие в тех или иных политических ак­циях и связанные с ним ожидания;

o представления о «правилах политической игры» (в том числе о грани­цах дозволенного в отношении к закону);

o характер политико-идеологической самоидентификации («я - левый», «я - центрист», «я - либерал»);

o политический язык.

В сфере поведения политическую культуру характеризуют:

§ формы и степень участия в политической жизни общества (митингах, демон­страциях, политических забастовках, пикетах, политической дея­тельности);

§ формы и уровень взаимодействия с государственными институтами (кон­фронтация, сотрудничество, несотрудничество);

§ формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества (в частности, с политическими партиями, общественными организациями и движениями);

§ формы и уровень взаимодействия с другими субъектами политического процесса;

§ тип электорального поведения.

Существует разнообразие мнений и по вопросу количества компонен­тов политической культуры. Авторы первой концепции политической куль­туры Г. Алмонд и С. Верба в качестве основных компонентов выделили три уровня политических ориентации. Познавательные ориентации включают знания и мнения субъекта о политической системе, ее ролях и носителях этих ролей, о ее «входах» и «выходах». Аффективные (эмоциональные) ориента­ции отражают чувства, испытываемые субъектом по отношению к политиче­ской системе, к ее роли и персоналу Оценочные ориентации содержат суж­дения и мнения относительно политических объектов.

Сторонник более широкой трактовки политической культуры У. Розен­баум счел необходимым вычленять «компоненты ядра», то есть те элементы, которые играют фундаментальную роль в формировании политической куль­туры нации. Эти компоненты он разбил на три основные группы: 1) «ориен­тация в отношении правительственных структур» - отношение субъекта к политическому режиму, основным правительственным структурам, его сим­волам, официальным лицам и нормам; 2) «политические идентификации», то есть сопричастность индивида к «политическим единицам» - нациям, госу­дарству, городу; политическое доверие и «правила игры» (представления ин­дивида о том, каким правилам он должен следовать в гражданской жизни); 3) «политическая ориентация в отношении собственной политической деятель­ности» или «политическая компетентность» (участие индивида в граждан­ской жизни) и «политическая эффективность» (ощущение возможности ока­зать влияние на политический процесс) [135].

Э. Баталов вычленяет следующие основные группы политических ори­ентаций в структуре политической культуры. В первую группу он включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к ин­ституциональному объекту (политической системе общества, его институтам, государству, партиям и т.д.). Вслед за Г. Алмондом и С. Вербой политиче­ские ориентации неинституционального субъекта подразделяются Э. Батало­вым на три вида: когнитивные (познавательные), эмоциональные (аффектив­ные) и оценочные [136].

Во вторую группу Э. Баталов включает отношения неинституциональ­ного субъекта политического процесса к самому себе и представления о соб­ственных политических возможностях - оказание влияния на решение прави­тельства на разных уровнях власти. Так, американская политическая куль­тура, в отличие от российской, характеризуется относительно высоким уров­нем представлений американцев о своих политических возможностях.

В третью – включаются отношения междуинститутами политической системы (го­сударством и партиями, межпартийные и т.д.). Сюда входят более или менее ус­тойчивые модели подготовки, принятия и осуществления политических ре­шений, принципы регулирования отношений между государственными уч­реждениями и партиями. Анализ взаимоотношений институтов политической системы позволяет зафиксировать действующие в обществе правила полити­ческой игры на институциональном уровне.

В четвертую группу включаются отношения институционального субъ­екта к неинституциональному субъекту, то есть отношения политических институтов и организаций к социальным группам и классам.

Таким образом, структура политической культурысостоит из следую­щих элементов: общезначимых политических знаний,которые складываются из теоретических, т. е. научных знаний, и практических знаний, получаемых на основе текущей информации. Без теоретических знаний текущая инфор­мация не способна дать правдивую и глубокую картину политической жизни, политических процессов, событий. Но одни лишь теоретические знания без текущей информации мертвы. Текущая информация дает возможность пра­вильно ориентироваться в переживаемой конкретной обстановке, принимать решения с учетом специфических задач времени.

Политическая культура выполняет следующие функции.

Нормативную -задает индивидам, группам, обществу в целом опреде­ленные нормы, стандарты политического мышления и поведения, реакции на окружающую политическую среду, обозначает границы, которые политиче­скому субъекту не следует преступать; фиксирует иерархию политических ценностей - например, приоритетную ориентацию в одних случаях на госу­дарство, в других - на какую-нибудь общину, в третьих - на самого себя и т д.;

Воспитательную -формирует определенный тип «человека политиче­ского», адекватного данной политической системе;

Мобилизационную -организует граждан на решение определенных социальных и политических задач;

Интеграционную -обеспечивает усвоение гражданами политических норм и ценностей, присущих данной общности, и тем самым сплачивает их;

Репродуктивную - способствует воспроизводству данной системы об­щественно-политических отношений со всеми присущими ей противоре­чиями и особенностями и тем самым связывает друг с другом уходящие и приходящие поколения, обеспечивая в итоге историческую преемственность и непрерывность политического процесса.

Наши рекомендации