Семиотика культуры. Роль языка в культуре
Семиотика культуры. Под семиотикой культуры понимается совокупность знаковых средств, с помощью которых кодируется социальная информация. Понимать какую-нибудь культуру – значит понимать ее семиотику, улавливать значение используемых в ней знаков и расшифровать тексты, составленные с них (словом «текст» в культурологии называют не только письменное сообщение, но любой объект – произведение искусства, вещь, обычай и т.п., которые рассматриваются как носители информации).
Основные типы знаков и знаковых систем, используемых во всех культурах:
Естественные знаки – это вещи и явления природы, которые указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественный знак является частью некоторого целого и поэтому дает информацию о последнем. Естественные знаки – это знаки-признаки. Пример: дым как знак огня.
Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они выступают, и уметь извлекать информацию, содержащуюся в них. Приметы погоды, следы зверей могут сказать много только тому, кто способный «расшифровать» данные знаки. Тот же, кто не может этого сделать, скорее всего, не воспримет их как знаки.
Функциональные знаки. Какой-нибудь предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком. Пример: оружие из кургана – функциональный знак, который свидетельствует о том, что в кургане захоронен воин. Обстановка квартиры – комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке об их вкусах и интересах. В качестве функциональных знаков могут выступать не только предметы, но и действия людей (если преподаватель водит пальцем по списку студентов, то он сейчас вызовет кого-то).
Функциональные знаки - тоже знаки-признаки. Но в отличие от естественных знаков, связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловленная не их объективными свойствами, а теми функциями, которые они выполняют в деятельности людей. Эти знаки создаются человеком для практического использования, а не с целью наделить их знаковой функцией; используясь за прямым назначением, они еще выполняют и знаковую функцию. Они могут выступать в качестве знаков только потому, что включены в человеческую деятельность и несут в себе информацию о ней. Чтобы вытянуть с них эту информацию, нужно иметь какие-то предварительные знания об условиях их применения в человеческой деятельности.
Иконические знаки. Это принципиально другой класс знаков по сравнению с естественными и функциональными. Иконические (гр. изображение) знаки – знаки-образы, которые имеют сходство из тем, что они обозначают. Это знаки в полном понимании слова. Если для предметов, которые выступают в качестве естественных и функциональных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы «по совместительству», то для иконических знаков она главная и основная. Они, как правило, искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отображал вид обозначаемых ими вещей.
Конвенциональные (условные) знаки. Конвенциональный (лат. соглашение, договор, условие) знак служит обозначениям предмета «по условию» - потому что люди уговорились считать его знаком данного предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют мало общего с тем, на что указывают, и предание им определенного значения есть лишь результат соглашения, договора. Конвенциональные знаки создаются специально для того, чтобы выполнить знаковую функцию, и ни для какой другой цели не нужны.
Видами конвенциональных знаков являются сигналы – знаки сообщения или предупреждения (цвета светофора, автомобильные гудки) и индексы – условные обозначения чего-либо, что имеет компактный, легко обозримый вид и применяется для того, чтобы выделить некоторые предметы и ситуации из ряда других (показание приборов, картографические знаки).
Особое место среди конвенциональных знаков занимают символы. Они не только обозначают некоторый объект, но и несут в себе дополнительный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Символы обычно имеют не только конвенциональный, но и иконический характер, то есть являются изображениями какого-то предмета. Символы: эмблемы, гербы, ордена, флаги; крест в христианской религии и т.д. Символ имеет двухслойное строение. Его внешний вид, «первичный» слой – образ какого-то объекта, а «вторичный», свойственно символический слой – мысленно сопрягаемая с этим объектом идея (иногда по своему содержанию весьма далекая от него). Символический слой может включать в себя идеи и понятия разной степени общности и абстрактности. Язык символов самые абстрактные идеи выражает в конкретно-наглядной форме.
Вербальные знаковые системы – естественные языки. Это исторически сложившиеся знаковые системы, образующие основу – семиотический базис – всей культуры говорящих на них народов. Их называют «естественными», чтобы отличить от «искусственных» (например, формализованных) языков.
Естественный язык имеет ряд преимуществ перед другими знаковыми системами: он удобен для пользования (не нуждается в предварительной подготовке каких-либо материальных средств, оставляет свободными руки), экономичен (при малых затратах энергии способен за малое время передавать большие объемы информации), надежен (кодирует информацию в большем, чем необходимо для ее восприятия, количестве знаков, что позволяет избежать ошибок, даже когда в сообщении есть пропуски и искажения).
Язык представляет собой полиструктурную, разветвленную, иерархическую, многоуровневую систему знаков, которая открыта для изменений и способна к неограниченному развитию. Благодаря своей организации язык оказывается уникальным и удивительно богатым по своим возможностям средством выражения, хранение, обработки и передачи самой разной информации.
Знаковые системы записи. Особенность знаковых систем записи заключается в том, что они возникают на базе других знаковых систем – разговорного языка, музыки, танца – и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи – одно из самых больших достижений человеческой мысли. Письменность позволила культуре выйти из примитивного состояния. Без письменности было бы невозможное развитие науки, техники, искусства, права и т.д.
Зародышем письменности было так называемое «предметное письмо», возникшее еще в первобытном обществе использование предметов для передачи сообщений (оливковая ветвь как знак мира). Первой стадией истории письменности было письмо в рисунках (пиктография). Дальше идеографическое письмо, в котором рисунки приобретают все более упрощенный и схематический характер (иероглифы). Третья стадия – алфавитное письмо, в котором используется сравнительно небольшой набор письменных знаков, означающих не слова, а составляющие их звуки устной речи.
Аналогичным образом развивались и записи музыки – нотное письмо, и система записи танца. В настоящее время для записи музыки и танца часто используют технические средства танца – аудио- и видео-системы. Одним из важных направлений развития систем записи стало создание формализованных языков, с разработкой которых связано развитие электронно-вычислительной техники.
Появление и развитие письменности порождает принципиально новые возможности культурного прогресса. Бесписьменные языки могли обеспечить передачу лишь того объема знаний, который хранился в фольклоре и ограничивался возможностями памяти жреца или сказителя. Письменность позволяет обществу транслировать информацию, количество которой намного превосходит объем памяти отдельного человека. Возникают библиотеки, которые выполняют функцию хранилищ знаний, что и делает его доступным для следующих поколений. Снимаются временные и пространственные границы общения: становится возможной коммуникация между людьми, которые живут на больших расстояниях друг от друга и в разное историческое время. Благодаря письменности изменяются качества информации, которая хранится в обществе. Оригинальная, нестандартная мысль, которая среди современников считается, не заслуживающей запоминания, без письменности была бы после смерти автора забыта, и потомки бы о ней не знали. Письмо дает возможность запомнить и сохранить ее. Это создает широкие возможности для развития творчества.
Письменность открыла путь к тиражированию текстов – книгопечатанию. В результате круг читателей чрезвычайно расширился. Возникли условия для массового образования народа. Вместе с тем школьное обучение грамоте стало непременным условием функционирования письменной речи, сохранения языковых традиций и непрерывности существования культуры.
Роль языки в культуре.Язык служит людям, во-первых, средством мышления, во-вторых, средством общения.
1. В процессе мышления язык выполняет три основных функции (их называют когнитивными функциями языка):
а) номинативная (лат. имена) функция. Мышление всегда является мышлением о чем-то, то есть о предмете мышления. Оно представляет собой оперирование мыслительными образами предметов. Слова естественного языка выступают как имена предметов мышления;
б) конструктивная функция. В ходе мышления слова-имена связываются в предложения, которые описывают свойства и отношения предметов. Переходя по правилам логики от одних предложений к другим, люди строят вербальные конструкции, с помощью которых описывается и объясняется реальность;
в) аккумулятивная функция. В языке аккумулируются, то есть фиксируются и сохраняются, результаты мышления – разного рода знания.
2. Выступая в качестве стедства общения, язык выполняет коммуникативные функции. Они проявляются в речи. Язык и речи понятия взаимосвязанные, но не тождественные. Речь – это язык в действии. Акт языковой коммуникации имеет структуру, которую можно представить схематично: автор – сообщение (предмет сообщения – референт) – адресат. Согласно этой схеме выделяют три самых важных коммуникативных функции языки:
Референтная функция связана с предметом сообщения. Она заключается в передаче информации о нем (бывает и так, что предмет сообщения отсутствуюет, в этом случае сообщение бессодержательно, и референтной функции язык не выполняет). Предметом сообщения может быть и описание какого-то феномена (как реального, так и вымышленного), и пожелание или повеление, и вопрос.
Экспрессивная функция касается отображения в сообщении личности автора. Речь выступает как средство самовыражения личности. Автор передает свои чувства, переживание и эмоции, свое отношение к тому, о чем идет речь.
Импрессивная функция ориентирована на адресат сообщения и предполагает воздействие на его состояние. Благодаря ней адресат получает не только информацию о предмете сообщения, но и эмоциональные впечатления – как об этом предмете, так и об авторе. Эта функция позволяет вызвать у адресата определенные настроения, чувства, желание и побуждать его к каким-то действиям.
Кроме указанных функций заслуживает внимания еще одна:
Поэтическая (эстетическая) функция. Она касается эстетических свойств сообщения и становится особенно важной, когда речь (устная или письменная) выступает как художественный текст, как произведение искусства.
Умение наиболее эффективным образом использовать коммуникативные функции языки характеризует культуру речи. Культура речи определяется, во-первых, соблюдением общепринятых языковых норм и, во-вторых, особенностями индивидуального стиля речи.
Общепринятые языковые нормы – это вошедшие в традицию, закрепленные в литературных образцах, словарях, учебниках правила грамматики, стилистики, произношения, словоупотребления и словообразования. Культурная речь удовлетворяет этим нормам. Однако в реальной жизни существуют разные формы отклонений от «правильной» речи (просторечие, жаргоны, диалекты).
Индивидуальный стиль речи отражает свойственные данному индивиду преимущества в использовании выразительных средств языка, его манеру изложения мыслей и построения высказываний, набор излюбленных слов и выражений.
Как средства общения языки функционируют различным образом. Исторические судьбы языков составляются так, что одни из них становятся универсальными средствами социального контакта и обмена информацией, приобретают статус государственных, получают всемирное распространение, другие же «ограничиваются» более узкой сферой обращения и употребления в быту. В этом плане можно различать следующие типы языков:
- языки международного общения;
- национальные языки, которые существуют как в разговорной, так и в письменной форме и служат универсальным средством общения для определенного народа;
- племенные разговорные языки, которые не имеют письменности;
- «одноаульные» бесписьменные языки с узкой семейно-бытовой сферой общения.