Основные парадигмы политологии. Теологическая и натуралистическая парадигмы

Специфика политологического знания и функции политологии.

Весь многообразный арсенал методов служит для получения знания о политике во всех ее проявлениях. В политологии выделяют следующие формы знания: знаний, которые носят объективный хар-р – те знания, получаемые при помощи методов естественных наук. Эти знания м.б. проверены, следовательно, носят объективный хар-р. Это результаты выборов, результаты социологических исследований; Вторая часть знаний это ценности, нормы, идеалы, вокруг которых в обществе сложилось согласие. Это часть знаний носит конвенциальный характер (конвенция – соглашение). конвенциональный хар-р – знания, признанные большинством общества. Функции политологии: 1 функция – теоретико-познавательная или гносеологическая функция.. (адекватное отражение полит. реальности состояния. Она предполагает выявление основных закономерностей, тенденций изменений, формир-е представление о ее осн.компонентах, предсказание возможных будущих полит.событий, влияющее на поведению людей в стой сфере).2 функция – оценочная – вторая часть знаний (оценка полит. строя, поведения людей, событий исходя из субъективного отношения к ним) 3 функция – усвоение полит. знания дает основу выполнять регулятивно мотивационную функцию, и влиять на полит.поведене. 4 функция – рационализация политической жизни ( полит.знания способствуют преданию форм полит.жизни разумного цивилизованного хар-ра с тем, ч/бы предотвратить перерастание имеющихся противоречий и конфликтов в их крайнюю стадию, связанную с чел.жертвами и матер.потерями). 5 функция – политической социализации – это включение чел-ка в полит жизнь, усвоение определенных норм, элементов политической культуры, навыков политической деятельности.

4. Политология и экон., юрид. науки, наука о ГМУ; механизм взаимодействия.

Политология развивается в тесной взаимосвязи с такими общественно- гуманитарными науками как философия, социология, история, правоведение, экономика и др. Связь политологии и философии состоит, прежде всего, в том, что основополагающие положения философии выступают в качестве методологических принципов исследования политических явлений. Они ориентируют на то, чтобы рассматривать политические явления во взаимосвязи с другими явлениями, выявлять их противоречивый характер и рассматривать их развитие в исторической преемственности. Политология использует теорию познания при исследовании политических проблем, а в философии используются данные политологии при анализе общества как целостной системы. Социология выполняет по отношению к политологии методологическую функцию и предоставляет конкретные данные связанные с функционированием общ-ва как целостной системы.. Изучая исторический опыт развития общ-ва, политология постигает и опыт развития политической жизни.. С правовыми дисциплинами, предметом анализа явл-ся правовая система общ-ва, механизм власти. Конституционные нормы и принципы.. Право – это дисциплина описательная и прикладная, политология –теоретическая. Взаимосвязь с экономической отражает диалектический характер связи реальных экономических и политических явлений.. Экономические отношения влияют на развитие политических отношений. Политика может воздействовать на экономику – способствовать ее развитию или тормозить его. Политология формирует необходимую сумму знаний, касающаяся политической жизни общ-ва.

Основные парадигмы политологии. Теологическая и натуралистическая парадигмы.

Несмотря на развитее научн.значения содержание «политики» постоянно остается открытым, подвергалось изменениям и дополнениям по мере возникновения нов.теорит.моделей. Оно демонстрирует тщетность интерпретаций феномина политики, стремление поймать ее вечно услокльзающую специфику в границах единожды найденной логики. Полит наука не терпит претензий на выражение «единственной» истины в знаниях о политики. Термин «политика2 возник в Др Греции (от греч – город) и первоначально означал различн.формы гос.правления. Впоследствии за политикой закрепилось мно-во смыслов: сфере поведения, способ урегулирования и т.д. Во всей совокупности научных представлений о политики существуют и такие теоретич конструкции, кот. концептуализируют всю гамму идей, оценок, чувств, представлений. Эти представления о природе и сущности политики выступают теоретич.фундаментом, на кот. выстраивается вся совокупность наблюдений и выводов о разнообразных формах гос.уст-ва, отношений м/у элитарными и нет слоями общ-ва, дея-ти структурных институтов власти. Д/я того, ч/бы подчеркнуть специфику такого рода теорит.построений в общест.науке в целом, в 20-х гг. XX в америк.историк Т.Кун ввел в науч.оборот понятие «парадигма». Он толковал парадигму как логическую модель постановки и решения познавательной проблемы (Парадигма – эта логическая модель, определяющая способы восприятия и интеграции действительности. Она задает направленность исследованию политики, прогнозированию событий). Фундаментальное значений д/я полит.науки имеют те парадигмы, кот. истолковывают ее природу и сущность, источники формирования и развития, масштабы распространения, наиболее важные черты и св-ва этой области действительности. Фундамент.хар-ер полит.парадигм проявляется в том, что подходы к пониманию политики служат основанием не только для сугубо теоретических, но и д/я прикладных исследований, раскрывая ее внутр и внеш связи политики с др.сферами общест.жизни, указанные парадигмы исп-ются д/я решения конкретных полит.проблем. Основания классификации основополагающих парадигм - попытки объяснения сущностных характеристик политики действием различных – сверхестественных, природных и социальных – факторов. Основные парадигмы политологии: теологическая, натуралистическая, социальная, рационально-критическая. Теологическая парадигма – ее путь состоит в том, что политику и власть необходимо рассматривать с позиции божественной воли. На ранних этапах существования общ-ва источники соц.связей и поведения людей объяснялись в рамках учения о божественном происхождении человеческой жизни: Бог (абсолют) полностью определяет земные порядки, источая всласть и повелевая чел-ком. В рамках отношений «царь» и «народ» полностью зависели от Бога, не претендуя на самостоятельность в сферах власти. Их роль закреплялась в передаче, воплощении небесной воли. Такое сверхъестественное объяснение природы власти, полностью исключавшее чел-ка из числа творцов политики (гос-ва), свидетельствовало о неспособности полит.мысли того t дать истолкование этого вида реальности, выявить его внеш. и внутр.связи. Это положение сохранялось вплоть до появления трудов Фомы Аквинского. Средневековый мыслитель исходил из наличия 3 осн.элементов власти: принципа, способа и существования. Первый исходит от Бога, 2 и 3явл-ся производными от чел.права. Т/об, и власть и S власти определялись не только проявлением божественной воли, но и волей чел-ка. Конечно авторитет чел.права не играл решающую роль в полит.жизни. Могущество власти исходило от Бога, а роль и назначение чел-ка – исполнять волю Всевышнего. История политики показала чел-ку неподвластность многих полит.связей и отношений, кот.связывали с невиданным влиянием Божества. В основе такого подхода лежат принципы веры, необъяснимой с т/зр разума убежденности в потусторонних источниках творения мира. В современных условиях в основном богословные философы исповедуют подобные постулаты, однако надо признать, что данная парадигма зафиксировала некоторые важные характеристики феномена политики. Натуралистическая парадигма – ориентирует на объяснение политики географической средой, биологическими и психологическими качествами людей. С помощью этой парадигмы ученые пытаются объяснить природу политики вне социального хар-ра. В отличие от принципов теологич. парадигмы в основе этой группы лежат воззрения рационального толка. Они открывают возможности д/я попыток обоснования приоритетности природных источников полит.жизни, выступающих либо в виде физико-географической среды, либо – различных св-тв живой природы, включая биологические хар-ки самого чел-ка. Учитывая разнообразие подобного рода факторов и предполылок, действующих в рамках широкого круга явлений можно говорить о различных ответвлениях внутри натуралистической парадигмы. Рассм-ются территориальные, экономико-географич, физико-климатич. и др.явления, то можно признать наличие географич.подхода концепции, авторы которых объясняют природу полит.поведения как одну из форм эволюции и адаптации организма к условиям его существования, сложившуюся под влиянием естественного отбора как результат действия его физиологических механизмов, образуют биополитический подход. Существует психолог.подход, кот.объясняет причину политики, рассм-ет врожденные психологические св-ва чел-ка. Его эмоциональные, инстинктивно-рефлекторные черты и механизмы поведения. Идеи влияния географ.среды высказ Гиппократ, Платон, Аристотель. Но основателем можно считать франц.мыслителей Ж.Бодена (16в) – влияние климата полит.поведение людей, народы уменренных областей более сильны и хитрее чем народы Юга и более подходят для управления гос-вом, Ш.Монтескье (17в) – он связал форму гос.уст-ва с размером занимаемой терр-рией, Это получило продолжение в трудах ученых (19-20 в), кот выдвинули идею сопоставления истории чел-ва с историей природы (К.Риттер), сформ-ли принципы электротальной географии (А.Зигфрид), обосновал самые различные сценарии международной стратегии гос-тв (К.Хаусхофер, А.Мэхэн), оформив т/об самостоят.направления – геополитику и полит.географию.

Наши рекомендации