Пропорциональная избирательная система
Пропорциональная избирательная системапредусматривает, что депутатские места в представительном органе распределяются между различными партиями в зависимости от количества голосов, которое получила на выборах каждая из партий. По мнению видного португальского ученого Г. Канотилью, пропорциональная система — это лучшее средство против сокращения альтернатив, против сужения политических горизонтов, против политической одномерности и пресыщения. При пропорциональной избирательной системе можно образовывать только многомандатные избирательные округа. Разновидностей же пропорциональной системы известно значительно больше, чем вариантов мажоритарной избирательной системы. Уже в 1908 г., согласно подсчетам итальянского исследователя С. Коррадо, было известно свыше 100 разновидностей пропорциональной избирательной системы. Мы остановимся на изучении основных ее разновидностей, которые получили применение на практике.
Пропорциональная система предполагает ряд многомандатных округов или один многомандатный округ. Партии выдвигают партийные списки, которые могут быть открытыми (избиратель может выразить предпочтение кандидатам от партии) или закрытыми (избиратель голосует только за ту или иную партию). В зависимости от правила распределения мест она подразделяется на два основных вида: распределение мест по наибольшему остатку и по наивысшему среднему.
Система распределения мест по наибольшему остатку осуществляется но формуле Хэйра (Hare quota), но которой определяется квота голосов, приходящихся на одно место, и места распределяются в соответствии с тем, сколько квот приходится на ту или иную партию.
При пропорциональной системе распределение депутатских мандатов осуществляется в некоторых странах путем установления избирательной квоты (избирательного метра). Ее получают в результате деления общего количества поданных и признанных действительными голосов на число выборных мандатов, приходящихся на данный избирательный округ. Например, в избирательном округе подано всего 105 325 голосов. Замещению подлежат пять мест в представительном органе. Следовательно, избирательная квота (метр) составляет 21 065 голосов. Однако в разных избирательных округах на избирательные участки может прийти различное число избирателей, а значит, в других избирательных округах будет и иная избирательная квота. В ряде стран законом устанавливается единое для всех избирательных округов количество голосов, требующееся для избрания одного депутата (способ единого числа) с целью наилучшего обеспечения принципа равенства, о чем уже говорилось. Тем не менее, такая практика не получила широкого распространения.
От каждого партийного списка после определения избирательной квоты депутатские мандаты получает столько человек, сколько раз избирательная квота укладывается в собранное данной партией на выборах количество голосов. Рассмотрим это на конкретном примере. Предположим, в избирательном округе, где было подано 98 385 голосов, за пять депутатских мандатов боролись три политические партии. После подсчета голосов результаты оказались следующими: за список партии А
Таблица
Партия А — 56,7 тыс. | Партия Б — 32,3 тыс. | Партия В — 9,385 тыс. |
56,7 : 1 = 56,7 | 32,3 : 1 = 32,3 | 9,385 : 1 = 9,385 |
56,7 : 2 = 28,35 | 32,3:2 = 16,15 | 9,385 : 2 = 4,6925 |
56,7:3 = 18,9 | 32,3:3 = 10,77 | 9,385:3 = 3,1283 |
Затем полученные частные распределяют в порядке убывания: 56,7; 32,3; 28,35; 18,9; 16,15; 10,77; 9,385; 4,6925; 3,1283. Частное, порядковый номер которого соответствует числу замещаемых мандатов (в нашем случае 16,15), является общим делителем. Каждый список получает столько мест, сколько частных уложилось до 16,15 включительно. Следовательно, в данном случае партия А получает три мандата (уложились три частных: 56,7; 32,3; 18,9), партия Б — два мандата (уложилось два частных: 32,3; 16,5), партия В — ни одного мандата.
Наиболее сложная проблема при пропорциональной системе — это уже упоминавшаяся проблема остатков, получающихся при делении общего числа голосов, поданных за ту или иную партию, на квоту. Эти остатки появляются в каждом избирательном округе, а затем в целом по стране они превращаются порой в весьма значительное число как бы оставшихся без внимания голосов. Самым оптимальным выходом из этого затруднения является превращение всей страны в единый избирательный округ. Благодаря этому удается также предотвратить возможные искажения при образовании избирательных округов (избирательная география). Объявление всей территории страны единым избирательным округом характерно, к примеру, для Нидерландов, Израиля, Венесуэлы. В Португалии после внесения поправок в Конституцию в 1989 г. также появилось положение, позволяющее считать территорию всей страны единым избирательным округом. В России на выборах депутатов в Государственную думу по партийным спискам в 1993 и 1995 гг. вся территория страны представляла собой единый избирательный округ. В Швеции, например, для обеспечения подлинной пропорциональности на парламентских выборах в избирательных округах распределяют лишь 310 мандатов из 349, а оставшиеся 39 «уравнивающих мандатов» передаются затем в те избирательные округа, в которых партии имели наибольшее число неучтенных при первом распределении голосов избирателей, для определения, какие партии должны получить эти дополнительные депутатские мандаты.
Противники пропорциональной избирательной системы в качестве одного из ее недостатков считают обезличенность партийных списков.
В соответствии с названием этой системе чужд перевод голосов и, стало быть, ординальный бюллетень, применяемый в ЕПГ. Система единого непереходящего голоса используется в Японии при выборах нижней палаты парламента. Величина округов установлена на уровне от трех до пяти. Но при этом каждый избиратель голосует лишь за одного кандидата путем подачи категорического бюллетеня. Победителями становятся кандидаты с наибольшим количеством голосов независимо от их партийной принадлежности. При такой системе для маленьких партий, которые не могут претендовать на несколько мест, существует лишь один вариант стратегии: выдвигать по одному кандидату в округе в надежде, что поданных голосов будет достаточно. Крупные партии стоят перед более сложным выбором. Можно выдвинуть столько кандидатов, на сколько мест партия способна претендовать при благоприятном стечении обстоятельств. Но если руководство партии ошибется в расчетах и поддержка избирателей окажется меньше, чем ожидалось, то поданные за партийных кандидатов голоса распылятся и ни один из представителей партии не добьется успеха. Конечно, риска можно избежать, выдвинув лишь одного или двух кандидатов. В этом случае распыления голосов не произойдет. Но если партия действительно пользуется широкой поддержкой избирателей, то излишняя осторожность будет стоить ей парламентских мест — ведь сколько бы голосов партия ни получила, она не может провести в парламент больше кандидатов, чем выдвинула. Наконец, партии нужно позаботиться о том, чтобы в каждом из округов никто из выдвинутых ею кандидатов не «стягивал на себя» все голоса ее сторонников. Ведь тогда особо популярный кандидат победил бы с колоссальным отрывом, а менее популярные остались бы ни с чем, уступив победу представителям партий, использующим более разумную стратегию.