Мировая политика как предмет исследований
При государственно-центристской модели мира внутренняя и внешняя политика какого-либо государства во многом были раздельными сферами, хотя влияли друг на друга. Научные направления, которые изучали ту и другую, развивались чуть ли не параллельно. «Чистые» политологи занимались исследованием внутриполитических проблем, а представители такой дисциплины, как международные отношения*, анализировали взаимодействия государств, которые, по популярнейшей в среде этих специалистов метафоре, сталкивались на мировой арене беспорядочно, подобно бильярдным шарам {Арнольд Уолферс).
Обратите внимание Первая кафедра международных отношений была образована в Великобритании в 1919 г. Эту дату принято считать началом формирования новой научной дисциплины. |
Примерно к концу 1970-х гг. в рамках неолиберализма сложилось научное направление под названием мировая политика*. Его развитие связывают с авторами журнала «Международная организация» (International Organization», США), а также с трудом Кеохейна и Ная «Транснациональные
отношения и мировая политика». Разделение двух дисциплин — международных отношений и мировой политики — как раз и обусловлено тем, в какой мере процессы глобализации, деятельность неправительственных акторов включаются в научное и педагогическое рассмотрение. Правда, до сих пор такое деление довольно условно, и оба понятия нередко используются в качестве синонимов, но при занятиях международными отношениями преимущественное внимание обращено обычно на межгосударственные проблемы, а в мировой политике изучается более широкий круг акторов. Однако все чаще специалисты применяют и третий, более нейтральный термин — международные исследования (англ. international studies), имея в виду, что под этим названием объединяются оба направления.
На рубеже 1990-х гг. теоретическая интерпретация политических реалий преобразования мира не успевала за ходом новейших процессов. Это подчеркивали многие ученые, в т.ч. Валлерстайн, Кьелл Гоулдманн (род. 1937), Кеохейн, Йель Фергюсон, Ричард Мансбах (род. 1943), причем политики и представители иных научных дисциплин нередко упрекали исследователей международных отношений в том, что они не смогли предсказать распад СССР и биполярной структуры мира.
Мы никогда не перестаем удивляться. Резкое окончание холодной войны, неожиданная война в Персидском заливе, внезапный распад Советского Союза поразили буквально всех — правительственные круги, научное сообщество, средства массовой информации, политических аналитиков. Вместе с тем во всех этих событиях не было чего-то особо невероятного: холодная война когда-нибудь должна была закончиться, на Ближнем Востоке всегда были войны, а грядущее поражение коммунизма отчетливо просматривалось уже в течение ряда лет. Однако сам факт, что все это случилось как бы вдруг, показывает: средства, с помощью которых современные политики и их пророки пытаются определить политическое будущее мира, неадекватны. Дж. Гэддис, «Теория международных отношений и окончание холодной войны» |
В конце XX в. в этой области исследований наметились видимые перемены, в т.ч. связанные с распадом государственно-центристской модели мира. Более проницаемыми стали не только межгосударственные границы, но разграничения между научными дисциплинами, предметные области которых — как внутренняя, так и глобальная политика. Перспективное сближение интенсивно осуществляется между предметами сравнительной политологии, международных отношений и мировой политики: отныне характерная для них сфера научного анализа, как правило, не ограничена рамками отдельного государства. В результате междисциплинарными сейчас становятся такие проблемы: взаимодействие различных политических систем (например, справедливо ли утверждение о том, что демократии не воюют друг с другом); адаптация государств к нарушениям их суверенитета; участие государственных и негосударственных акторов в формировании новой политической модели мира, их сотрудничество при урегулировании конфликтов и в противостоянии терроризму.
Значительно большая открытость границ позволяет также сгладить различия между внешней и внутренней политикой, а в научном плане — между политологией прошлого и первой половины XX столетия с ее традиционной ориентацией на изучение внутригосударственных проблем и современными международными исследованиями. Тем самым политология (в т.ч. прикладные субдисциплины) совершенно определенно выходит за традиционные пределы анализа политики в ее национальном выражении. Политика в новом качестве комплексного гуманитарного научного знания расширяет свою предметную область до глобального уровня. Общие тенденции развития мироустройства — и с этим согласно большинство политологов — уже определяют внутриполитическое состояние отдельных стран, территорий, регионов.
Политическая наука может быть серьезно изучена только как ветвь осмысления политики на глобальном уровне... Мировая политика — вот дом политической науки, а не наоборот. К. Бус, «Вызовы незнанию: теория международных отношений перед лицом будущего» |
Вопросы для семинарского занятия
1. Каковы основные параметры Вестфальской модели мира?
2. Дайте сравнительный анализ теоретических школ в международных исследованиях, опишите их уязвимые и сильные стороны.
3. Какие есть подходы к пониманию проблем глобализации и различных аспектов этого процесса?
4. Какие характеристики современного этапа развития политической структуры мира и гипотезы относительно вновь формирующейся структуры можно выделить?
5. Могут ли и как именно государства противостоять негативным аспектам мирового развития, связанным с современными технологиями?
6. Опишите современное состояние международных исследований и перспективы их развития.
7. Действительно ли мир периода холодной войны был стабильнее и в этом смысле более безопасным?
8. Определите место Ро ссии в меняющейся политиче ской структуре мира.
9. В чем проявляется влияние мировых политических процессов на политическое развитие России?
Тексты
Булл X. Анархическое сообщество: исследование проблемы порядка в мировой политике.—Антология мировой политической мысли. — Т. 2. —
М., 1997.
Кеохейн Р.О. Международные отношения: вчера и сегодня. — Политическая наука: новые направления. — М., 1999.
Киссинджер Т. Дипломатия. — М., 1997.
Моргентау Г. Международная политика. — Антология мировой политической мысли — Т. 2. — М., 1997.
Политическая наука: новые направления. — М., 1999. — Гл. 16, 17, 18.
Фукуяма Ф. Конец истории? — Вопросы философии. — 1990. — № 3.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? — Полис. — 1994. — № 1.
Дополнительная литература
Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы.— М., 1998. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. — М, 1999. Космополис. Альманах, 1999.
Кулагин В.М. Мир в XXI в.: многополюсный баланс сил или глобальный Рах Ветосгапса (гипотеза демократического мира в контексте альтернатив мирового развития). — Полис. — 2000. — № 1.
Лебедева М.М., Мельвиль А.Ю. «Переходный возраст» современного мира. — Международная жизнь. — 1999. — № 10.
Лебедева М.М., Мельвиль А.Ю. Сравнительная политология, мировая политика, международные отношения: развитие предметных областей. — Полис. - 1999. - №4.
Лоуи Т. Глобализация, государство, демократия: образ новой политической науки. — Полис. — 1999. — № 5.
Международные отношения: социологические подходы (ред. П.А. Цыганков). — М., 1998.
Мировая политика и международные отношения на пороге третьего тысячелетия (ред. М.М. Лебедева). — М., 2000.
Молчанов М.А. Истоки российского кризиса: глобализация или внутренние проблемы? — Полис. — 1999. — № 5.
Переосмысливая грядущее. Крупнейшие американские экономисты и социологи о перспективах и противоречиях современного развития. — МЭиМО.— 1998. — № 11.
Проблемы глобализации. Осень 1999.
Современные международные отношения (ред. А.В. Торкунов). — М., 1998.
Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации. — МЭиМО. — 1995. — № 6.
Цыганков П.А. Международные отношения. — М., 1996.
Чешков М.А. Глобальный контекст постсоветской России. — М., 1999.
Словарь
САSЕ-STUDУ (англ.) — один из общенаучных методов, означающий изучение отдельного и уникального случая, в отличие от метода типологизации явлений.
LАISSEZ-FАIRЕ (фр. — буквально: позволяйте делать, кто что хочет) — доктрина, восходящая к французским экономистам середины XVIII в. и отстаивающая принцип невмешательства государства в экономические отношения. Затем это понятие было перенесено в другие сферы жизнедеятельности общества.
АВТОНОМИЯ (гр autos — сам, потоз — закон) — право какой-либо части государства на самостоятельное решение своих внутренних вопросов; самоуправление.
АВТОРИТЕТ(лат. fuctoritas — власть, влияние; от аис1ог — деятель, творец) — влияние индивида (института), обусловленное признанием другими, по их собственной воле, чьего-то права вводить нормы, установления либо распоряжаться, рассчитывая на повиновение. В политологии принято как понятие, обозначающее: 1) форму осуществления власти (влияния), основанную на высоко ценимых в обществе качествах, заслугах носителя авторитета или приобретенную на основании утвержденных процедур; 2) источник влияния преимущественно ненасильственными средствами; 3) легитимизированное руководство (управление), т.е. вид власти, основанный на ее добровольном признании управляемыми правомерной. Авторитетно-властное отношение является субъективно воспринимаемым психологически либо нравственно, в отличие от форм влияния, связанных с принуждением. В современной политике авторитет в своем воздействии на управляемых основан на доброй воле — нужно повиноваться, ибо это правильно, т.е. люди готовы следовать нормам и указаниям должностных лиц.
Ныне авторитет воспринимается как позитивное свойство индивидов или институтов со сложным сочетанием профессиональных, психологических, морально-этических качеств, одобренных обществом заслуг при их соответствии общественным нормам, традициям^ требованиям и ожиданиям. Кроме того, за авторитетом признается довольно высокий уровень эффективности при выполнении политических и социальных функций, а также обязательств. Авторитет в политике является в итоге способностью выявлять, концентрировать и усиливать важнейшие аспекты общего согласия. Сохранение авторитета политическими институтами (путем его подтверждения) — важный фактор их стабильности.
АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ (лат. аgens— действующий) — семья, система образования, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ, неформальные ассоциации и группы интересов, отдельные явления и события (политический кризис, революция, репрессии, голод и пр.), способные кардинально влиять на систему убеждений и верований человека. Любому периоду жизни — дотрудовому (дополитическому), стадии зрелости, послетрудовому (это не означает обязательное отчуждение личности от политики) — соответствует свой набор таких агентов.
АГОРА (гр. аgога) — предназначенная для публичных собраний и торговли главная площадь древнегреческих городов-полисов, расположенная в центре или около порта, окруженная храмами, портиками и городскими учреждениями. Значение слова «агора» со временем менялось: в V в. до н.э. оно обозначало повседневную социальную, политическую, религиозную и пр. активность граждан, а также место спортивных состязаний и театральных представлений; позже во многих городах (Афинах, Салониках и др.) стали выделять торговую и церемониальную агоры, где, в частности, проводились суды. Захоронение в агоре признавалось почетнейшим для гражданина.
АНАРХИЗМ(гр. аnагсhiа— безначалие, безвластие)— 1) общественно-политическое учение (или идеология), провозглашающее своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднения любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами; 2) термин, обозначающий всякие антиэтатистские (т.е. направленные против государства) взгляды, идеи, позиции, а также соответствующую им практику, в т.ч. экстремизм.
Несмотря на то что ряд анархистских идей появился еще в античные времена, развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем У. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию «общества без государства». Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в политический и научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером {«Единственный и его собственность», 1845), предложившим индивидуалистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и обмене товарами между независимыми производителями, и французским философом П.-Ж. Прудоном («Что такое собственность?», 1840; «Система экономических противоречий, или Философия нищеты», 1846). Последний утверждал: основа неравенства и несправедливости — собственность и неэквивалентный обмен, которые могут быть устранены нереволюционными, ненасильственными организационными мерами вроде безденежного и эквивалентного обмена продуктами труда, а это способствовало бы постепенному отмиранию государства. В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители М.А. Бакунин («Государственность и анархия», 1873), отстаивавший идею революционного уничтожения государства и создания «свободной федерации» крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма), и П.А. Кропоткин («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920), на основании им же сформулированных биосоциальных законов «взаимной помощи» призвавший к переходу к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).
Расцвет разных вариантов идеологии анархизма пришелся на первую половину XX в.; сейчас анархизм занимает маргинальные позиции в идейно-политическом спектре, действуя в союзе с другими движениями (например, либертаристского, антиглобалистского и экологического толка).
АНОМИЯ (гр. anomic: а — отрицательная частица, потов — закон — отсутствие закона, организации) — 1) состояние общества, характеризующееся ослаблением или исчезновением нормативных стандартов поведения, широко разделяемых ценностей и суждений и, как следствие, ростом отклоняющегося, асоциального поведения, в т.ч. радикализма и экстремизма в политике; 2) состояние индивида, которому свойственны ощущения отчужденности от общества, социальной дезориентации (неспособность оценить свой статус в обществе и выбрать соответствующую модель поведения), постоянной тревоги. Понятие введено Э. Дюркгеймом, считавшим аномию результатом прежде всего модернизации и индустриализации, разрушивших традиционное общество, а также поддерживавшую его систему социальных ролей, связей, норм и ценностей. Американский социолог Р. Мертон выдвинул гипотезу: основная причина возникновения аномии — утрата баланса между распространенными в обществе представлениями о целях и средствах, их отрицание или замена на другие.
АПАРТЕИД (африкаанс apartnes — раздельное проживание) — политика, устанавливавшая социальные отношения в ЮАР между белым меньшинством и небелым большинством; она предполагала сегрегацию (расчленение общества на расовые группы при запрете на любого рода их смешение), политическую и экономическую дискриминацию небелого населения. В качестве государственного курса была санкционирована Актом по регистрации населения (1950), который распределил южноафриканцев на три категории: банту (черные африканцы), цветные (все смешанные расы) и белые; четвертая — азиаты (выходцы из Индии и Пакистана) — была добавлена позже. После изменения политического режима в ЮАР в 1993-1994 гт. (в его переходном и ныне установившемся вариантах) часть лидеров темнокожего большинства пытается применить элементы апартеида к белому меньшинству.
АПЕЛЛА (гр. ареllа) — народное собрание в Спарте, особый аналог экклесии в других полисах. Созывалась раз в месяц; лишенная права инициативы, апелла рассматривала предложенные герусией (совет старейшин) вопросы — заключение договоров, объявление войны, внесение изменений в законы, престолонаследие, назначение старейшин, военачальников, магистратов. «Вредные», по мнению герусии или царя, решения апеллы отменялись. В обсуждении участвовали цари, старейшины, магистраты; остальные граждане-мужчины только голосовали, причем криком.
АРИСТОКРАТИЯ (гр. aristos — лучший, кгаюз — власть) — форма правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати; господство знати.
АРХЕТИП (гр. агсhе — начало, Суров — образ) — в аналитической психологии Карла Густава Юнгаэто первичные, врожденные структурные элементы «коллективного бессознательного», архаические психические наслоения повторяющихся жизненных ситуаций и переживаний человека; универсальные, общечеловеческие первообразы и изначальные идеи, проявляющиеся как индивидуально (фантазии, способствующие творческому мышлению, сновидения, некоторые виды бреда), так и в различных мифологических, культурных и т.п. системах. В проблемной, кризисной ситуации в личной или общественной жизни архетип бессознательно возрождается.
БАЛАНС СИЛ (англ. Ьаlаnсе of power) — ключевое положение в теории политического реализма, обозначающее ситуации равновесия между государствами. Может рассматриваться и как результат действия национальных правительств, и как порядок в международных отношениях, не зависящий от политиков. Концептуально восходит к работам Фукидида, но распространение получает с XVIII в., особенно при анализе британской и общеевропейской политики между войнам Наполеона I и Первой мировой войной. Это положение основано в том числе на трактовке Гоббсом международных отношений как враждебной, анархической среды, в которой государства постоянно подвержены угрозе нападения и вынуждены поддерживать соизмеримый с соперниками силовой потенциал.
БИХЕВИОРИЗМ(англ. behavion(u)rism— поведение) — ведущее направление американской экспериментальной психологии XX в., идеи и методы которого были перенесены в 1950-1960-х годах в политологию. Для современных бихевиористских концепций политики характерен акцент на изучении ее микроповеденческих сторон, различных механизмов индивидуального, межличностного и группового политического поведения. Бихевиористскому методу в политологии присуща отчетливая прикладная ориентация.
ВЕНСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНЦЕРТ)— структура межгосударственных отношений в Европе, сложившаяся после войн Наполеона I (1799-1814; 1815) и просуществовавшая, с серьезными изменениями, до Первой мировой войны. Ее принципы были заложены решениями Венского конгресса (1814-1815) — раннего общеевропейского (за исключением Турции) мирного урегулирования. Эта система базировалась на общем согласии наиболее могущественных европейских монархий (великих держав, включая Россию) относительно территориального и политического статус-кво в Европе; она предполагала возможность коллективного вмешательства в дела тех государств, которым угрожают революции, равно как и требование дипломатических консультаций по территориальным и пр. проблемам. В XIX в. в Европе «именно традиционные национальные интересы и меняющееся соотношение сил определяли дипломатическую игру, образование и развал союзов, изменение сфер влияния» (Г. Киссинджер, «Дипломатия»).
ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ— миропорядок, основы которого были заложены Версальским мирным договором 1919 г., договором с союзниками Германии, а также соглашениями, заключенными на Вашингтонской конференции 1921-1922 гг. Европейская часть этой системы (иначе — Версальская) в значимой мере была создана под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц при игнорирования интересов побежденных и вновь образованных стран (в Европе — 9), что делало эту структуру уязвимой из-за требований ее преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах. Отказ США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция России и антигерманская направленность превращали ее в несбалансированную и неуниверсальную, что увеличивало потенциал будущего мирового конфликта. Вашингтонская система, распространяющаяся на АТР, отличалась несколько большим равновесием, но тоже была неуниверсальной. Ее нестабильность обусловливали неопределенность политического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии и изоляционизм США.
ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР 1648 г.— два мирных договора, переговоры о достижении которых велись с 1644 г. в Мюнстере и Оснабрюке (Вестфалия), подписанных между Священной Римской империей германской нации и Францией в Мюнстере и между этой же Империей, с одной стороны, и Швецией с протестантскими германскими княжествами — с другой, в Оснабркже. Вестфальский мир завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648), в которой участвовала по разным причинам (в т.ч. вначале религиозным, а затем династическим, территориальным и т.п.) значительная часть европейских государств. Мир закрепил за Францией, Швецией и их союзниками немалые территориальные приобретения, право на вмешательство в дела Империи. Голландия и Швейцарская конфедерация получили государственный суверенитет, а германские князья — права суверенных государей. Тогда Священная Римская империя германской нации превратилась в конгломерат независимых государств (около 300). Вестфальский мир признал религиозные права и свободы за лютеранами и кальвинистами.
Иногда к Вестфальскому миру относят также мирный договор 1648 г. между Голландией и Испанией, который завершил Восьмидесятилетнюю войну между ними (боевые действия с 1625 г. между Голландией и Испанией историки рассматривают одновременно как часть Тридцатилетней и как часть Восьмидесятилетней войн).
ВЕТО(лат. vеtо — запрещаю) — отказ главы государства (монарха или президента) подписать и ввести в действие законопроект, принятый парламентом. Абсолютное вето означает окончательное отклонение законопроекта; отлагательное (суспензивное) вето предполагает повторное утверждение парламентом законопроекта (после его доработки или без таковой), который становится законом вопреки противодействию со стороны главы государства.
ВЛАСТЬ(как властное могущество вообще) (англ. рошег; от лат. ро1еге — быть в состоянии, мочь, иметь возможность) — социологически «аморфное» (М. Вебер), т.е. неуточненное, понятие, предполагающее способность каким-либо желаемым образом и многими приемами воздействовать на поведение других в самых разных обстоятельствах. Механизмы власти — от убеждения (т.е. успешного воздействия без обещания вознаграждения или угрозы наказания со стороны обладающего властью) до давления, применения силы, принуждения (угроз сурового наказания или лишения благ за неповиновение). Предметом политологии являются: «власть и ее носители» — Г. Лассуэлл; осуществление «власти, господства (англ. ш1е) либо авторитета» (англ. аийюпгу) — Р. Даль; а сама политика есть «властное распределение ценностей» — Д. Истон. Отношения власти подразумевают стабильность, постоянство, институционализацию, т.е. установленность. В политологии категория власти, при широком определении, нередко выступает синонимом «влияния» (см. Дж. Плейно, Р. Риггс, X. Робин. «Словарь политического анализа», 1982).
ВЛИЯНИЕ(англ. influепсе) - способность субъекта (актора) вызывать изменения во мнениях, установках, убеждениях, намерениях, а также в поведении некоего объекта в процессе взаимодействия с ним. Выделяются такие основные типы влияния: прямое — открытое сообщение требований объекту; косвенное — воздействию подвергается среда вокруг объекта; направленное и случайное; с применением нематериальных средств. В политике способность актора влиять на другого (других) зависит от: его политических ресурсов; характера и степени усилий по оказанию влияния; сферы функционирования объекта; желаемого повиновения; соперничающего воздействия иных субъектов на данный объект (ср. категорию власти)
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА— совокупность действий государства и его институтов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов. Принято считать, что внешняя политика есть воплощение на практике специализированным внешнеполитическим ведомством страны ее целей и интересов во взаимоотношениях с другими государственными субъектами, международными организациями и т.д.
ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ— административно-территориальные сегменты государства, рост влияния которых во внутриполитических (регионализация) и во внешнеполитических процессах относится к основным характеристикам современности (ср. программу Евросоюза «Европа регионов»).
ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ— принцип организации власти преимущественно в племенных образованиях: право принятия и осуществления важных решений возлагается только на тех, кто непосредственно обеспечивает безопасность племени (клана, рода), т.е. на всех вооруженных мужчин-дружинников; остальные члены племени исключены из процесса принятия решений.
ВОТУМ(лат. votum — желание) — решение или мнение, выраженное путем голосования.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА— принятый на Парижской сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. документ, определяющий основные права и свободы человека; среди них выделяются политические игражданские права (на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; равную защиту законом; равную защиту от любого вида дискриминации; свободное перемещение и любое местожительство в пределах каждого государства; на гражданство; на свободу мысли, совести и религии; на свободу мирных собраний и ассоциаций; участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей и др.); социально-экономические права (владение имуществом как единолично, так и совместно с другими; социальное обеспечение; на труд, отдых и досуг и др.); культурные права (образование; свободное участие в культурной жизни общества, наслаждение искусством, участие в деятельности, способствующей научному прогрессу, и пользование его благами и др.).
ВСЕМИРНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО(англ. global gоvamment) — термин для обозначения гипотетического (т. е. предполагаемого) всемирного центра власти.
ВЫБОРЫ— все формы индивидуального или коллективного доступа к власти (как правило, на определенный законом срок) и замещения должностей путем избрания голосованием (президента, парламентариев ит.д.), что наделяет избранных лиц правом принимать решения.
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ— ГАТТ— серия многосторонних договоров, ориентированных на обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем упразднения таможенных и прочих ограничений, снижения тарифных ставок, устранения всех форм дискриминации в мировой торговле ради повышения уровня жизни, занятости и т.п. в странах-участницах. Документ о ГАТТ, имеющий обязательный международно-правовой характер и подписанный 23 странами в Женеве, вступил в силу в 1948 г. Планировалось, что ГАТТ будет замещено специальным агентством ООН, но по ряду причин оно не было создано Вместе с тем ГАТТ оказалось самым эффективным инструментом либерализации мировой торговли, содействовавшим значительному ее росту за последние 50 лет (например, тарифы на промышленную продукцию были снижены почти в 8 раз). В 1995 г. ГАТТ было заменено Всемирной торговой организацией (ВТО) с более четкой институциональной структурой, но при сохранении общих договорных основ ввиде ГАТТ и решений торговых раундов (встреч членов ВТО). Режим ВТО, предполагающий мониторинг и регулирование мировой торговли, распространяется на 90% совокупного торгового обмена на нашей планете.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ(фр. global — всеобщий) — охват экономическими, политическими, социальными и культурными взаимоотношениями всего человеческого сообщества.
ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ(англ. global village) — метафора, используемая в журналистике и популярной литературе, дабы выразить представление о том, что все люди на Земле объединены единой судьбой. Считается, что глобальная деревня становится возможной благодаря распространению универсальных культурных образцов, развитию технологий (в первую очередь транспортных, информационных и коммуникационных), мировых торговой и финансовой систем и т.п., соединяющих всех людей во взаимосвязанное и взаимозависимое сообщество.
ГОСПОДСТВО (ДОМИНИРОВАНИЕ)(лат. dominus — хозяин) — тип высшей власти, которая осуществляется в относительно устойчивых институциональных рамках какой-либо политической системы. Господство как категория политики вмещает в себя еще два понятия: действия и организации. Имеется ввиду, что господство — это принципиально организованное правление, но оно всегда является объектом столкновения завладевших им или сопротивляющихся ему групп.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА —1) организованная совокупность осознанных акций многих людей, в т.ч. политиков и чиновников, специализирующихся в данной сфере деятельности; 2) взаимодействие управленческих звеньев и блоков институционального механизма, направленное на выработку и реализацию стратегических целей и решений; 3) определенный управленческий цикл, в котором отсутствует жесткая последовательность функциональных фаз, поскольку субпроцессы такого рода нередко идут параллельно и в их «круговороте» нет четко выделяющихся начала и завершения.