Специфика политической власти
Политическая власть характеризуется отличительными признаками:
наличие целостной системы политических институтов, учреждений, объединений;
возможностью управлять людьми, распоряжаться собственностью, финансами;
наличием права принимать решения, формировать законы, касающиеся всего общества;
возможностью использования системы принуждения по отношению к большинству населения.
Поле (пространство) политической власти образуется тремя осями (векторами):
«ось представительства» - характеризует отношение политических субъектов с той социальной общностью, интересы которой они представляют;
«ось политической деятельности» - характеризуется техникой, практикой решения политическими субъектами проблем, вставших пред обществом;
«институционная ось» - сочетает в себе многообразие отношений политического субъекта с социальными институтами общества, интересы которых он представляет.
В каждом из этих измерений ключевым является политический субъект (индивид, социальная общность, организация), удовлетворяющий следующим требованиям:
- самостоятельностью принятия решений;
- наличием средств и возможностей реализации принятых решений.
Существенным признаком политической власти является ее опора на государство. Вне государственных структур и государственно - правовых механизмов политическая власть не существует, ибо политические решения только тогда приобретают характер властного решения, когда задействованы государственные институты. Политическая власть внутри общества имеет фактическую монополию на принятие и осуществление тех или иных государственных решений, на использование в своих целях аппарата административного принуждения (армии, полиции, суда), материального принуждения и стимулирования, идеологического манипулирования, традиционного обоснования и т.п.
Совпадая по своей социальной сущности, политическая и государственная власти неодинаковы по объему, методам, формам проявления, субъектам. Носителями политической власти, кроме государства, могут быть и являются политические партии, оппозиционные организации, социальные субъекты политики. Поэтому всякая государственная власть может быть государственной.
Особенностью политической власти является ее элитарный характер, хотя источником власти является сам народ. В распоряжении элит находятся все ресурсы власти. Однако, составляя в обществе незначительное меньшинство, элиты не могут гарантировать свою устойчивость в осуществлении власти без добровольного согласия на то основной массы населения, без признания обществом правомерности. Справедливости ее господствующего положения.
Опора на государственный аппарат - это одно из условий политической власти. Для того чтобы она была действенной и эффективной , субъект политической власти должен обладать определенными качествами, отсутствие которых может ввести общество в пучину кровавых смут и экономического хаоса. Важнейшие из них:
§ политическая воля - исходное, фундаментальное качество политической власти. Она предполагает как способность к выбору цели политической деятельности, так и к мобилизации всех имеющихся возможностей и ресурсов для ее достижения. При этом волевые устремления. Ориентации, установки не абсолютизироваться и рассматриваться вне и независимо от объективных законов общественного развития, сложившаяся политической ситуации, природы политических отношений;
§ суверенность - это необходимое политико-юридическое свойство политической власти. Она выражается в ее верховенстве на принятие и осуществление политических решений над любыми другими. Суверенность власти означает ее формальную независимость от любого внешнего влияния и воздействия;
§ сила власти - совокупность материальных и идеологических возможностей, которыми располагает данная система власти для реализации своих решений. Эти возможности определяются эффективностью административно - правовых, военных и пропагандистских институтов государства, а также мощью его финансово - экономических ресурсов;
§ авторитет власти - определяющее качество, без которого ни одна система власти не может нормально функционировать. Авторитет власти означает признание людьми законности и необходимости такой политической организации, под властью которой они находятся. Авторитет власти является гарантом политической и социальной стабильности. Однако в этом случае, когда власть оказывается неспособной обеспечить социальный порядок, она теряет авторитет и вынуждена обращаться к насилию как главному средству установления контроля над обществом.
Легитимация политической власти
Факторы
1.Внутренняя легитимация:
эмоциональная, бессознательно чувственное восприятие власти:
рациональная, исходящая из понимания необходимости и целесообразности данной системы политического устройства
2.Внешняя легитимация:
моральное - уверенность в том, что любое покушение на общественный порядок встретит осуждение и порицание окружающих;
правовые - наличие специальных государственных институтов, выполняющих функции охраны порядка, закрепленного в системе правовых норм.
Уровни
1.Идеалистический - основан на соответствии власти устоявшемуся типу личности, на доверии масс знаниям, профессионализму управляющих.
2.Структурная - основана на убеждении людей в правомочности существующей политической системы.
3.Персонифицированная - основана на принципе идентификации лидера с идеалом, на личной симпатии к властвующему лицу, а также на рациональном подходе расчете.
Средства
1.Технократические - научное и техническое обеспечение политического курса (в законах, инфраструктуре, налоговой системе и др.)
2.Социалогические - поиск наиболее безболезненных путей задач.
3.Идеологические и психологические - пропаганда ценностей, на которых основывается проводимая политика, выработка доверия к правительственной информации.
Политическая власть может достаточно эффективно функционировать только тогда, когда она легитимна, то есть правомерно признана большинством народа. Легитимность является совокупностью представлений о власти, своего рода имидж, в котором предстает власть в массовом сознании.
Легитимность - обязательный признак цивилизованной власти, обеспечивающий ее стабильность.
Современная политология выделяет легитимности:
традиционный - основан на праве наследования власти;
патриархальный - основан на прямых односторонних связях;
сословный - на относительных автономности правящих сословий;
харизматический - на авторитете лидера;
религиозный - на вере в божественное происхождение и признание властных субъектов;
конституционный - на свободных выборах органов власти при строгом соблюдении конституционных норм.
Политическая власть является специфической социальной системой, все элементы которой в совокупности образуют определенную целостность и решают взаимосвязанные задачи.
Категория «система политической власти» характеризует деятельность официальных органов и организаций, осуществляющих политическое управление обществом и связанный с ними комплекс социально - политических отношений. Сюда также включаются и оппозиционные политические силы (партии, движения), каждая из которых имеет свою специфику.
Сущность любой системы можно понять через анализ ее структуры и основных функций.
Любая общественная система имеет в своей деятельности две оси ориентации:
внутренняя ориентация - связана, либо с текущими, актуальными событиями, либо с долговременными потребностями и целями
инструментальная ориентация - направлена на события как окружающей среды, так и на внутренние события;
В соответствии с основными направлениями деятельности система политической власти выполняет в обществе выполняет функции:
§ Функции внешней ориентации:
a) Адаптационная - политическое управление общественными процессами;
b) Достижения цели - защита основных политических ценностей, поддерживаемых системой власти.
§ Функция внутренней ориентации:
a) Интеграция и стабильность - обеспечение единства и согласованности действий всех институтов и органов власти;
b) Воспроизводство структуры - обеспечение преемственности и стабильности в развитии системы власти.
Функция политического управления общественными процессами есть сущность политики, в которой проявляется сознательная реализация целей государства и общества. Она проявляет себя в указах, законах, распоряжениях, исходящих от высшего политического руководства.
Функция управления общественными процессами может осуществляться двумя основными методами:
§ Во-первых, непосредственным вмешательством и жесткой регламентацией политической властью социальных, экономических и идеологических процессов путем издания законов, декретов, указов и т.п.
§ Во-вторых, косвенным политическим воздействием, когда власть регулирует не сами общественные процессы, а факторы, влияющие на их развитие.
Центральной функцией системы власти является защита основных политических ценностей. Основные группы ценностей, вокруг которых вращается вся политическая жизнь:
1.национально - государственная безопасность и независимость;
2.законность и общественный порядок;
3.экономическое благосостояние и социальная справедливость;
4. свобода, демократия, права и обязанности человека;
Целостность системы политической власти обеспечивается единством и субординацией действий всех ее органов и институтов.
Функция обеспечения преемственности и стабильности системы политической власти проявляется на двух уровнях:
1. уровень высшего политико-государственного руководства, в лице которого персонифицируется политическая власть;
2. общий уровень, охватывающий все политически дееспособное население.
На высшем уровне преемственность и стабильность власти может обеспечиваться двумя путями:
посредством наследования, когда власть переходит по родственному признаку;
через систему выборов или назначений на высшее государственно - политические посты.
Функции являются явными и социально-необходимыми, их существование связано с самим предназначением системы политической власти, порождено внутренней логикой ее развития.
К важнейшим «латентным» (скрытым) функциям системы власти относятся:
функция обеспечения социально-классового господства - социальные группы, выполняющие властные функции в социально дифференцированном обществе, всячески стремятся не только защитить интересы экономически господствующего класса, но и присвоить себе большую долю общественного богатства. Они всячески стремятся закрепить свое привилегированное положение. Здесь наблюдается два процесса:
1. социальная группа, экономически господствующая в обществе, стремится обрести и политическую власть;
2. лица, находящиеся у власти, неизбежно стремятся к материальному благополучию
распространения и защиты личной политической власти - вытекает из особенности политической власти и неизбежно присутствует в любой политической системе, особенность политической власти в том, что она персонифицирована, т.е. воплощается в деятельности определенного лица, наделенного властными полномочиями. Чем выше уровень политического полномочия, тем больше у индивида возможностей для проявления и реализации своей воли.
Для политика главной проблемой является, как власть удержать, распространить. Если политик не будит заботиться об обеспечении и защите собственной власти, он ее потеряет. Здесь возникает проблема, как амбивалентность - раздвоение воли политического руководителя:
· он призван решать общественно необходимые задачи;
· он должен думать о сохранении собственной власти.
В соответствии с основными функциями можно выделить и основные элементы, составляющие структуры системы власти:
Политическая практика свидетельствует, что наибольшей стабильностью обладают такие системы политической власти, где:
1. Функции политического управления разделены между исполнительной и законодательной властью.
2. Функции защиты основных политических ценностей исполняют:
a) Судебная система,
b) Федеральные и местные органы правопорядка,
c) Общественно - политические ассоциации граждан,
d) Независимые от государства средства массовой информации.
3. Функции интеграции выполняют:
a) Конституция страны,
b) Основные законы субъектов федерации,
c) Политические традиции.
4. Преемственность власти обеспечивается избирательной системой на основе всеобщего избирательного права и многопартийности. Актуальной и подтвержденной исторической практикой эффективной деятельности политической власти является принцип разделения властей - по горизонтали и вертикали. Горизонтальное разделение властей предусматривает относительную независимость законодательной, исполнительной и судебной власти при решении конкретных вопросов и единство действий ради стратегических интересов общества.
Разделение власти по вертикали также предполагает как четкое размежевание функций между властями разного уровня - центральной, региональной, местной, так и единство в реализации интересов всего общества. Для того чтобы политическая власть всех ветвей нормально и эффективно функционировала, необходима система сдержек и противовесов.