Политическое господство и политическая легитимность
Отношения власти в обществе очень многообразны, изменчивы, зачастую очень незаметны, относительны. Для того, чтобы упорядочить эти отношения, стабилизировать власть в обществе, сделать ее способной к выполнению возлагаемых на нее функций, власть должна быть закреплена в форме политического господства.
Политическое господство – это организационное оформление и закрепление в обществе отношений властвования и подчинения, разделение управленческого труда и связанных с ним социальных привилегий – с одной стороны, и исполнительской деятельности – с другой.Политическое господство возникает тогда, когда власть институируется, превращается в устойчивые отношения, когда в социальной организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяют принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать. Как писал М.Вебер, «господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу».
Господство неразрывно связано с властью; господство есть форма общественной организации власти. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются.
Господство как институировавшаяся власть может по-разному оцениваться гражданами. Отношение граждан к власти определяется таким понятием как легитимность. Легитимность власти – это положительная оценка, принятие населением власти, признание им ее права управлять и согласие подчиняться.Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, верой подавляющего большинства населения в то, что существующий порядок является наилучшим для данной страны, с консенсусом в области системополагающих политических ценностей.
Легитимность власти следует отличать от ее легальности. Это два близкие, но не тождественные понятия. Легитимность носит оценочный, этический и политический характер, а легальность – юридический и этически нейтральный.
Любая власть, издающая законы, даже самые непопулярные, и обеспечивающая их осуществление – легальна. В то же время она может быть нелегитимной, т.е. не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В обществе может существовать не только нелегитимная, но и нелегальная власть, например, власть мафиозных структур.
Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес М.Вебер. Он, в частности, выделил три типа легитимности власти, отражающих особенности мотивов подчинения.
1) Традиционная легитимность. Она приобретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, как считал М.Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственной монархии, подкрепляющей авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
2) Харизматическая легитимность(от греческогоблагодать, дар божий). Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, который иногда даже обожествляется; создается культ его личности. Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институт власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.
3) Легальная или рационально-правовая легитимность.Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Это институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам (персональная легитимность).
В современной политологии к трем, ставшим уже классическими, типам легитимности добавлены и другие. Один из них – идеологическая легитимность.Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обеспечивает соответствие власти интересам народа, нации, класса. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология, и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической.
В странах командно-административного социализма широко использовалась классовая легитимность. Во второй половине ХХ века многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленнойнационалистической легитимности.Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ всем современным государствам. В тоталитарных странах он осуществляется специально созданной системой идеологической индоктринации, «промывания мозгов», в демократических государствах – механизмами социализации, действующими как стихийно, в ходе усвоения человеком господствующих в обществе политических норм и ценностей, так и целеустремленно – через систему общего и политического образования, а также через СМИ.
Идеологическая легитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой легитимности, апеллирующей к сознанию, разуму, она – однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, активного участия граждан в выработке идеологии.
Идеологическая и любая другая легитимность власти постепенно ослабевает, если не подкрепляется ее реальной эффективностью. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею тех функций и ожиданий (экспектаций), которые возлагает на нее большинство населения и прежде всего наиболее влиятельные политические и экономические слои – элита.В современных условиях легитимность на основе эффективности – в конечном счете решающий фактор доверия к власти и ее поддержки гражданами. И рационально-правовая, и харизматическая, и другие типы легитимности связаны с надеждой населения на эффективность власти, т.е. удовлетворение его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности (например, в Чили, Южной Корее, Бразилии и других странах), впоследствии в значительной мере приобрели ее, благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.
В наше время большое количество государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий наиболее остро он проявлялся в формах политической нестабильности, частых государственных переворотов. В последнее время проблема легитимности власти крайне актуальна и для большинства посткоммунистических стран. Неспособность правящих в них режимов вывести страны из кризиса подрывают доверие населения к рационально-правовым способам легитимности.
Как легитимность власти, так и весь политический процесс в целом прямо зависят от субъектов политики, о которых речь пойдет в следующих темах.
Вопросы для самоконтроля: Модуль 1, вопросы 38-47.
Рекомендуемая литература: , 3,4,7, 9, 10, 13, 50.