Национальные отношения и национальная политика
Человечество исторически разделено на многочисленные группы. Создатель концепции этногенеза (развития этносов) Л. Н. Гумилев определяет этнос как феномен биосферы - естественно сложившийся коллектив, отличающийся от себе подобных оригинальным стереотипом поведения людей. Он считает, что "этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным нам случаям. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда - нет". На различных стадиях общественного развития этносы выступают в виде племени, народности, нации. Из курса философии уже известно, что каждая из этих социальных форм имеет существенные особенности, но в каждой из них этнос представляет собой исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих культурной, в том числе языковой, психологической общностью, осознанием своего единства и отличием от других подобных образований.
Нации как высшая этническая форма стали складываться с возникновением индустриального общества, когда резко усилилось интегрирующее значение буржуазного права во всей жизни общества. На протяжении XIX-XX вв. шел бурный процесс формирования и развития все новых и новых наций и народностей.
Сегодня в мире - тысячи различных этносов, из них примерно 270 насчитывают в своем составе свыше 1 млн. человек. В России более 100 этносов, в США - гораздо больше. "Гарвардская энциклопедия этнических групп в Америке" дает список из 106 этнических групп, но в ней население 170 индейских племен определено одной группой - "индейцы", а все выходцы с Ближнего Востока (сирийцы, египтяне, иорданцы, палестинцы и др.) считаются только арабами. Конечно, такой подход к определению этнического состава населения упрощен.
Большинство стран многонациональны, что является объективной основой возникновения межнациональных отношений самого разного характера. Ведь каждая нация и народность имеет специфические интересы, потребности и даже стратегию своего развития. К тому же современные нации и народности разнообразны: многочисленные и малочисленные, богатые и бедные, древние и молодые, развитые и отставшие в развитии, имеющие свою государственность и не имеющие, сильные и слабые, господствующие и подчиненные. Различия в положении и интересах превратили межнациональные отношения в острый политический вопрос, получивший в истории название «национальный вопрос».. Его главные элементы - проблема равноправия или подчинения, проблема неравенства уровней экономического и культурного развития, проблема национальной розни и вражды. Разрешение каждой из них представляет собой сложнейший политический процесс.
На протяжении последних веков, и особенно в XX в., национальные отношения становились все более политическими. Это обусловлено, прежде всего, решающей ролью государства в формировании и развитии нации, а также непосредственной принадлежностью важнейших национальных проблем к сфере политики. Среди них такие, как равноправие и самоопределение наций, сочетание национальных и интернациональных интересов, создание условий для свободного развития национальных культур, подготовка и обеспечение представительства национальных культур, подготовка и обеспечение представительства национальных кадров в структурах власти и некоторые другие.
Проблемами этносов занимаются многие науки. Это - этнография (народоописание), этноантропология (описание индивидов отдельных рас и народностей), этносоциология, этнополитология и др. Этнополитология является достаточно развитой мировой наукой. Многие великие мыслители - Т. Гоббс, О. Бауэр, Р. Шпрингер, К. Каутский, М. Вебер, В. Ленин, Н. Бердяев, Л. Гумилев - внесли свой вклад в ее разработку. Каждый из них, по-своему трактуя отдельные аспекты национального развития и национальных отношений, выходил на констатацию колоссального значения национальных моментов в политическом процессе.
Целенаправленное внимание ученых посвящено самому феномену нации: ее происхождению, сущности, эволюции в историческом пространстве. Различные научные подходы обусловили появление множества определений нации и бесконечные дискуссии по этому поводу. Для уяснения вопроса достаточно обратить внимание лишь на наиболее типичные, раскрывающие суть данного явления. Одно из первых фундаментальных определений нации дал английский экономист и социолог Дж. Милль. Анализируя причины формирования нации, ее принципиальные характеристики, он писал: "...входящие в нее люди объединены общими чувствами, каковых нет между ними и другими людьми... общность языка и общность религии могут значительно содействовать этому, так же как и географические границы... Но наиболее важной причиной является общность политической судьбы, общая национальная история и основанная на этом общность воспоминания, общие гордость и унижение, радость и страдания, связанные с сообща пережитым в прошлом". В рассуждениях Дж. Милля категория нации выводится как из социокультурных, так и из политических характеристик.
Австрийский марксист Отто Бауэр в большей степени опирался на культурно-психологические моменты. Он писал: "Нация - это вся совокупность людей, связанных в общность характера на почве общности судьбы... национальный характер есть не что иное, как осадок истории данной нации".
Примерно так же мыслил Р. Шпрингер, считавший, что нация - это культурная общность, союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих людей. Подобные взгляды на сущность нации высказывал и Н. А. Бердяев: бытие нации не определяется и тем более не исчерпывается ни языком, ни религией, ни территорией, ни государственным суверенитетом, хотя эти признаки существенны для национального бытия. Фундаментальным признаком наций является единство исторической судьбы. Сознание этого единства означает национальное сознание. Н. А. Бердяев подчеркивал также стремление всякой нации к своей государственности, к созданию и укреплению своего национального государства. Этой характеристикой он также наделял нацию политическими признаками.
Интересен подход русского философа Г. П. Федотова. "Нация, - пишет он, - разумеется, не расовая и даже не этнографическая категория. Это категория, прежде всего, культурная, а во вторую очередь политическая. Мы можем определить ее как совпадение государства и культуры". Но вслед за этим он утверждает, что "не народ (нация) создает историю, а история создает народ. Английская нация создалась лишь в XIV веке, французская в XI веке, после многих веков государственной жизни". Определяя культуру как первичный фактор образования нации, Федотов вместе с тем считает обязательными и факторы общего государства, общих государственных традиций, а значит, и совместной политической практики. Такое суждение весьма существенно обогащает понятие нации, национального государства.
Историческая практика подтверждает тесную связь между нацией и государством. Процессы формирования наций и вызванные ими политические движения объективно вели к образованию государств. В то же время создание буржуазных республик в XVII-XIX вв. способствовало складыванию наций в территориальных пределах этих государств. Не случайно в XVIII - начале XIX в. возникает понятие национального государства. А в Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции в 1789 г., провозглашалось: "Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации".
Значительный толчок развитию представлений о нации дала Первая мировая война, одним из следствий которой оказался подъем национализма, образование новых национальных государств. Осмысливая эти процессы, немецкий социолог М. Вебер обогатил теорию нации своими суждениями. Он рассматривал нацию как политическую категорию.
В веберовской концепции выделяются три взаимосвязанные первоосновы нации. Во-первых, некий объективный фактор, объединяющий различных людей и отличающий их от других. Во-вторых, проявление данного фактора в виде источника единых ценностей, создающего чувство солидарности. В-третьих, выражение возникшей солидарности в автономных политических институтах. По М. Веберу, сообщество людей считается нацией только тогда, когда объединено или стремится объединиться в собственном автономном государстве. Тем самым особо подчеркивается значение фактора политической независимости.
Связь наций с государством, различные уровни реализации их государственных устремлений подчеркивались и представителями марксистской школы. Достаточно конкретные суждения по этому поводу оставили Ф. Энгельс, К. Каутский, В. Ленин, И. Сталин и др. Сталин дал определение нации, как "исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры". Конечно, сталинская формула значительно упрощает реальное содержание вопроса. Простая сумма признаков не дает полного представления о таком сложном явлении, как нация.
Более плодотворным оказывается политологический подходя современных ученых. Убедительную концепцию представил американский политолог Карл Дойч. В своей так называемой функциональной теории он прямо утверждает, что народ становится нацией только тогда, когда в процессе социальной и политической мобилизации создает свое государство и получает тем самым контроль над институтами общественного насилия. "Нация, - пишет К. Дойч, - это народ, обладающий государством", если же этническая группа еще лишь стремится добиться политической власти, то она может быть квалифицирована только как народность.
Идею непосредственной связи национальных образований с государственностью проводит испанец X. Ортега-и-Гассет. Он утверждает, что основным фактором образования современных наций было не кровное родство и не общность языка, а политическое объединение. Ортега-и-Гассет пишет: "Мы будем, во всяком случае, ближе к истине, если скажем так: каждое языковое единство, которое охватывает известную область, почти всегда бывает результатом предшествующего политического единства". И дальше он подчеркивает: "Секрет успеха национального государства надо искать в его специфически государственной деятельности, планах, стремлениях, - словом, в политике, а не в посторонних областях, биологии или географии".
Таким образом, современные представления о нации все прочнее увязывают ее происхождение и развитие с политическими отношениями, возникающими между людьми, с государственными образованиями. Государство выступает структурой, в рамках которой нация складывается и накапливает специфические черты и традиции. Государственные границы обычно и отделяют одну нацию от другой. Авторитетным подкреплением данной позиции служит концепция русского политолога Э. А. Позднякова, утверждающего, что "большинство наций формировалось при определяющей роли государства и в более общей форме политики". И затем подчеркивает: "момент общности нации, а тем самым и общий ее интерес как союза определенного типа находит свое выражение только в государстве, представляющем политическую форму организации общества".
Теоретическая разработка проблем нации повлекла появление многих производных идей и концепций. Среди них - концепции национального государства и национального характера, национального суверенитета и самоопределения наций, национализма и интернационализма. Они возникли из потребностей капиталистической практики и, научно разработанные, оказывали и оказывают существенное воздействие на политический процесс во многих странах и регионах планеты.
Идея национального государства возникла в ответ на идею правового государства. Одним их первых идеологов национального государства выступил немецкий философ Фихте. Под воздействием борьбы немецкой буржуазии за освобождение от иностранного господства после наполеоновских войн он стал проповедовать национальное начало в государственном устройстве Германии. Идея национального государства стала лозунгом немецкой буржуазии в борьбе с раздробленностью страны. Примерно такую же роль она сыграла и в объединении Италии. История Европы показывает, что идея национального государства на этапе создания той или иной государственности служила политическим стержнем, объединяющим народ. Многие ученые рассматривают национальное государство как закономерную форму государственности в период зарождения и укрепления буржуазного общества. И такая концепция подтверждается политическими процессами, происходящими в наше время на территории Африки, бывшего СССР, некоторых других регионов планеты.
Понятие национального характера введено в научный оборот географами и этнографами для обозначения особенностей поведения и образа жизни разных наций и народов. Постепенно в науке утвердилось представление о национальном характере как о совокупности наиболее устойчивых, основных для данной национальной общности особенностей восприятия окружающего мира и форм реакций на него. С точки зрения участия наций в политическом процессе явление национального характера весьма важно для социально-политических наук.
Первые исследования национального характера были проведены в середине XIX в. германскими учеными В. Вундтом, X. Штейнбалем и др. Основные идеи школы психологии народов заключались в том, что главной силой истории является народ, или "дух целого", выражающий себя во всех сферах общественной жизни.
В середине XX в. представители американской этнопсихологической школы Р. Бенедикт, А. Кардинер, Р. Лиитом и другие выявили, что национальные характеры разных этносов проявляются в стойких психологических чертах отдельной личности и отражаются на "культурном поведении". В настоящее время научные исследования национального характера продолжаются, хотя нередко политологи подходят к нему с определенными идеологическими задачами, а политики используют теоретические построения, связанные с этим явлением, в интересах националистических или даже расистских действий.
Имея в виду, что "на Земле почти повсюду существует этническая напряженность" ясно, почему этнополитологические концепции противоречиво воспринимаются практической политикой и оказывают на нее неоднозначное действие. В разные исторические моменты и для различных политических сил одни и те же концепции имели порой прямо противоположное значение. Это непосредственно относится к теоретическим разработкам проблем национального самоопределения, национального суверенитета, национализма, национальной культуры и т. д.
Национальное самоопределение является основополагающим политико-правовым принципом демократического урегулирования межнациональных отношений. Как принцип оно родилось из опыта национальных движений и создания национальных государств XVIII-XIX вв. Этот принцип реализовался в мирном сосуществовании наций в федеративной Швейцарии, в демократическом решении вопроса о выходе нации из состава государства и создании своего национального (отделение Норвегии от Швеции, Финляндии от России, Словакии от Чехии), во многих других политических процессах на Европейском континенте. В юридическом плане право на самоопределение признается за всеми без исключения народами, и отказ в этом праве недопустим, что зафиксировано во многих международных документах.
Так, в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1962) провозглашается: "Все нации имеют право на самоопределение". В Декларации о принципах международного права, принятой ООН в 1970 г., применение права на самоопределение трактуется как возможность создания независимого государства и как свободный выбор своей политической системы. Но право свободно распоряжаться своей судьбой не должно повлечь нанесение ущерба свободе и законным интересам других наций. Поэтому политическое решение вопроса - оформление права на самоопределение - на практике весьма непростой процесс, он требует учета интересов всех заинтересованных сторон.
В мировой практике определились три политико-правовых основания приоритетности самоопределения народов. Во-первых, историческая принадлежность той или иной территории какому-либо конкретному народу. Во-вторых, существующий этнический состав населения, этническое большинство. В-третьих, волеизъявление всего народа, живущего в тех или иных административных границах. Только наличие всех трех оснований позволяет говорить о справедливости постановки вопроса о самоопределении той или иной нации.
Право на самоопределение обеспечивает движение народов к своему национальному суверенитету. Понятие национального суверенитета содержит прежде всего политический смысл. Оно означает совокупность прав нации (народа) на свободу выбора социального и политического строя, на территориальную целостность, экономическую независимость и т. д. Это - суверенитет (верховенство), выраженный в этнической самобытности нации, народности, их праве только своей волей определять собственную судьбу. Национальное самоопределение, как правило, бывает подкреплено и обеспечено адекватными государственно-правовыми формами, т. е. определенным суверенитетом.
К числу важнейших политических вопросов относится национальная государственность. Она признается необходимым условием выражения и защиты национальных интересов и ценностей. Между тем подавляющее большинство современных государств многонационально. Их полиэтничность сложилась исторически.
Существует ряд причин объединения многих этносов в одном государстве. Некоторые объединялись для защиты от общего врага. Другие - под воздействием интеграционных, экономических процессов. Третьи оказывались вместе в результате мирной или вооруженной экспансии. Равноправие всех наций в многонациональном государстве обеспечить сложно, поэтому и встречается оно редко.
Наиболее жесткие взаимосвязи существуют в унитарных государствах, части которых полностью подчинены целому: управляются из единого центра. Система власти в таких государствах строится на основе четкого централизма. Подавляющее большинство государств, в прошлом, и настоящем - унитарные образования. Обычно они мононациональны или (что чаще всего) имеют одну титульную нацию, полностью преобладающую во внутренней политике. Межнациональные отношения в таких странах довольно спокойны. В качестве примера можно назвать Болгарию, Египет, Польшу, Францию. На всей территории унитарных государств действует единый юридический порядок и существует единая структура управления. Какие-либо национальные особенности территории или населения практически государством не учитываются.
В федеративном же государстве субъекты федерации располагают достаточно широкой самостоятельностью, которая в случае национального построения субъекта позволяет нациям пользоваться значительным уровнем суверенности. Это, например, Аргентина, Бразилия, Канада, Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Россия.
Конфедеративное объединение позволяет сохранить национальный суверенитет практически в полном объеме, что и оговаривается в заключаемых соглашениях. И, видимо, не случайно конфедерации редко возникали и были недолговечны. К ним относятся США в период с 1781 по 1789 г., Швейцария с 1815 по 1848 г., союз Швеции и Норвегии до 1905 г., союз Египта и Сирии в 1958 г. Все они либо распались на унитарные государства, населенные гражданами преимущественно одной национальности, либо перешли к федеративной форме объединения.
Специфической, хотя и довольно распространенной (в США,
Канаде, Великобритании и др.) формой национального самоопределения является национально-культурная автономия. Суть ее состоит в предоставлении нациям, народностям в рамках единого государства широкого внутреннего самоуправления, главным образом в вопросах культурного развития. Как правило, она осуществляется на территориях, компактно заселенных народностями, имеющими ярко выраженные особенности языка, быта, экономической жизни. В условиях такой автономии этническим общностям при равенстве гражданских прав предоставляется возможность создавать все необходимые учреждения для удовлетворения своих духовных потребностей и развития собственной культуры. Благодаря эффективному использованию возможностей национально-культурной автономии, некоторые страны, имеющие полиэтническое население, сохраняют унитарное государство. Это достаточно оптимальный путь обеспечения особых интересов граждан тех народностей и наций, которые оказались в инородной среде.
Однако этносы, владеющие собственной территорией, но не имеющие государственности, стремятся обычно к ее созданию. На этой почве возникают движения и политические организации. В последние десятилетия национальные движения, несмотря на усиление в мире интеграционных процессов, часто приводят к распаду многонациональных государств или выделению из них национальных территорий, а значит, и к образованию новых независимых государств. Большинство из них строится на национальной основе. Об этом свидетельствует, например, распад СССР, СФРЮ, ЧССР в 1990-х гг. Особенно характерной была ситуация в Советском Союзе, где процесс распада сопровождался ростом национализма, бурной деятельностью национальных партий и общественных организаций в большинстве составлявших его союзных республик ("Саюдис" - в Литве, "Карабах" - в Армении, "Рух" - на Украине и др.).
Борьба за свободу этноса и приоритет его интересов нередко сопряжены с ущемлением гражданских прав народов других этносов, особенно национальных меньшинств. Однако упрочение независимости ускоряет процесс преодоления этих издержек, а также национализма в его острых проявлениях. Независимость открывает возможности для реализации интересов общества в свободном сотрудничестве наций, включения их в интеграционные процессы на условиях равноправия и свободы выбора. Конечно, гарантий чисто позитивного развития процесса формирования политической независимости наций не существует. Возможны острые, даже кровопролитные, разрушительные конфликты, сопровождающие такой процесс, что характерно для Северной Ирландии, страны басков (Испания), Карабаха, Абхазии, Приднестровья, Чечни.
Теоретический анализ конфликтных ситуаций национального характера позволяет выделить ряд основных сфер: отношения между центральными органами государства и республиками, штатами; отношения между самими республиками, штатами; проблемы национальных групп, а также национальностей, не имеющих собственных национально-государственных образований; проблемы народов, разделенных государственными границами (корейцы, таджики, азербайджанцы, палестинцы, курды, русские и др.). В каждой такой сфере сталкиваются интересы, возникают разногласия, противоречия. Обычно они представляют собой расхождение интересов субъектов межнациональных отношений, находящихся на разных уровнях социально-культурного развития, решающих различные политические задачи. У одних преобладают националистические, у других - интернациональные тенденции развития и действий.
Сглаживание, а тем более преодоление межнациональных противоречий, недопущение конфликтов на национальной почве - важнейшая цель национальной политики государства. С этой точки зрения национальная политика - всесторонне обоснованная система государственных мер, которая направлена на реализацию национальных интересов. Основными концептуальными положениями национальной политики являются равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к национализму, ущемлению интересов других народов, "сверхъестественное" отношение ко всяким территориальным изменениям, оказание помощи малочисленным и отставшим в своем развитии народам, соблюдение норм этики межнациональных отношений. Национальная политика способна обеспечить консолидацию наций и народностей, их мирное сотрудничество и взаимодействие.