II. Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа
Осинкиной Вероники ФиК 2-2
План
Введение…………………………………………………………………………………………………………....1
Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа + краткая биография…………………………………....1
Элементы теории социального конфликта…………………………………………………………………...3
Разрешение конфликтов………………………………………………………………………………………...3
Заключение………………………………………………………………………………………………………..4
Источники…………………………………………………………………………………………………………4
I. Введение
Конфликт (лат. «конфлитус» – столкновение) – столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чре-ватый осложнениями и борьбой.
Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Но из всех сфер общества самой насыщенной различными видами конфликтов является политическая сфера, в которой раз-вертываются многообразные властные отношения, представляющие собой отношения господства и подчи-нения.
Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть как способ и средство гос-подства одного социального слоя (класса) над другим. Интересы же людей, принадлежащих к этим груп-пам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинте-ресованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти. Именно поэто-му они и вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает полити-ческий конфликт.
Таким образом, политический конфликт – это столкновение противоположных общественных сил, обус-ловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.
II. Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа
Ральф Густав Дарендорф (1 мая 1929, Гамбург, Веймарская республика — 17 июня 2009, Кёльн, ФРГ) — англо-германский социолог, философ, политолог и общественный деятель. Экс-председатель Немецкого Социологического Общества, член немецкого бундестага, парламентский государственный секретарь ми-нистерства иностранных дел, член Европейской Комиссии, директор лондонской школы экономики и по-литических наук. Один из основателей университета Констанц и экс-член британской палаты лордов.
Наиболее известен работой «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1959), пред-ложив переработку традиционных концепций класса, основанных на собственности (или не собственности) на средства производства, заменив их определением класса с точки зрения моделей власти. Дарендорф сохраняет понятие классового конфликта, хотя и обращает внимание на то, что в наиболее развитых капи-талистических обществах он подвергся процессу институционализации. Ряд работ посвящен сравнитель-ному анализу гражданств и демократии в современном обществе: «Общество и демократия в Германии» (1967), «Новая свобода » (1975). Он признал утопической идею вероятности исчезновения конфликтов ин-тересов, основанных на различиях во власти, но утверждал, что существование гражданских прав и расши-рение равенства возможностей способно уменьшить и контролировать их.
Картина социального мира, с точки зрения Р. Дарендорфа, представляет собой поле битвы: множество групп, борющихся друг с другом.
Р. Дарендорф полагает, что в основе конфликта лежит противоположность интересов и отношений его участников (сторон). Для выяснения природы конфликта следует понять, какие интересы не совпадают, ка-кова степень этого несовпадения и как осознают его сами участники конфликта при соблюдении условия: стороны конфликта должны характеризоваться заметной идентичностью. В конфликт друг с другом всту-пают социальные группы, организации, институты и нации и т.д.
Концепция Р. Дарендорфа «конфликтной модели общества» построена на антиутопическом, реальном ви-дении мира – мира власти, конфликта и динамики. Согласно этой теории конфликт вездесущ, пронизывает все сферы общества, и изменения в обществе происходят под воздействием конфликтов. Структурные из-менения в обществе происходят из-за неравенства социальных позиций людей по отношению к власти, что вызывает трения, антагонизмы, конфликты.
Таким образом, если Козер доказывал позитивную роль конфликтов в достижении социального единства, то Дарендорф считал, что в каждом обществе присутствуют дезинтеграция и конфликт, это перманентное состояние социального организма:
«Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. В человеческих обществах не существует постоянства, поскольку нет в них ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами».
Тот, кто обладает властью или влиянием, заинтересован в сохранении «status quo» (Ста́тус-кво́ - «положе-ние, в котором» - правовое положение, обозначение которого широко применяется в юриспруденции); не обладающий ими заинтересован в их перераспределении, в изменении существующего положения. Этим интересам придается объективный характер.
Присутствие «объективных интересов» структурирует мир на потенциальные конфликтные группы, назы-ваемые Дарендорфом квазигруппами.
Суть социального конфликта, по Р. Дарендорфу,- борьба различных групп за власть, борьба, которая высту-пает как антагонизм между властью и сопротивлением ей. Сам конфликт порождается властью, являющей-ся следствием неравного положения людей в обществе, в котором одни имеют ее, а также силу и деньги (поэтому командуют), другие - не имеют этого ничего (поэтому вынуждены подчиняться). Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены, и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Война эта не всегда открыта, но существует в любой социальной структуре. Главное, к чему призывает социолог,- не доводить социальные конфликты до социальных потрясений.
В основе конфликта человеческих интересов Р. Дарендорф считал не экономические системы, а стремление к перераспределению власти и источник конфликтов сам человек - человек политический («гомополити-кус»). Поэтому социальные конфликты имманентны (неотъемлемы) любому обществу. Они неизбежны, постоянны, удовлетворяют интересы и реализуют человеческие страсти. Таким образом, все отношения индивидов - это отношения конфликта, поскольку построены на несовместимых целях. В то же время он полагал, что конфликты нуждаются в ограничении, особенно индустриальные конфликты. Необходимо вы-работать специальные технологии, чтобы индустриальные конфликты остались в рамках экономики и не перекинулись на другие институты. Далее Р. Дарендорф говорит о процедуре институционализации (фор-мализация) конфликта, которая означает разделение и автономизацию политических и индустриальных конфликтов, которые усугубляют друг друга.
Теория Р. Дарендорфа представляет собой «политический детерминизм» (преобладание политических интересов над всеми другими потребностями общества). Он сводит социальный анализ к непосредственно очевидному, к интересам, но не исследует истинные, глубинные, экономические источники различного рода конфликтов. Таким образом, он также занял крайнюю точку зрения, провозгласив всеобщность кон-фликта. Он выделяет основные конфликты - антогонистические (неразрешимые) и второстепенные – неан-тогонистические, которые имеют различную протяженность и результаты.
Конфликт, по Р. Дарендорфу, является естественным результатом любой системы управления. При этом основной социальной ролью конфликта становится стабилизация экономических и социальных процессов. В этом смысле конфликт позитивен. Чтобы исследовать роль конфликта в интересах общества и отдельной социальной группы, необходимо не разрешение и тем более не подавление, а регулирование конфликта. Для регулирования социальных конфликтов необходимо соблюдение ряда условий:
1. Должны существовать специальные социальные институты с соответствующими полномочиями для регулирования конфликтов, их решения становятся обязательными для конфликтующих сторон;
2. Эти институты вырабатывают правила для них;
3. Власти максимально способствуют реализации арбитражных функций.
Если коротко, то суть концепции Ральфа Дарендорфа такова:
· любое общество подвержено в каждый момент изменению;
· социальные изменения вездесущи;
· любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт;
· социальный конфликт вездесущ;
· каждый элемент общества способствует его изменению;
· любое общество опирается на принуждение одних его членов другими.
Р. Дарендорф: “Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники”.
III. Элементы теории социального конфликта
Р. Дарендорф определяет конфликт как любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные (латентные) или субъективные (явные) противоположности. Его внимание сосредоточивается на структурных конфликтах, которые представляют собой лишь один из типов социальных конфликтов. Путь от устойчивого состояния социальной структуры к развертывающимся социальным конфликтам, - что означает, как правило, образование конфликтных групп, - аналитически проходит, согласно его представлению, в три этапа.
· I этап конфликта – исходное состояние структуры. Выделяются две стороны конфликта – квазигруппы (Бесструктурное, неорганизованное скопление людей, которое при определенных условиях может превратиться в группу, но в данный момент таковой не является) – сходство позиций, не нуждающихся в осознании.
· II этап – кристаллизация, осознание интересов, организация квазигруппы в фактические группировки. Конфликты всегда стремятся к кристаллизации и артикуляции (мера качества систем связи, предназначенных для передачи речевой информации). Для проявления конфликтов необходимо выполнение определенных условий:
Ø технические (личные, идеологические, материальные);
Ø социальные (систематическое рекрутирование, коммуникация);
Ø политические (свобода коалиций).
Если отсутствуют некоторые или все из этих условий, конфликты остаются латентными, пороговыми, не переставая существовать.
· III этап – сформировавшийся конфликт. Элементы (стороны конфликта) характеризуются идентичностью. Иначе – неполный конфликт.
Формы социальных конфликтов изменяются в зависимости от действия переменных и факторов вариабельности (с лат. - переменный, изменчивый; - разнообразить, менять, видоизменять, быть непостоянным, меняться, колебаться; 14 в. Вариабельность, или вариативность - это свойство всех без исключений реальных сущностей и/или явлений, выражающееся в «случайной», непредсказуемой точно изменчивости). Выделяется переменная насильственности, под которойподразумеваются средства, которые выбирают борющиеся стороны, чтобы осуществить свои интересы. На одном полюсе шкалы насильственности находятся война, гражданская война, вообще вооруженная борьба с угрозой для жизни участников, на другом – беседа, дискуссия и переговоры в соответствии с правилами вежливости и с открытой аргументацией. Между ними находится большое количество поливариантных форм взаимодействия: забастовки, конкуренция, ожесточенно проходящие дебаты, драка, попытка взаимного обмана, угроза, ультиматум и т.д.
Переменная интенсивности относится к степени участия сторон в данных конфликтах. Она определяется значимостью предмета столкновения. Дарендорф поясняет данное положение следующим примером: борьба за председательство в футбольном клубе может проходить бурно и даже с применением насилия, но она, как правило, не означает для участников так много, как в случае конфликта между предпринимателями и профсоюзами по поводу заработной платы.
Не каждый насильственный конфликт обязательно является интенсивным.
IV. Разрешение конфликтов:
1) насильственное подавление конфликта. По мнению Дарендорфа метод подавления конфликта является неэффективным способом обращения с социальными конфликтами. В той мере, в какой социальные конфликты пытаются подавить, возрастает их потенциальная «злокачественность», и тогда взрыв предельно насильственных конфликтов является лишь вопросом времени.
2) метод отмены конфликта, под которым понимается радикальная попытка ликвидации противоречий путем вмешательства в соответствующие социальные структуры. Но социальные противоречия объективно невозможно разрешить в смысле окончательного устранения. Тезисы о «единстве советского народа» и «бесклассовом обществе» - это только два примера подавления конфликтов под видом их разрешения. Следовательно, отсюда делается вывод, что разрешение конфликтов невозможно, возможно только их регулирование.
3) Наконец, метод регулирования конфликтов предполагает контролирование динамики их развития, понижение уровня насилия и постепенный перевод их на службу развития социальных структур. Успешное регулирование конфликта предполагает следующие условия:
· осознание конфликта, его естественной природы;
· регулирование конкретного предмета конфликта;
· манифестирование (заявлять гласно о чем-либо, выставляться; объявлять) конфликта, т.е. организация конфликтных групп, как условие для его возможного успешного урегулирования;
· соглашение участников на определенные «правила игры», в соответствии с которыми они хотят решить возникшую проблему. «Правила игры», типовые соглашения, конституции, уставы и т.п. могут быть эффективны только в том случае, если они не отдают предпочтения одному из участников в ущерб другому.
V. Заключение
Итак, мы рассмотрели теорию «Конфликтная модель общества», автором которой является немецкий политолог Ральф Дарендорф. Суть этой теории состоит в том, что само развитие общества порождает конфликты, но и общество может влиять на них; общества различаются не наличием или отсутствием конфликта, а отношением власти к ним. Но всё же ключевой мыслью исследователя является утверждение о том, что конфликт – это универсальный социальный факт, необходимый элемент всякой социальной жизни.
Ещё хочется отметить, что диалектические теории конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа и К. Боулдинга фокусируют внимание на динамическом объяснении процесса изменений и выделяют позитивную роль конфликта в жизни общества.
Позитивная роль конфликта сторонниками диалектического подхода видится в следующем:
· конфликт помогает прояснить проблему;
· конфликт усиливает способность организации к изменениям;
· конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая взаимоотношения между людьми;
· конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любознательность и стимулируют развитие;
· конфликты могут способствовать самостоятельному повышению уровня квалификации и знаний;
· конфликты повышают качество принимаемых решений;
· конфликты способствуют производству новых созидательных идей;
· конфликты помогают понять людям, кто они есть на самом деле.
Источники:
1. Гвоздицин А. Г. Современный социальный конфликт и его теория по Р. Дарендорфу (http://www.i-u.ru/biblio/archive/gvozdicin%5Fsocial%5Fkonflict).