Методические указания и материалы. 1.Первый вопрос начните с рассмотрения международной ситуации
1.Первый вопрос начните с рассмотрения международной ситуации. Начало века вошло в историю как эпоха наполеоновских войн – серии походов, которые предпринял Наполеон против других стран Европы. Его первые походы в Италию и германские государства способствовали распространению идей Великой французской революции и подрывали основы феодального строя в Западной Европе. Однако со временем наполеоновские войны стали носить откровенно завоевательный характер. Англия, опасавшаяся усиления Франции, стала инициатором создания ряда антифранцузских коалиций. Покажите, какие интересы преследовали Павел I (1696-1801)иАлександр I, присоединяясь к антифранцузским коалициям. Расскажите об условиях Тильзитского мира,заключенногов июле 1807 г., вскоре после поражения русской армии при Фридланде (признание Россией завоеваний Франции, союз против Англии, участие России в торговой блокаде Англии).
Расскажите о причинах, основных событиях и итогах Отечественной войны 1812 г. и последующего заграничного похода русской армии в Европу (1813–1814). Рассмотрите результаты Венского конгресса (1815), лишившего Францию всех завоеваний и восстановившего ряд династий и феодальные порядки в Европе. Отметьте ведущую роль России в Священном союзе монархов Европы, заключенном с целью противодействия новым революциям.
2. В ходе изучения второго вопроса проанализируйте внутреннюю политику Александра I (1801–1825). Обратите внимание, что начальный период его правления (1801–1815) характеризовался желанием осуществить ряд либеральных реформ. Однако реальные шаги оказались скромными. Обратите внимание на Указ о «вольных хлебопашцах» (1803), который предоставлял помещикам право отпускать крепостных с землей за выкуп или повинности. Подумайте, почему по этому указу получили свободу только 1,5 % крепостных? Расскажите о реформе в сфере образования. В ходе административной реформы петровские коллегии были заменены министерствами. В чем заключалась разница между этими органами управления? Подготовленный по указанию Александра I проект реформ М. М. Сперанского (1809) исходил из принципа разделения ветвей власти и предусматривал создание выборных органов власти (Волостные, Окружные, Губернские думы и Государственная дума) при сохранении верховной власти императора. Подумайте, почему единственным реальным шагом стало создание Государственного совета (1810), имевшего законосовещательные функции? Расскажите о проекте российской конституции, подготовленном Н. Н. Новосильцевым (1819).
Подумайте, какое влияние оказали заграничный поход русской армии (1813–1814) и ситуация в Европе на внутреннее развитие страны? Расскажите о причинах отхода Александра I от либеральной политики. Учтите позицию большинства дворян в крестьянском вопросе, а также боязнь самого императора ослабить самодержавие на фоне буржуазных преобразований в Европе и усиления либеральных настроений среди дворянской молодежи. Консервативную политику царя обычно называют «аракчеевщиной», по имени доверенного лица императора А. А. Аракчеева. Перечислите основные мероприятия этого периода. Объясните, почему консервативныйкурс, тем не менее, сопровождался отменой крепостного права в Прибалтике и дарованием Царству Польскому (1815) самой либеральной конституции в Европе.
Рассмотрите причины формирования декабристского движения и сравните программы Северного и Южного обществ. Декабристы предложили русскому обществу либеральную идею, включавшую такие понятия как конституция, равенство прав граждан, свобода слова и собраний. Обратите внимание на то, что восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. было первым открытым выступлением против монархии и крепостного права.
3. При рассмотрении третьего вопроса, сделайте акцент на том, что Николай I (1825–1855) целью своего правления считал усовершенствование, а не изменение существующего порядка. Результатом его политики стало усиление государственного контроля в общественно-политической, экономической и культурной жизни. Идеологическим ответом на либеральные идеи стала теория «официальной народности», провозглашавшая основой Российского государства три принципа: «самодержавие, православие, народность».
Стремясь предотвратить народные бунты, Николай I осуществил ряд шагов, направленных на улучшение положения крепостных (1833 г. – запрет продавать крепостных отдельно от их семейств; 1841 г. – запрет покупать крепостных без земли всем, не имеющим имений; 1846 г. – запрет помещикам ссылать крестьян на каторгу по своей воле). Наиболее важным был указ «Об обязанных крестьянах» (1842), разрешавший помещикам сдавать крестьянам часть земель «в пользование, за условленные повинности». В 1837–1841 гг. П. Д. Киселевымбыла проведена реформа управления государственными крестьянами (лично свободными, но прикрепленными к земле и платившими государственные налоги): душевой оброк был заменен более равномерным земельно-промысловым сбором, крестьяне получили право самоуправления в рамках сельской общины. Как эти реформы были связаны с революционными взрывами в Европе (восстание в Польше и революция во Франции в 1830 г., общеевропейская революция 1848–1849 гг.)?
Революционные события в Европе привели к усилению реакции в России. Однако это не могло остановить формирование в обществе оппозиционных взглядов и течений. Расскажите о взглядах славянофилов и западников, а также о теории «русского общинного социализма» А. И. Герцена.
В эпоху Николая I в России вслед за Европой начался промышленный переворот. Что это такое? Подумайте, каковы были особенности этого явления в России? Как развитие промышленности влияло на ситуацию в обществе? Отметьте, что промышленное развитие России явно отставало от развития передовых стран Европы, что сказывалось на военном потенциале Российской империи.
4. В ходе изучения четвертого вопроса обратите внимание на тот факт, что военно-техническое отставание было незаметным в войнах России с более слабыми южными соседями. Так, итогом войны с Персией (1826–1829) стало приобретение Россией Восточной Армении. В результате войны с Турцией (1827–1829) к России по Адрианопольскому миру отошли устье Дуная, кавказское побережье от устья Кубани до Аджарии, ряд крепостей в Закавказье. Эти успехи России сильно встревожили Англию и Францию, и в 1853 г. эти державы выступили на стороне Турции в очередной русско-турецкой войне, получившей название Крымской войны (1853–1856). Расскажите об основных событиях войны, о причинах поражения России. Проанализируйте условия Парижского мирного договора, который был заключен в 1856 г. Александром II, сменившим на престоле Николая I.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте оценку либеральным реформам Александра I.
2. С чем был связан переход правительства к консервативному курсу?
3. Расскажите о программах декабристов.
4. Перечислите основные внешнеполитические события первой половины XIX в.