Билет 24 Геополитическая характеристика Центральной Азии по З. Бжезинскому.

· Збигнев Казимеж Бжезинский (1928) – американский политолог, социолог, государственный деятель польского происхождения

· Геополитика – (греч. Предводительство, управление, руководство) – первенство, превосходство в силе, влиянии. * исторически – для обозначения главенства самого сильного города – государства из союзов греческих полисов.

· Центральная Азия – не имеет выхода к океану регион Азии, включающий Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргыстан, Казахстан. + Афганистан. Соседи: Россия, Турция, Иран

*Великий шелковый путь. Торговый путь с разных концов Евразийского континента – Европы, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии.

* полезные ископаемые: золото, нефть, газ (превосходят месторождения Кувейта, Мексиканского залива)

Население: тюрки, монголы, арабы, армяне… Религия: большинство мусульмане, христианство, иудеи.

По Бжезинскому: Евразийские Балканы (соперничество великих в этом регионе держав, этнические конфликты, соблазн для вмешательства мощных соседей).

Балканы(географически): расположены на юго-востоке Европы, омывается Средиземным, Адриатическим, Ионическим, Мраморным, Эгейским, Черными морями. Страны: Албания, Болгария, Македония, Сербия, Черногория.

«Евразийские Балканы» : 9 стран: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Армения, Грузия(бывший СССР) + Афганистан. 2 страны-кандидата: Турция, Иран – жизнеспособные с политической и экономической точки зрения, но уязвимы с точки зрения внутренних конфликтов.

Все страны региона имеют границы, которые являются либо объектом претензий соседей, либо зонами этнических обид, немногия являются однородными с национальной точки зрения, некоторое уже вовлечены в территориальные, этнические и религиозные беспорядки.

Армения, Грузия, Азербайджан –закавказские государства, национализм увеличивается(т.е. бОльшая угроза внешних конфликтов) – передняя Азия.

Средняя Азия – входил в состав СССР, который после распада создала 5 самостоятельных республик, которые не были готовы к принятию нового независимого статуса, а так же к развитию необходимого регионального сотрудничества. Только находятся на этапе создания нации – главная проблема – внутренние конфликты.

Армения, Азербайджан:война из-за статуса Нагорного Карабаха, находящегося на территории Азербайджанского анклава (часть территории государства, окруженная территорией другого государства). Этнические чистки, религиозная окраска - христиане/мусульмане.

Азербайджан:«пробка», контролирующая доступ к «бутылке» с богатствами бассейна Каспийского моря и Средней Азии. Нефть, помощь Турции. Может помешать России монополизировать власть в регионе. Но все же уязвим для давления со стороны России и Ирана ( на северо-западе Ирана проживает в два раза больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане, отсюда у Ирана двойственное отношение к суверенному статусу Азерб.)-объект давления в целях ограничения деловых отношений с Западом.

Грузия:30% всего населения – национальные меньшинства, которые возмущены господством грузин. Россия хотела заставить Грузию остаться в СНГ, разместить свои базы на территории Грузии, тем самым закрыв доступ Турции к Грузии.

Средняя Азия( Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан) :4/5 государств- тюркоязычный мир. Но вследствие разного этнического состава уязвимы для внутренних и внешних конфликтов.

Казахстан, Узбекистан - играют в регионе самую важную роль.

Казахстан -в регионе является «щитом»: благодаря географическим масштабам и местоположению защищает другие страны от прямого воздействия России. НО! 35%населия-русские, 20%- не казахи – Казахстану сложно осуществлять национальную политику в таких условиях.

Узбекистан –«душа» национальных чувств. Фактически – главный кандидат на роль регионального лидера. Богатая история – прямой потомок средневековой империи Тамерлана, столица которого, Самарканд – известный региональный центр изучения религии, астрономии и искусств. Отсюда у Узб. Религиозная миссия.

Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан –75% туркмены, 10 % узбеки и русские.

Кыргызстан- 55% кыргызов, русских чуть более 15%.«Швейцария Средней Азии», но из-за геополитического положения ( зажат между Китаем и Казахстаном), зависит от успехов Казахстана в сохранении независимости.

Таджикистан- более 2/3 таджики,25%узбеков,5% русских. Но доминирующая этническая община разобщена- предлог для России сохранять там свои войска. Национализм исповедуется политической элитой и лишь в городах.

Туркменистан- относительно однороден в этническом отношении,75% туркмены,10%русских,10% узбеков. Защищен в географическом плане – относительно далеко от России. Узбекистан и Иран играют гораздо более важную геополитическую роль для будущего этой страны. Как только по территории этого района будет проложен нефтепровод, поистине огромные запасы природного газа Туркменистана обеспечат процветание его народу.

Афганистан: лишь на бумаге национальное государство, население разобщено по этническому принципу. Джихад ( битва за веру) против русских окончательно превратил религию в доминирующий фактор политической жизни страны. Одно из беднейших государств.

Геополитические центры – Турция и Иран.

Турция – постимперское государство, которое еще не определилось со взглядами: запад(Европа), юг ( Ближний Восток, мусульмане), Средняя Азия (восток).

Иран – против США (промосковская позиция). Вопрос собственной сплоченности из-за независимости Азербайджана вызвала этнические конфликты. Если Азерб. Преуспеет в политическом и экономическом развитии, среди Иранских Азерб. Закрепится идея создания Большого Азербайджана, тогда политическая нестабильность в Тегеране превратится в проблему для сплоченности Иранского государства – еще более усугубится положение.

На регион Центральной Азии, Евразийских Балкан претендуют Россия(жажда монополии, амбиции, отрезать Среднюю Азию от Турции, воздействуя на Туркменистан, * Определяя свой политический курс, Москва переключилась на явное ожидание того, что ее постимперская система взаимоотношений со Средней Азией постепенно выхолостит суть суверенности обособленных и слабых государств и что это поставит их в зависимость от командного центра “интегрированного” СНГ. Чтобы достичь этой цели, Россия отговаривает новые государства от создания собственных вооруженных сил, от возрождения их родных языков, от развития тесных связей с внешним миром и от прокладки новых трубопроводов напрямую к терминалам на берегах Аравийского и Средиземного морей. Окажись эта политика успешной, Россия смогла бы доминировать в вопросе их внешних связей и имела бы решающий голос при распределении доходов.

), Турция( по факту- исторически (тюркский язык), Иран( в будущем угроза для России. Геополитика направлена на Азербайджан и Афганистан), Китай( энергоресурсы, Китай обеспокоен тем обстоятельством, что его собственные тюркские меньшинства в провинции Синьцзян могут увидеть в новых среднеазиатских государствах привлекательный для себя пример, и, исходя из этих соображений, Китай стремится получить от Казахстана гарантии в том, что активность заграничных меньшинств будет подавляться) с одной стороны, Украина(энергоресурсы- дабы ослабить зависимость от России, будущий характер СНГ), Пакистан(влиять на Афганистан), США(геополитический плюрализм) с другой

* Опасения, связанные с Россией, подталкивали среднеазиатские государства к более тесному региональному сотрудничеству. Бездействовавший поначалу Среднеазиатский экономический союз, созданный в январе 1993 года, постепенно стал деятельным.

25. Основные цивилизации и их глобальная политика по С. Хантингтону.

Цивилизация, это понятие имеет 2 значения:

1. Цивилизация как единственная таковая, т.е состояние, противоположное примитивному, первобытному, варварскому

2. Цивилизация как одна из многих – это наивысшая культурная общность людей и самый широкий уровень культурной идентификации, помимо того, что отличает человека от других биологических видов. Она определяется как общими объективными элементами, такими как язык, история, религия, обычаи, соц. Институты; так и субъективной самоидентификацией людей. Именно цивилизации как наивысшие культурные общности и являются предметом рассмотрения данной книги; однако не все, а те, которые принято считать главными цивилизациями в истории человечества.

Цивилизация:

· Нельзя ставить знак равенства между цивилизациями и расами: люди одной и той же расы могут быть разделены на различные цивилизации, людей различных рас может объединять одна цивилизация

· У цивилизации нет четко определенных границ и точного начала и конца. Люди могут идентифицировать себя по-разному и делают это. В результате состав и форма цивилизации меняется со временем.

· Цивилизации хотя и смертны, но живут очень долго.

· В современном мире большинство цивилизаций включают в себя по два и более государств. Очень редко когда цивилизация и политическая целостность совпадают (Япония).

ВАЖНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ПО ХАНТИНГТОНУ:

1. Синская (китайская). Не ограничивается Китаем как политической целостностью, включает также китайские сообщества в Юго-Восточной Азии и везде вне Китая, а также родственные культуры Вьетнама и Кореи. Структура современной синской цивилизации: центральное ядро – ханьский Китай; отдаленные провинции, которые являются частью Китая, но обладают значительной автономией; провинции, официально являющиеся частью Китая, но имеющие значительную часть некитайского населения (Тибет, Синьцзян); Китайские общества, которые могут стать или станут частью Китая с центром в Пекине (Гонконг, Тайвань); крайне влиятельное китайское население в Таиланде, Индонезии, Малайзии и некитайские страны (Сев и Юж. Корея) которые разделяют многие составляющие китайской культуры.

2. Японская. Некоторые ученые объединяют ее вместе с китайской в дальневосточночую, но все же большинство соглашается с тем, что японская цивилизация – отдельный феномен. Японская культура отпочковалась от китайской примерно в 100-400 г. н.э.

3. Индуистская. Образовалась примерно в 1500 г. до н.э. на Индостане. Ученые считают, что ей предшествовала более древняя – индская (индийская, индусская) цивилизация.

4. Исламская. Объединена исламом, возникшем в 7 в. Н.э. на Аравийском полуострове и потом распространившемся на Сев. Африку, среднюю и Юго-Восточную Азию и Индостан. По этой причине эта цивилизация вбирает в себя множество культур: малазийская, арабская, тибетская, тюркская, персидская.

Мусульманские страны: Ливия, Египет, Тунис, Марокко (перечисляем ВСЕ, не ошибемся J)

5. Православная. Отделяют от западной православной по причине заторможенности и специфичности развития именно русской (с центром Россия) культуры.

6. Западная. Зародилась к 700-800 г. Н.э. По Хантингтону Запад вкл: Европу, Сев. Америку, страны, населенные выходцами из Европы – Австралию и Нов. Зеландию. Хар-ки западного об-ва: античное наследие, католицизм, протенстанство, возрождение, реформация, европейские языки, разделение духовной и светской власти, господство закона, социальный плюрализм, сословные представительные органы (демократия в дальнейшем), индивидуализм. Европа заканчивается там, где заканчивается западное христианство и начинается ислам и православие.

7. Латиноамериканская. Эволюционировала другим способом: она ассимилировала местные культуры, которые были полостью уничтожены в Сев. Америке. Политическое, экономическое и культурное развитее сильно отличается от моделей, превалирующих в североамериканских странах. Л.А. можно рассматривать либо как субцивилизацию внутри западной, либо как отдельную цивилизацию, близко связанную с Западом и не определившуюся во мнении, принадлежит она к нему или нет.

8. Африканская (возможно). – Север африканского континента, его восточное побережье – исламская цивилизация. Эфиопия исторически сама по себе представляла цивилизацию. Европейский империализм привнес христианство на небольшую часть континента, к югу от Сахары. По всей Африке еще сильна племенная идентификация но среди африканцев быстро возрастает чувство африканской идентификации, и видимо, Африка, ниже Сахары может стать отдельной цивилизацией, вероятно, с ЮАР в роли стержневого государства.

Цивилизация означает культурную целостность везде, кроме Германии. Немецкие мыслители 19 века провели грань между цивилизацией (вкл: технология, техника, материальные факторы) и культурой (ценности, идеалы, высшие интеллектуальные и моральные качества об-ва). Это разделение актуально там и сегодня.

Из всех объективных элементов, определяющих культуру, наиболее значима религия (люди общей этнич принадлежности и общего языка но разной веры могут вести кровопролитные братоубийства).

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НЫНЕЩНИМИ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ

1. До 1500 г. Н.э. – случайные контакты между цивилизацмями, разделенные расстояниями и ограниченные кол-вом транспортных средств, для их преодоления. Значительные межцивилизационные контакты случались когда люди из одной цивилизации покоряли или порабощали народы другой. Контакты были кровопролитными, но короткими и носили эпизодический характер.

2. С конца 15 века контакты стали однонаправленным действием Запада на остальные цивилизации. Приход к власти марксизма сначала в России, затем в Китае и Вьетнаме стал переходной фазой от европейской международной системы к полицивилизационной.

3. В 20 веке – равнонаправленные взаимоотношения между всеми цивилизациями. Могущество Запада снижается. Равноправие.

ОТВЕТЫ НА ВЛИЯНИЕ ЗАПАДА

Реакцию незападных обществ можно отнести к:

1. Отторжение модернизации и вестернезации. Но в 20 веке усовершенствование в транспорте и коммуникациях + глобальная взаимозависимость сделали цену изоляции крайне высокой. Она доступна лишь небольшим сельским об-вам, желающим существовать на грани выжтвания

2. Кемализм – принятие модернизации и вестернизации с распростертыми объятьями. Пример: Курс Мустафы Кемаля Ататюрка на техническую модернизацию через культурную вестернезацтю Турции;

3. Реформизм: попытка скомбтнировать модернизацию с сохранением центральных ценностей, практитк и институтов родной кульуры и об-ва. Например: японский опыт техгической модернизации без культурной выстернезации. Китвй также встпил на путь реформ.

СМЕЩАЮЩИЙСЯ БАЛАНС ЦИВИЛИЗАЦИЙ: тенденция к смещению роли запада по сравнению с мощью друних цивилизаций. Натболее зеачительное усиление могущества приходится на долю азиатских цивилизаций и китай постепенно прорисовывается как об-во которое скорее всего бросит вызов западу в борьбе за глобальное господство.

Упадок запада хар-ся

· Сейчас он на медленной фазе но можнт ускориться

· Упадок непрямой и неравномерный, за проявлением слабости запада следуют повторные утверждения его могущества

· Власть страны или группы напрямую зависит от имеющихся в его распоряжении экономических военных институциональных демографич социал и иных ресурсов. Объем всех ресурсов которыми обладал запад лостиг пика к нач. 20 века а затем доля по сравнению с др цивилизациями начала снижаться

· Усиление могущества незападных об-в, вызванное их модернизацией приводит к возрождению незападных культур в мире. Культура становится привлекательной когда в ней видят корень материального успеха и влияния.

Цивилизации, бросившие вызов западу: синская японская и мусульманская – самые динамичные цивилизации последней четверти 20 в.

АЗИАТСКОЕ САМОУТВЕРЖДЕИЕ. Экономич рост вост. Азии начался с японии 1950 х, затем распространился на «Четырех тигров» - гонконг тайвань юж корея сингапур, позже на Китай, малазию, Тайланд и Индонезию. Сейчас он приходит в индию филиппины и вьетнам. Экономич успех объясняется культкрой. Благополучие начинает отождествояться с азитаской культурой и ценностями.

ИСЛАМСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: оно было обеспечно впечатляющим ростом населения и гнфтягым бумом 1970х. исламское возрождение состоит из принятия модернизации, отторжение запалной культкуры и возврашению к исламу.

Исламское возрождение – это одновременно и следствие модернизации и попытка сразиться с ней.

Прогноз хантингтона: оно покажет, что ислам – верное решение проблем с моралью, идентичность, смыслом и верой но не проблем социальной несправдкдливости, полтических репрессий, экономической отсталости и военной слабости. Эти неудачи могут вызвать всеобщее разочарование в политическом исламе. Другая возможность если в малазии и индонезии продолжится экономич. Прогресс, они смогут предложить ислмскую модель развитя, которая будет конкурировать с западной и азиатскими моделями

СТРУКТУРА ЦИВИЛИЗАЦИИ: имеют свою политич. Структуру

· Страна – участница – одна страна которая в культрном плпне полностью отожднствляет себя с одной цивилизацией (Нгипет – арабо- исламская,Италия – Европейско - западная)

· Стержневое гос-во – гос-во, которое является основным источником культуры цивилизации.

· Страна одиночка. Не имеет культурной общност с другими об-вами. Эфиопия, Гаити

· Расколотая страна – почти все страны разнородны и состоят из 2 и более этнических расовых и религиозных групп. Индия (мусульмане и индуисты), Нигерия (мусульмане и христиане)

· Разорванная страна – имеет 1 господствующую культуру и эта культура соотносит страну с одной цивилизацией, но лидеры стремятся к другой. Турция мексика россия

Россия разорвана на протяжении столетий. Если она примкнт к западу православная цивилизация перестанет сущесвовать.

РОССИЯ И ЕЕ БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ: если СССР был сверхдержавой с глобальными интересами, то Россия – крупная держава с региональными и цивилизационными интересами. Она, являясь ядром провославной цивилизации тесно связана с внутренним кольцом: в нее входят 2 преимущественно славянские республики – Беларусь, Молдова и Казахстан. Армения – исторически верный союзник России.

Мусульманские республики СССР остаюися сильно зависимым от россии как экономически так и в сфере безопастности. Россия не допустит вляния др. деожав на них

Беларусь: в 1995 году была во всем кроме названия частью россии.

Украина- важная расколотая страна на украинскую националистическую культуру и русскую провославную восточную.

РОССИЯ И ЗАПАД:

Завершение холодной войны потребовало заново определить баланс сил и разделение сфер влияния между Р и Западом.

Россия дает согласие на расширение ЕС и НАТО с вхождением в них западно христианских стран Центр и Восточ. Европы.

Договор о партнерстве между Россией и НАТО

Запад соглашается с ролью России как гос-ва, несущего ответственность за поддержание безопастности среди православных стран и тех районов, где доминируеи првыославие.

Соглашение в разрешении приоритетных проблем наподобии Босни, где затрагиваются как западные так и православные интересы

Наши рекомендации