Правовой нигилизм и идеализм
Правовой нигилизм и правовой идеализм – это формы деформированного правового сознания или его виды.
Правовой нигилизм само слово о себе говорит. Это негативное отрицательное отношение людей к правовым ценностям. Он бывает разным. Например, анархисты – открытые правовые нигилисты они считают, что власть, право – это зло и его надо похоронить. Демократы некоторые (Чернышевский, Толстой Л.Н.) также считают, что право не представляет собой большой ценности, и играть видную роль в жизни людей и общества. В России правовой нигилизм получил очень широкое развитие. Потому что такова история Российского государства. У нас власть никогда не ставила право в качестве большой ценности. Главным была власть. Даже диктатура пролетариата практически утверждала идею, что эта власть может быть не связана никакими законами.
Правовой нигилизм может выступать в 2-х формах:
теоретическая (идеологическая)– когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более права отдельного человека.
практическая – когда происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).
Причины правового нигилизма:
Законы не соответствуют интересам граждан.
Исторические корни.
Различные научные концепции (теория отмирания права в социалистическом государстве, теория естественного права).
Проявления правового нигилизма:
В правотворческой деятельности:
а) "война законов".
б) подмена законности идеологической, политической целесообразностью.
в) нарушение прав человека.
В сфере реализации права:
а) прямое нарушение действующего законодательства.
б) повсеместное и массовое неисполнение юридических предписаний (в особенность властью на местах).
в) конфронтация представительных и исполнительных структур власти.
Идеализм это вторая крайность переоценка роли права в жизни общества. Правовой идеализм (фетишизм или романтизм) - это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.
Многие безоглядно верят в силу правовых норм (как это не странно). Основными причинами правового идеализма являются непонимание законов общественного развития, незнание того, как социальные факторы (включая законы) взаимодействуют в обществе. Приверженцы этого течения заявляют, что надо издать совершенные законы и все проблемы будут моментально решены. Это не правильно, такого быть не может. В нашей стране правовой идеализм большого развития не получил, а в Западной Европе он получил широкое распространение, потому, что буржуазное мировоззрение – это юридическое мировоззрение. А там буржуазные отношения получили классическое развитие и воплощение, поэтому и правовой идеализм получил и получал определённое распространение.
Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм — его переоценку. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной медали».
Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода реформации (ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность и др.).
Хотелось все это побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в конституциях. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не получилось, ожидания затянулись. Наступило «социальное похмелье» — горькое и мучительное. Идеалистические скороспелые прожекты, как правило, сурово мстят за себя. Это тот же нигилизм, только с обратным знаком.
В России проблема преодоления проявлений правового нигилизма. Отрицательное негативное отношение людей к праву в России утверждалось на протяжении многих столетий, и преодолеть его будет трудно. Рост преступности это проявление правового нигилизма. Преступники никто иные, как правовые нигилисты, если они совершают преступления, это не законопослушные граждане, в судебном заседании они иногда открыто демонстрируют своё негативное отношение, свой нигилизм. Эта проблема есть. Даже сама власть демонстрирует правовой нигилизм. Пример последние события на Украине. Политическую целесообразность поставили выше закона. Так же поступали и большевики, всегда ставя политическую целесообразность выше законности. Верховный суд Украины принял незаконное решение, руководствуясь этим принципом. Эти судьи никто иные, как правовые нигилисты.
Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания (" в интересах народа", "для выполнения плана" и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.
Правовое воспитание
Правосознание людей, объединенных в социальные общности, – явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических. Но это вовсе не означает, что на процесс формирования сознания людей в юридической области нельзя воздействовать целенаправленно.
Наоборот, правосознание, как и сознание нравственное, религиозное, научное, нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Правовое воспитание – сложная и многоаспектная система деятельности. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.
Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.
Каковы основные элементы механизма правового воспитания? Прежде всего это формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).
Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д.
К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы, в том числе по месту жительства граждан. Эта работа ведется, по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно необходимыми мероприятиями. Между тем практикой выработаны и успешно использовались такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы и т.д.
Серьезным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали, кружков «молодого юриста», «друзей милиции» и т.д.
Новый этап развития отечественной государственности, изменение форм собственности и методов экономического регулирования диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.
В условиях беспрецедентного роста преступности, снижения социальной защищенности граждан как никогда важно разъяснение их прав, возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами.
Здесь никогда не утратит своего значения живое слово, газетная, журнальная статья, кинофильмы, театральные постановки, наглядные формы, направленные на воспитание чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснение новых экономических возможностей граждан, новых юридических видов социализации человека в рыночной экономике.
Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию в рамках Всероссийской организации общества «Знание».
Важным методом правового воспитания является правовое просвещение – центральное звено в деятельности юридической секции общества «Знание». Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды – воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.
Правовой менталитет
Современная характеристика правосознания связана с использованием понятия ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ. Понятие "менталитет" или "ментальность" было введено психологами для обозначения общего умственного состояния, психологической оснастки людей, принадлежащих к одной культуре, что дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать окружающий мир и самих себя. Правовой менталитет позволяет обозначить устойчивые психологические черты-s отношению к праву и государственной власти, сложившиеся в конкретной правовой культуре. В Украине правовой менталитет характеризуется отождествлением права и силы, со значительной долей нигилизма в отношении к юридическим средствам разрешения конфликтов, стремлением руководствоваться не законами, а инструкциями, положениями, приказами и т. д.; характерны патерналистские надежды на государственную власть, явно завышены представления о возможностях и пределах государственной власти.