Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию
Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии.Цель круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.Заранее из группы назначается ведущий (модератор) -1 человек и эксперты – (2-3 человека). Все студенты готовятся по вопросам практического занятия, учитывая контрольные вопросы для самопроверки.
Задача ведущего (модератора) – не просто объявить состав участников, обозначить главные вопросы и дать старт круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущих круглых столов высоки. Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, не давать растекаться мыслью по древу, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий круглого стола должен быть беспристрастным. Не стоит забывать, что ведущий является еще и фактическим участником круглого стола. Поэтому, он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.
Люди, обладающие необходимыми знаниями по проблеме, могущие дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленных тем круглого стола, называются экспертами. Преподаватель заранее назначает экспертов из студентов группы.
Обсуждение в рамках круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к зачитыванию подготовленного материала, а с другой, - только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут.
В первом вопросе практического занятия необходимо дать анализ изменений в жизни СССР сразу после смерти И.В. Сталина. Затем дается характеристика важнейших социальных и экономических реформ, осуществленных в годы «хрущевской оттепели». При изучении вопроса нужно проанализировать состояние советского общества к середине 50-х гг. Затем надо рассмотреть содержание доклада Н.С. Хрущева, посвященного культу личности И.В. Сталина. В конце следует определить историческое значение XX съезда КПСС и причины отставки Н.С. Хрущева.
При подготовке третьего вопроса необходимо выявить главные направления внешней политики СССР. Затем нужно изучить политику советского руководства в отношении США и западных государств. Внешнеполитическая концепция Советского Союза. Создание Организации Варшавского договора и отношения СССР со странами «социалистического лагеря». Курс советского руководства на сотрудничество с ведущими западными странами. Берлинский и Карибский кризисы. Студентам следует основательно проанализировать взаимоотношения внутри социалистического лагеря. В заключение надо подвести общие итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 50 начале 60-х гг.
При подготовке четвертого вопроса следует обратить внимание на достижения научно-технической революции и ее влияние на ход общественного развития. Нарастание кризисных явлений в советской экономике: жесткая централизация в управлении, гигантомания, преобладание экстенсивных методов развития. Рост топливно-сырьевого экспорта и военно-промышленного комплекса СССР. Конституция от 7 октября 1977 г. изменения в партийном руководстве в начале 80-х гг.
При подготовке пятого вопроса следует уделить внимание вопросу заключения договора об запрещении испытаний ядерного оружия и ограничении стратегических вооружений. Решения Хельсинского совещания 1975г., ввод советских войск в Афганистан и его последствия. Процесс деколонизации и отношение СССР к освободившимся от зависимости государствам.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Когда и почему, на Ваш взгляд, наметился переход СССР и Запада от союзничества к «холодной войне»?
2. Чем вы можете объяснить необходимость реформирования советского государства и общества после смерти И.В.Сталина?
3. Чем Вы можете объяснить непрерывные реформы и реорганизации в области управления народным хозяйством во второй половине 50-х начале 60-х годов?
4. Почему, на Ваш взгляд, на рубеже 70-80-х годов наметилось серьезное отставание СССР от стран Запада?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:
Основная литература: 8.2 (1-2);
Дополнительная литература: 8.3 (1-5).
РАЗДЕЛ 4
От СССР к Российской Федерации: кардинальные изменения в экономике и политике на фоне мировых процессов