Общая характеристика республик
ТЕМА 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВА
Форма государства (ФГ) —это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.
Элементы (части) ФГ:
— форма правления (ФП), т. е. организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением;
— форма государственного устройства (ФГУ), т. е. территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также каждой из них с государством в целом;
— политический режим (ПР), т. е. совокупность приемов, методов, средств управления страной, осуществления государственной власти.
Таким образом:ФГ = ФП + ФГУ + ПР
Характеристика государств:
1. по форме правления:
— монархии (неограниченные и ограниченные);
— республики (парламентские, президентские, смешанные, партократические (коммунистические, фашистские)).
2. по форме государственного устройства:
— унитарные;
— федеративные;
— конфедеративные;
— имперские.
3. по политическому режиму:
— демократические;
— антидемократические(автократические — самодержавные, абсолютистские, деспотические, тиранические;тоталитарные — фашистские, коммунистические, военно-полицейские, расистско-националистические; аристократические(олигархические) — монархические, режимы «просвещенного абсолютизма» клерикально-феодальные; теократические — христианские, исламские и т. п.)
4. по национальным особенностям:
— государства-нации;
— многонациональные государства.
5. по правовой характеристике:
— правовые государства;
— преступные государства.
Общая характеристика монархии
Монархия(гр. monarchia – единовластие) — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило по наследству.
Виды монархий:
1. Неограниченные:
— свойственны позднему феодализму;
— полное бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха;
— наследственный порядок формирования верховной власти;
— воля монарха — один из источников права («Государство — это я», — формула государства короля Франции Людовика XIV).
2. Ограниченные (конституционные):
а) дуалистическая монархия — форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту, не подчиненному монарху (Иордания, Марокко, Непал и некоторые другие страны арабского мира).
б) парламентарная монархия:
— политико-правовое отражение полной победы буржуазии над феодалами;
— существует в ряде современных стран (Великобритания, Бельгия,Дания, Швеция, Норвегия,Япония и др.);
— отсутствует какой бы то ни было дуализм;
— власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;
— исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом;
— участие монарха в образовании правительства чисто символично, его формирует лидер победившей на выборах партии.
в) выборная монархия —разновидность ограниченной монархии, сочетающей в себе элементы монархии и республики (Такая форма существует, например, в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый сроком на 5 лет особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в Малазийскую федерацию).
Общая характеристика республик
Республика(лат. res/publica — общественное дело) — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Виды республик:
1. Парламентские (англ. parlament — говорить):
— руководящими исполнительными органами являются и президент и кабинет министров, ответственный перед законодательной ассамблеей;
— в основу системы высших органов государства положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность;
— правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах — большинства нижней палаты). Утратив ее, оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо распускает парламент и назначает внеочередные парламентские выборы;
— правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии или партийной коалиции;
— формальным признаком парламентской республики (Италия, ФРГ, Португалия, Греция, Ирландия, Исландия, Индия), является наличие должности премьер-министра, являющегося главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;
— президент парламентской республики выбирается парламентским путем и осуществляет сугубо номинальные функции;
— правительство подвержено более жесткому контролю со стороны парламента, чем в президентских республиках.
2. Президентские:
— соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);
— министры ответственны в первую очередь перед президентом, а не парламентом;
— фактическая независимость президента от высшего законодательного органа. Сам способ его избрания (непарламентский) ставит главу государства над парламентом, который лишен конституционных возможностей влиять на исход выборов;
— законодательство многих стран наделяет президента такими полномочиями, которые позволяют ему в определенной степени контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.
3. Смешанные:
— смешение признаков парламентской и президентской республик;
— участие президента и парламента в формировании правительства;
— подотчетность правительства президенту и парламенту.
4. Партократические:
— симбиоз партии и государства, который ведет к тоталитаризму;
— партией используется мощь государства для своих целей;
— идеология партии — государственная идеология;
— отрицание и подавление любой оппозиции, инакомыслия;
— подчинение законотворчества партийным догмам;
— имперское строение государства;
— тотальный контроль как метод управления обществом.