Методические указания и материалы. 1. Изучение первого вопроса начните с общей характеристики ситуации в мире и Европе в начале ХХ в
1. Изучение первого вопроса начните с общей характеристики ситуации в мире и Европе в начале ХХ в. Сравните уровень социально-экономического и политического развития России и западных стран. Выделите причины мирового экономического кризиса 1900–1903 гг. и оцените его влияние на Россию. Отметьте тот факт, что после кризиса Россия, в отличие от ведущих западных стран, долгое время находилась в состоянии экономической депрессии. Назовите причины усиление борьбы ведущих держав за раздел и передел колониальных владений. Проанализируйте причины и результаты русско-японской войны 1904–1905 гг.
2. В начале изучения второговопроса выделите причины первой русской революции 1905–1907 гг. Какие реформы назрели в политической сфере? В чем заключалась суть аграрного, рабочего и национального вопросов? Поводом к началу революции стал расстрел рабочей демонстрации 9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье»). Расскажите об этом и других основных событиях 1905 г. Особо отметьте Всероссийскую политическую стачку, которая вынудила Николая II (1894–1917) подписать Манифест от 17 октября 1905 г. В нем царь даровал населению свободу совести, слова, собраний и союзов, обещал созвать Государственную думу с законодательнымиправами. Расскажите о том, какое влияние оказал Манифест на позицию различных политических сил: либералы, считая революцию законченной, начали подготовку к выборам в Думу, революционно-демократические партии требовали продолжения борьбы вплоть до свержения монархии. Раскол оппозиционных сил ослабил натиск на царизм. После поражения декабрьского вооруженного восстания в Москве революция пошла на спад. Это позволило царю накануне созыва Государственной думы единолично изменить Основные государственные законы. В чем суть этих изменений?
Охарактеризуйте состав I и II Государственных дум и расскажите о том, какие проекты решения аграрного вопроса предлагали кадеты и трудовики? Обратите внимание на то, что в период революции крестьянские сходы принимали «наказы», которые отразили стремление крестьян уничтожить частную собственность на землю и переделить ее по уравнительно-трудовой норме. Объясните, почему русское крестьянство было в своей массе противником частной собственности на землю.
Назовите причины досрочного роспуска царем Думы первого и второго созывов. Манифест о роспуске Думы второго созыва от 3 июня 1907 г. и новый избирательныйзакон, принятый царем в обход Думы, ознаменовали окончание революции. Почему эти действия царя оцениваются как «третьеиюньский государственный переворот»? Как изменился избирательный закон? Раскройте сущность «третьеиюньскоймонархии».
3. При рассмотрении третьего вопроса объясните, почему именно аграрная реформа была главной в программе реформ, проведение которых царь доверил П. А. Столыпину? Рассмотрите основные положения аграрнойреформы: отмена выкупных платежей, переселенческая политика, предоставление крестьянам права выхода из общины и закрепления надельной земли в личную собственность домохозяев с правом ее последующей продажи. Что из себя представляла община и какие функции она выполняла? Почему П. А. Столыпин стремился превратить крестьян в собственников земли путем разрушения общины и создания отрубов и хуторов?Почему большинство крестьян сопротивлялисьее разрушению? Расскажите ополитике переселения крестьян за Урал на свободные государственные земли. Подведите итоги столыпинской аграрной реформы. Обратите внимание, что она способствовала развитию капитализма в сельском хозяйстве, но не принесла социального мира в деревню, не сделала крестьян сторонниками частной собственности на землю. С 1910 г. в стране начался новый подъем революционного движения, который был прерван началом Первой мировой войны (1914–1918).
4. Четвертыйвопрос начните с рассмотрения причин Первой мировой войны. Расскажите, как сложились, и какие цели преследовали два основных противостоящих блока (Тройственный союз и Антанта). Покажите, как трудности военного времени способствовали формированию революционной ситуации в России. Сформулируйте те задачи, которые ставили либеральные и социалистические партии России в период мировой войны.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите причины и итоги революции 1905–1907 гг.
2. Каковы были итоги аграрной реформы П. А. Столыпина.
3. Каковы причины начала Первой мировой войны?