| В мировой науке выделяют четыре подхода к гражданскому обществу | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
как противопоставление дикости (анархии) | | как противоположность церкви (религиозным обществам) | | как комплекс общественных отношений, противоположных государству | | как конкретный феномен западной цивилизации | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| Гражданское общество | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Этапы формирования | | Функции | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
I. (XVI-XVII вв.) – складывание экономических и политических предпосылок его существования, переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики) II. (XVIII- конец XIX вв.) – формирование гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции III. (XX в.) – превращение среднего класса в основную социальную группу, процесс становления правового государства | | | Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан | |
| |
Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы | |
| | | | | | | | |
Гражданское общество
и государство
Органы местного самоуправления – это органы демократической самоорганизации граждан |
| | |
Муниципальное образование (город, район, село) |
Население управляет посредством: – схода, то есть общего собрания жителей; – референдума; – прямых выборов органов самоуправления |
| | |
| | |
Представительный орган | | Выборный орган |
Выборное собрание (дума, муниципальный комитет и т.п.) | | Глава муниципального образования – мэр, староста, глава администрации и т.д. |
| | |
| | Назначаемый главой муниципального образования аппарат управления – администрация |
| | |
Главная цель | | | Правовое государство – это тип государства, деятельность которого реально ограничена правом, имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль над властью со стороны общества | |
обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах | |
| | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | Признаки | | | |
| | | | | | | | |
| – Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в то числе и над самим государством. Деятельность государства ограничена рамками права | | |
| – Существует реальное разделение властей | | |
| – Взаимная ответственность личности и государства | | |
| – Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная защищенность. Признание их высшей ценностью | | |
| – Равенство всех перед законом | | |
| – Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в существовании различных партий, течений, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций и взглядов | | |
| – Стабильность законности и правопорядка в обществе | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| Пути формирования | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого | | Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения | | Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка | | Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, самореализации личности | |
| | | | |
| | | | |
Основывается на: | | Обеспечивает |
| | | | |
– достаточно высоком уровне экономического развития | | – движение к утверждению в обществе социальной справедливости |
| | | | |
– демократизме политической системы | | – ослабление социального неравенства |
| | | | |
– компромиссе основных политических сил относительно целей и путей развития общества | | – предоставление каждому человеку работы или иного источника существования |
| | | | |
– развитии системы социального партнерства | | – сохранение мира и согласия в обществе |
| | | | |
– повышении роли государства в системе планирования и регулирования социально-экономических процессов | | – формирование благоприятной для человека жизненной среды |
| | | | |
| | | | |
| Принципы социального государства | |
| | | | |
| | | | |
Социальная справедливость | | Социальный мир | | Гражданское согласие |
| | | | |
| | | | | | |
В широком смысле слова | | В узком смысле слова |
форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равного права входящих в нее лиц, принятия решений большинством голосов, юридической выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, конференции, съезду | | форма государственного политического устройства, которой присущи определенные признаки |
| | | | | | |
| | | | | | |
| Демократия | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | | |
непосредственная (прямая) | | партиципационная (демократия участия) | | представительная (репрезентативная) |
| | | | | |
непосредственное участие масс в формировании органов государственной власти, решении вопросов государственной политики, общественно-политической жизни | | участие низов населения в выборах, принятии решений, в политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли государства | | опосредованное участие людей в политике через парламент как высший представительный орган власти в государстве |
| | | | |
| | | | | |
Выборы | | Референдум | | – принцип большинства – право меньшинства на оппозицию – свобода, равенство – принцип разделения властей – многопартийность – равенство в избирательных правах | Принципы |
комплекс мер, связанных с формированием руководящих органов государства, партий, организаций | | всенародное голосование (опрос) по общественным вопросам государственной, политической жизни | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| Политическая культура – это уровень развития в данном обществе политических отношений, системы демократии и политического просвещения | |
| | | | |
| | | | |
Знания и представления о политике | | Политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения) | | Способы практических политических действий |
| | | | |
| | | | |
| Политическое сознание | | Политическое поведение | |
| | | | |
| | | | |
| | Функции | | |
| | | | |
| | | | |
– идентификация, которая раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности; – ориентация, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию общественных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; – адаптация, выражающая потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни; – социализация, характеризующая обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы; – интеграция (дезинтеграция), обеспечивающая различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений с обществом в целом; – коммуникация, связанная с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения |
| | | | | | | | | | |
Типы политической культуры
Патриархальный тип | Подданнический тип | Активистский тип |
– Ценностные отношения к политике основаны на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы. – Человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). – Свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своем политическом развитии | – Человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ. – Человек пассивен и отстраненно относится к политической системе | – Человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т.п. – Стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т.д.). – Активно, сознательно участвует в политических процесса общества |
Структура государственной власти
в Российской Федерации
| Государственный аппарат (федеральный уровень) | | |
| | | | | | | |
| | | Президент РФ | | |
| | | | | | | | |
| | | Государственный совет – совещательный орган при Президенте РФ | | |
| | | | | | | | |
Органы законодательной власти | | Органы исполнительной власти | | Органы судебной власти | | Прокуратура |
| | | | | | | | | |
| Федеральное собрание | | Правительство | | | | |
| | | | | | | | | |
Совет Федерации | | Государственная Дума | | Председатель | | Конституционный суд России | |
| | | | | | | | | |
| | | Зам. председателя | | Верховный суд России | |
| | | | | | | | | |
| | | Министры | | Высший Арбитражный суд России | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
ПРАВОВАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Право – система общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой | |
| | | |
| признаки | | | | функции | | |
| | | |
– относится к государственным властным явлениям; – имеет общий обязательный характер; – регулирует общественные отношения; – отражает уровень и потребности развития общественных отношений; – принимается строго определенными государственными органами; – обеспечивается системой охранительных мер | | являясь универсальным регулятором общественных отношений, закрепляет основы существующего строя | | |
| | | |
| устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, вносит определенный порядок в общество и государство | | |
| | | |
| обязывает совершать активные положительные действия, способствует развитию общественных отношений | | |
| |
| | | |
| | играет воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности | | |
| | | | |
| | критерий правомерного и неправомерного поведения людей, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка | | |
| | | | |
| | | | | | | | |
Система права – это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли и институты |
| | | | |
| | | | |
Отрасль права | | Институт права | | Подотрасль права |
| | | | |
| | | | |
совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования | | совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений | | совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права |
| | | | |
| | | | |
конституционное право; уголовное право; финансовое право и др. | | в трудовом праве – институт охраны труда; в конституционном – институт гражданства; в гражданском – институт купли-продажи и т.д. | | в гражданском праве подотрасль "обязательственное право" объединяет ряд правовых институтов – таких, как институт поставки, мены, подряда и др. |
| | | | |
Отрасль права характеризуется: |
предметом правового регулирования, то есть общественными отношениями, образующими в силу их специфики особые системы связи между юридическими нормами | методом правового регулирования – различными способами правового воздействия государства на общественные отношения |
| | |
| Основные отрасли системы Российского права | |
| | |
Конституционное (государственное) право – закрепляет форму правления, форму национально-государственного устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти | | Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право |
| | |
Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления (соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т.д.) | | Уголовное право – отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться |
| | |
Семейное право регулирует брачно-семейные отношения: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т.д. | | Уголовно-процессуальное право – отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам |
| | |
Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т.е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов | | Гражданское процессуальное право – отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам |
Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует трудовые отношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха и т.п. | | | | |
| | |
| | | | | |
Наши рекомендации