Глава IX. Форма государства. конституции центральная власть получает право на применение при­нудительных правовосстановительных мер по отношению к такому субъекту федерации

конституции центральная власть получает право на применение при­нудительных правовосстановительных мер по отношению к такому субъекту федерации. Принцип построения федерации: целое опре­деляет части (Австралия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Пакистан, Россия, США, ФРГ, Эфиопия и др.; всего в мире существуют 24 фе­дерации).

Следует иметь в виду, что распределение полномочий между федерацией и ее субъектами зависит от многих обстоятельств. Если федерация возникает через объединение суверенных унитарных го­сударств, то она может строиться какдоговорная федерация, с со­хранением максимально возможного объема прав за каждым субъектом федерации и закреплением этого в двустороннем договоре с феде­ральным центром (США). Если же унитарное государство преобра­зуется в федерацию, то вполне возможно образованиеконституци­онной федерации, в которой права субъектов федерации «даруются» федеральным центром путем принятия конституционных актов (ФРГ). В целом же федеративное государственное устройство соот­ветствует республиканскому духу и развивает идею разделения вла­стей, характерную для правового государства.

Как правило, 4)едерации строятся потерриториальному прин­ципу. Территориальная федерация включает в себя субъекты, обра­зованные на основе административно-территориального деления (США). Возможно также построение федерации понационально­му принципу или смешанному —национально-территориально­му, что, в частности, имело место в некоторых социалистических странах, в которых федеративное устройство использовалось для ре­шения национального вопроса. Национальная федерация включает в себя субъекты, образованные на основе национального признака, с учетом этнического состава населения субъектов.

По правовому статусу субъектов выделяют такжесимметричные и асимметричные федерации. В последних имеет место неравен­ство прав и обязанностей у разных субъектов федерации.

От федерации следует отличатьконфедерацию. Конфедерация не является формой государственного устройства, так как является не государством, а договорным союзом нескольких самостоятельных государств, как правило, территориально примыкающих друг к другу, создаваемых в целях организации совместной обороны и проведения


16-1351



ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

общей внешней политики. На территории конфедерации не действует единая государственная власть. Конфедерация создается суверенными государствами, которые сохраняют свой суверенитет на всем протя­жении существования конфедерации. Суверенные государства, об­разовавшие конфедерацию, остаются полноправными субъектами международного права. Они имеют все признаки государства, включая собственные денежные системы, вооруженные силы, гражданство. Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее суверенных государств. Решения, принимаемые органами конфеде­рации, имеют силу на территории образующих ее государств только при их согласии на это. Каждое государство — член конфедерации — обладаетправом нуллификации (отмены) любого решения конфе­дерации на своей территории, а также правом свободного выхода из состава конфедерации (сецессия). Материальная база конфедерации создается за счет добровольных взносов ее членов. Армия конфеде­рации состоит из воинских контингентов, направляемых по решению ее членов в распоряжение общего командования. Принцип построения конфедерации: части определяют целое.

Историческими конфедерациями являлись: Рейнская конфеде­рация (1254-1350), Ганзейская лига (1367-1669), Швейцарская кон­федерация (1291-1798, 1815-1848), Нидерланды (1579-1795), США (1781-1787), Германская конфедерация (1815-1866), конфедерация Египта и Сирии — Объединенная Арабская Республика (1958-1961), конфедерация Гамбии и Сенегала — Сенегамбия (80-е годы XX в.). В настоящее время некоторые авторы относят к конфедерации Ев­ропейский Союз (ЕС) и таможенные союзы (например, Бенилюкс).

Наши рекомендации