Глава IX. Форма государства. за свои действия. Срок его полномочий, как правило,ограничен.Законодательная власть в республике всегда принадлежит коллеги­альному органу

за свои действия. Срок его полномочий, как правило,ограничен.Законодательная власть в республике всегда принадлежит коллеги­альному органу, например парламенту.

Хотя республика известна человечеству с древнейших времен, она получила мировое распространение сравнительно недавно — в XIX-XX вв. — в результате формирования индустриального об­щества как форма правления, наиболее соответствующая его индиви­дуалистическим ценностям. В настоящее время республика является преобладающей формой правления: свыше пяти шестых государств мира являются республиками.

Исторические виды республик многообразны, однако все они могут быть подразделены на два главных типа:аристократические и демократические. В аристократических республиках государ­ственная власть принадлежала меньшинству, как правило знати, власт­ные привилегии которой передавались по наследству (Венеция, Нов­городская и Псковская республики). В демократических республиках Древнего мира, классическим образцом которых является афинская полисная демократия в эпоху ее расцвета (вторая половина V-IV вв. до Р. X.), государственная власть принадлежала всем полноправным

гражданам.

Для современных государств характерны два основных вида республик:парламентские и президентские.

Отличительной чертой президентской республики, «роднящей» ее с дуалистической монархией, является соединение в руках одного должностного лица полномочий главы государства и главы прави­тельства. Однако в отличие от монархии глава государства (прези­дент) избирается на определенный срок, как правило, всем населе­нием. Как и в дуалистической монархии, правительство ответственно не перед парламентом, а перед президентом, который его и форми­рует. В президентской республике осуществляется принцип разде­ления законодательной и исполнительной власти, каждая из которых должна действовать на основе принципа «сдержек и противовесов» (Бразилия, Мексика, США, Филиппины).

В парламентской республике не действует принцип разделения властей в его классическом виде. Правительство в такой республике не представляет собой самостоятельной и независимой ветви власти. Оно формируется парламентом, как правило, из числа депутатов —

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

лидеров правящей партии, т. е. парламентским большинством. Вместе с тем в парламентской республике возможно и формирование так называемого коалиционного правительства —из лидеров парламент­ской коалиции партий. Правительство выполняет свои функции до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства, при отсутствии такой поддержки — уходит в отставку. Отставка пра­вительства является мерой его политической ответственности перед избранным народом парламентом.

Важное место в парламентской республике занимает глава пра­вительства (премьер-министр, канцлер и т. д.). Политическая роль президента при такой форме правления почти аналогична роли мо­нарха в парламентской монархии. Президент парламентской респуб­лики обычно избирается парламентом или особым собранием вы­борщиков, в которое члены парламента входят по должности. Президент парламентской республики лишен права вето, не может вводить чрезвычайное положение, проводить референдум, отправлять в отставку собственным решением главу правительства или прави­тельство в целом. Все свои действия президент вынужден согласо­вывать с правительством. К парламентским республикам относятся, например, Болгария, Венгрия, Германия, Индия, Италия, Польша.

В политической действительности зачастую возникают формы правления, которые соединяют в себе разные черты — республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Ку­вейт), президентской и парламентской республики (Франция). Такие формы правления называютсмешанными. Впервые понятие сме­шанной формы правления было обосновано греко-римским историком Полибием (П в. до Р. X.). Создание смешанных форм правления на­правлено на улучшение взаимодействия органов государства, так как в определенных случаях может устранить недостатки, присущие «чи­стым» формам правления: склонность к авторитаризму в президент­ской республике и нестабильность правительства — в парламентской,

В современном государствоведении существует проблема оп­ределения формы государств, которые де-юре относятся к монархиям или республикам, но де-факто таковыми не являются. Чаще всего подобные отклонения от изначальных форм связаны с возникнове­нием сильныхидеологий, подчиняющих себе и формирование, и функционирование всех органов государства. Возможно и «чистое»

ГлаваIX. Форма государства

существование такой формы (Ватикан). Вероятно, есть смысл при­менительно к таким государствам3 говорить обидеократической форме правления.

Наши рекомендации