Взаимодействие светского и церковного в России
На протяжении веков в русских княжествах, Русском царстве, а также Российской империи официально провозглашался принцип «симфонии властей», позаимствованный из практики, бытовавшей в древней и средневековой Византии. Провозглашалось, что тесное сотрудничество церкви и государства активно способствует достижению Царства Божьего. Метафорически симфония выражалась в единстве души и тела, духовного и мирского, религии и политики[11].
На разных исторических периодах существования Российсого государства от Княжеских времен до современности отношения церкви и государства характеризовались по-разному. Так, например в допетровскую эпоху существовал обряд помазания Царя на Царство. Что говорило о тесной взаимосвязи духовенства и власти. Так же не следует забывать о том, Что Россия является приемницей Византийской Империи. Которая являлась теократическим государством. Россия в данном случае не пошла полностью по этому пути, однако православие играло важнейшую роль в Российской политике. Не стоит забывать высказывание Фелофея : Москва – Третий Рим.
Патриаршесво в те времена играло важнейшую роль.
Однако в Российской империи Патриаршество было упразднено и создан Церковный приказ и Сенод, вплоть до революционных потрясений 1917 года.
В советский период государство было окончательно отделено от церкви, права атеистов и верующих граждан были защищены по-разному (атеистам было позволено активно защищать и пропогандировать свою точку зрения. В то время как верующим просто было разрешено совершать свои обряды и традиции.
В современной России государство по-прежнему отделено от церкви. Хотя ее роль значительно возросла в жизни общества и государтсва.
Успешное выстраивание церковно-государственной коммуникации – задача будущего дня как для государства, так и для представителей различных конфессий. Институционально особую роль в этом процессе играют профильные комитеты палат Федерального Собрания РФ, подразделения Администрации Президента РФ, Министерства юстиции РФ, выполняющие функции государственного контроля и регистрации в области религии.
Таким образом, в данной работе была проанализирована социальная природа институтов церкви и государства в системе властных отношений, выявлены имеющиеся в научной литературе подходы к понятию «теократия», исследованы сложившиеся в мировой истории модели теократического правления, дана оценка механизмам взаимодействия церкви и власти в современной России, исследованы примеры теократий в современном мире.
Анализируя изученный материал и источники, следует сделать вывод, что, не смотря на формальную отделённость церкви от государства, в большинстве стран мира различных конфессий и вероисповеданий, религия играет одну из основных ролей в мировой системе права. Что является одним из ключевых моментов современной действительности, а та же влияет на судьбы обычных граждан тех или иных государств. В настоящее время религия охватывает большой объем различных сфер деятельности различных ветвей власти на различных ее уровнях, как то: правосудие, законодательные органы и ветви исполнительной власти в государствах, которые, формально, являются светскими, однако имеют в своих норматвно-правовых актах прямые или косвенные отсылки к различным священным писаниям, заповедям и канонам, ведь в некоторых случаях современные законы, являются ничем иным, как дошедшим до нашего времени древними священными заповедями, прошедшими адаптацию к современным реалиям законодательства нынешних государств и основным доказательством верности данного суждения является небывалый религиозный подъем в различных странах мира, разнообразных вероисповеданий.
[1] Политическая наука: Словарь-справочник / Санжаревский И.И. М., 2010.
[2] Основной закон Федеративной Республики Германии 23 мая 1949 г. // Конституции зарубежных стран. Сборник / Дубровин В.Н. М.: Изд-во «Юрлитинформ».
[3] Иващенко А.С. Роль конфессионального фактора в общественно-политической жизни Ливана (1943-1990 гг.) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. №3 (163).
[4] Салыгин Е.Н. Теократическое государство. М., 1999. – С. 45.
[5] Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1976. Т. 25. С. 432
[6] Жосул Е.В. Ватикан и европейская интеграция // Власть. 2008. №11.
[7] Селезнев Ф. Н. Теологический подход к пониманию преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. №20.
[8] Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986. - 254, 2. с.
[9] Карпачева О. В. История движения «Талибан» в системе международных отношений // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2003. №1.
[10] Оксамытный В. В. Многоаспектность источников современной правовой системы Израиля // Вестник Брянского государственного университета. 2013. №2.
[11] Афанасьев Ю. Симфония как соблазн. Только полное отделение от государства дает Церкви свободу //НГ Религии/ Ежемесячное приложение к Независимой газете. - 1997. - № 5. — С.2.