Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Кафедра отечественной истории
ИСТОРИЯ РОССИИ XIX в.
Методическое пособие для студентов по направлению подготовки бакалавриата «Педагогическое образование», профили «История» и «Обществознание».
Петрозаводск
УДК 93/99
ББК 63.3(2)
И 90
Издается в рамках реализации комплекса мероприятий
Программы стратегического развития ПетрГУ
на 2012-2016 гг.
Автор-составитель: Юсупова Л.Н., канд. ист. наук, доцент
Рецензенты: Ружинская И.Н., канд. ист. наук, доцент
Чумаков Г.В., канд. ист. наук, доцент
И 90 История России. XIX в.: Методическое пособие для студентов по направлению подготовки бакалавриата «Педагогическое образование», профили «История» и «Обществознание»/Сост. Юсупова Л.Н. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2015. — с.
В методическое пособие включены планы семинарских занятий по темам учебного курса, списки источников и литературы, методические рекомендации для студентов по подготовке к семинарам, тематика рефератов и докладов, вопросы для подготовки к экзаменам.
УДК 93/99
ББК 63.3(2)
Ó ПетрГУ, 2015
Предисловие
История России ХIХ века является одним из основных разделов базового курса отечественной истории. Курс охватывает период с 1801 до 1894 гг., от времени вступления на престол императора Александра I до начала царствования императора Николая II. Структура курса включает в себя широкий круг проблем социально - экономической жизни российского общества, внутренней и внешней политики Российской империи, истории общественного движения и культурного развития страны.
Важной и неотъемлемой составляющей учебного плана изучения студентами курса являются семинарские занятия. Планы семинаров ориентируют студентов на систематическое и углублённое освоение основных тем курса отечественной истории ХIХ в. По каждой теме курса студентам рекомендуются публикации документов и научная литература для подготовки к семинарским занятиям и организации самостоятельной работы.
Студентам предлагаются на выбор темы докладов и рефератов по курсу. Выступление на семинаре с докладом является одной из основных форм участия студентов в нём, но самой активной и творческой по своей сути. В процессе подготовки выступления по конкретной теме студенты приобретают необходимые в профессиональном отношении навыки и умения исследовательской работы с историческими источниками и научной литературой. Задачей подготовки доклада является самостоятельная и углублённая разработка предложенного вопроса с использованием документальных публикаций и научной литературы. Студент должен представлять стоящие перед ним задачи при подготовке доклада: показать исторический фон рассматриваемой проблемы, охарактеризовать основные аспекты проблемы, продумать систему аргументов в пользу выводов, к которым он пришёл, и чётко сформулировать сами выводы. Важно указать в выступлении на семинаре использованные при подготовке доклада источники и литературу. Доклад не должен представлять собой простой пересказ научной статьи или фрагмента монографии. При подготовке плана доклада целесообразно проконсультироваться с преподавателем, читающим данный курс.
Цели и задачи освоения дисциплины «История России ХIХ в.»:
Цели:
- Изучение совокупности фактов, событий и явлений истории России Х1Х в. на основе источников и исследовательской литературы.
- Формирование профессиональной и культурной компетенций личности студента в процессе изучения дисциплины.
- Формирование гражданской, патриотической и нравственной позиции студента.
Задачи:
- проанализировать основные этапы и важнейшие события истории России ХIХ в.;
- представить состояние источниковой базы по основным темам учебного курса;
- дать представление о дискуссионных проблемах в историографии изучаемого в курсе периода истории России;
- показать место России в мировом цивилизационном процессе в рассматриваемый период .
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Дисциплина «История России ХIХ в.» относится к обязательным дисциплинам профессионального цикла. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин
«История России с древнейших времён до конца XVII в.» и «Истории России конца ХVII – ХVIII вв.».
Программа дисциплины охватывает период с начала до конца XIX в. Учебная программа составлена по проблемно-хронологическому принципу. Содержание курса истории России ХIХ в. определяется современными потребностями развития исторического образования с ориентацией на новейшие представления отечественной историографии.
Освоение дисциплины «История России ХIХ в.» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Новейшая отечественная история», современная история, а также курсов по выбору для студентов.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения курса студент должен знать:
- основные этапы и важнейшие события истории России ХIХ вв.;
- основные комплексы исторических источников по темам учебного курса;
- важнейшие историографические проблемы отечественной истории. ХIХ в;
- место и роль России во всемирно-историческом процессе периода ХI Х в.;
В результате изучения курса студент должен уметь:
- давать оценку основным историографическим проблемам изучаемого курса;
- отбирать, анализировать и интерпретировать материал по темам курса для семинарских занятий;
- рассматривать основные тенденции развития российской цивилизации в контексте всемирной истории.
В результате изучения курса студент должен владеть:
- историческими понятиями и терминами;
- навыками самостоятельной работы с историческими источниками и исследовательской литературой;
- приёмами и методами научного анализа исторических источников по темам курса;
- навыками и умениями изложения и критического анализа исторической информации по периоду российской истории, изучаемому в учебном курсе.