Обеспечение гуманитарной помощью.
В противном случае России могут грозить неприятные последствия — такие намеки со стороны глав дипведомств западных стран „восьмерки“ звучали один за другим. Да и вообще антироссийская риторика ужесточилась. „Россия своими действиями изолировала себя от международного сообщества, и это было заметно сегодня“, — заявила госсекретарь Мадлен Олбрайт.
Олбрайт заявила, что все ее партнеры, за исключением Иванова, поддержали идею Воллебэка о досрочном прекращении огня. „Война может поставить под угрозу отношения России с нами“, — вторил Йошка Фишер. По словам Фишера, тот метод борьбы с терроризмом, который избрала Россия, противоречит нормам международного гуманитарного права и тем обязательствам, которые Москва взяла на себя как член ОБСЕ и как участник Совета Европы». («Независимая газета». 18 декабря 1999) Позднее впервые за последние несколько лет официальный визит в США совершает один из представителей Масхадова:
«В Госдепе состоялась официальная встреча с «вице-спикером парламента Чечни» Сейламом Бешаевым. Вашингтон объяснил это тем, что «нуждается в получении более широкой информации» о положении в Чечне.
Осенью 1998 года в Госдепартаменте принимали чеченского президента Аслана Масхадова, но с тех пор официального приема в Вашингтоне чеченским представителям не оказывали. «Министр иностранных дел Чечни» Ильяс Ахмадов приезжал туда в январе как частное лицо и встречался с американскими дипломатами неофициально в одной из гостиниц. Что, однако, не помешало российскому МИДу выступить по этому поводу с решительным протестом. На посещение Госдепа Бешаевым Москва, естественно, отреагировала еще более резко, потребовав от Вашингтона прекратить принимать «представителей чеченских террористов» («Коммерсантъ». 19 февраля 2000). Совет Европы также раскритиковал кампанию в Чечне:
«Мы признаем право любого государства поддерживать закон и порядок и вести борьбу с терроризмом. Однако то, что происходит в Чечне, — это война, где несоразмерные средства используются против гражданского населения. И самым вопиющим примером служат повсеместные бомбардировки Грозного с его 400 тысячами жителей, — заявил в интервью генеральный секретарь Совета Европы (СЕ) Вальтер Швиммер. В последние недели имели место массовые нарушения прав человека, совершены военные преступления против человечества». В следующем месяце с официальным подробным пояснением выступила госсекретарь США Мадлен Олбрайт:
«Россия находится в разгаре исторической президентской предвыборной кампании, а также кровавой военной кампании в Чечне, которая потрясла мировое общественное мнение. Очевидно, что американским политикам следует избегать принимать чью-либо сторону в российской предвыборной борьбе, однако следует ясно обозначить наше твердое неприятие этой жестокой, бессмысленной войны».
С трагическим воззванием выступили и знаменитые европейские левые из числа культурных деятелей:
«Ужас бродит по Европе» — воззвание против войны в Чечне под таким названием было опубликовано вчера в западных газетах — французской «Монд» и испанской «Паис». Его авторы — французский философ Андре Глюксманн и кинорежиссер Ромен Гупиль. Подписали воззвание 200 известнейших деятелей культуры из 16 стран, среди которых Бернардо Бертолуччи, Джон Ле Карре, Умберто Эко, Гюнтер Грасс, Жан-Люк Годар, Барбара Хендрикс, Мишель Пикколи, Ванесса Редгрейв, Фолькер Шлендорф… «Грозный сметен с лица земли безнаказанно. Деревни сожжены дотла безнаказанно. Раненые добиты безнаказанно… Мир молчит, становясь соучастником всего этого. Мы не слышим четкого осуждения России. Не видим дипломатического нажима, финансовых или правовых санкций. Господин Путин полагает сегодня, что ему все позволено», — такой видят ситуацию западные писатели и журналисты. Днем раньше та же «Монд» напечатала открытое письмо президенту Франции за подписью 130 крупнейших ученых и общественных деятелей страны, осуждающих действия военных в Чечне и требующих от президента Ширака оказать давление на российские власти». В апреле заместитель Олбрайт Строуб Тэлботт выступил в Сенате с разъяснением американской позиции:
«Администрация США осуждает Россию за ее действия в Чечне, однако не считает их военным преступлением. Поэтому администрация намерена и впредь проводить в отношении России политику «вовлечения».
Тэлботт отметил важность понимания того, что в РФ «идет борьба между силами нового и силами прошлого». По словам Тэлботта, «подлинная проблема — это то, что Чечня возвращает один из худших обычаев российского прошлого, советского прошлого — обращаться, как с врагами, с целым народом, являющимся собственным населением, собственными гражданами».
Разрушенный Грозный дипломат назвал «чудовищным памятником сверхубийству». Следом ПАСЕ выставила России ультиматум:
«В Страсбурге на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы, решения которого носят рекомендательный характер для политики Совета Европы, состоялось голосование по вопросу лишения полномочий российской делегации в этой организации. Весь вчерашний день в Страсбурге всевозможные комиссии ПАСЕ обсуждали проект итоговой резолюции весенней сессии ПАСЕ, внося в нее немало корректировок. Однако основные позиции, рекомендованные лордом Джаддом, на основании доклада которого и был составлен проект резолюции, остались неизменными: России будет поставлен ультиматум. Если к 31 мая она не прекратит военные действия в Чечне и не начнет политический диалог с представителями Ичкерии, немедленно начнется процедура лишения ее членства в СЕ, которая завершится соответствующим решением Комитета министров иностранных дел на заседании в июне». В Чечню приезжает с визитом председатель ОБСЕ и делает заявление:
«Военными средствами конфликт в Чечне решить невозможно, считает действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Австрии Бенита Ферреро-Вальднер. Об этом она заявила в на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» в Москве.
20 апреля главный спикер российских войск, замначальника Генштаба Валерий Манилов, делает заявление о том, что военная часть операции завершена и начинается переход к спецоперациям. 16 мая командующий объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал Трошев также сообщает, что армия выполнила все свои задачи и начинается переход к политическому урегулированию. 11 июня главой Чечни назначается Ахмат Кадыров, а спустя две недели Россию лишают права голоса в ПАСЕ до конца года (аналогичное наказание последовало в 2014 году после Крыма). После этого боевые действия практически прекратились. Боевики перешли к партизанской тактике и диверсиям. Однако чеченская тема активно использовалась в американской предвыборной кампании. В частности один из кандидатов в кандидаты от республиканской партии, хорошо известный Джон Маккейн, выступал с жесткой критикой американской позиции по Чечне, заявляя:
«Пока российские бомбы будут падать на чеченские села, мы не должны предоставлять ни помощь, ни кредиты». Однако в итоге кандидатом от республиканцев стал Джордж Буш, который и выиграл выборы. Интересно, что свое правление он также начал с жесткого заявления по Чечне.
«Вчера Россия приняла срочные меры, чтобы избежать открытого разрыва с Вашингтоном после того, как администрация Буша-младшего, всего три дня назад приступившая к исполнению обязанностей, направила ей твердое предупреждение по Чечне. Враз похоронив надежды Кремля на то, что при президенте Буше-младшем Америка смягчит свою критику тактики России в Чечне, Вашингтон потребовал, чтобы президент Путин немедленно начал переговоры с командирами чеченских боевиков, и при этом пренебрежительно отозвался об обещаниях быстрого вывода (российских) войск из Чечни». Однако в то же самое время Путин подписал указ о сокращении воинского контингента и частичном выводе войск. Поскольку масштабная военная кампания больше фактически не велась, западные страны сосредоточились на критике нарушений прав человека и требовании расследования военных преступлений, совершенных в Чечне. Если сравнить конфликт на Украине с Чеченской войной, хорошо заметно, что все стороны поменялись местами. Теперь уже Россия настойчиво требует прекратить АТО, а западные страны весьма и весьма сдержанны в оценках происходящего на востоке. Европейцы призывают к миру, впрочем, без особого давления на Киев, во всяком случае публично. Со стороны США вообще не отмечено какой-либо критики происходящего или призывов к переговорам. На сайте «Голоса Америки», являющегося рупором официальной пропаганды, нет вообще ни одного упоминания о каких-либо обстрелах городов, не признает их и украинская сторона, заявляя, что «террористы обстреливают самих себя». Если во время Чеченской кампании США и особенно европейские страны настойчиво требовали начать переговоры с лидерами боевиков, то теперь аналогичных требований никто не выдвигает. По старым публикациям заметно, что во Вторую чеченскую кампанию основной поток критики шел от ЕС, тогда как США ограничились несколькими резкими заявлениями. Это связано с тем, что США в то время разрабатывали варианты с подписанием нового Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, т.н. Договор о СНП с Россией, который был подписан в начале 2002 года. Кроме того, США играли ведущую роль в операции в Югославии, которая закончилась за два месяца до начала событий в Дагестане и Чечне и где авиация НАТО занималась тем же самым, что и авиация в Чечне. Эта операция вызвала резкое ухудшение отношений между США и Россией и в свете необходимости подписания Договора об СНП вынудила США не идти на обострение, ограничившись лишь несколькими заявлениями. Также нельзя не отметить, что ситуации на востоке Украины и в Чечне принципиально разные. Украинский конфликт элементарно решался политическими средствами еще в апреле. Тогда как Чечня 1999 года представляла собой дикое Сомали с ничего не решающим «президентом» Масхадовым, захватами заложников, шариатскими судами, работорговлей и прочими прелестями Африки, поэтому к сдержанности гораздо логичнее было призывать Киев, а не Москву 15 лет назад.
Заключение.
В введении я говорил, что для многих людей эта война так и осталась «непонятной войной». Таковой она была и для меня, но разобравшись в причинах и последствиях становится ясно в каком несовершенном мире мы живём. В мире, где в любой момент может произойти военный переворот с многочисленными жертвами или военное вторжение на территорию какого-либо государства. Как это случалось в Югославии, Чечне, Северной Осетии, Абхазии, Украине. Недавняя попытка переворота в Турции. И всё это происходит так или иначе у границ Российской Федерации, практически в каждом случае при финансировании запада. Негативно настроенные силы очевидны. Легко предположить, что третья мировая вовсю уже идёт. В случае с конфликтом в Чечне могу сказать, что власть в РФ тогда была непрочная. У главнокомандующего Б. Ельцина хватало противников. Армия не имела практики ведения боевых операций в таких условиях. Мировая общественность молчала. Учитывая всё это – многочисленные бессмысленные жертвы, многомиллиардные потери, осуждение морового сообщества.