Требования к защите презентации.
v Свободное, ясное, четкое и выразительное изложение материала.
v Докладчик демонстрирует заинтересованность в излагаемой проблеме, способен держать внимание аудитории
v Отсутствие в речи длинных пауз, слов – паразитов.
v Соответствие устной информации изображаемому слайду.
v Устная информация шире информации, представленной на слайде
v В выступлении присутствую выводы, их обоснование.
Тема 3.Образование и развитие единого централизованного государства (2/2 XV –XVII вв.)
Занятие 3. Реформы Ивана IV и их историческое значение. (2 ч.)
План:
- Социально-экономическая и политическая ситуация в России в середине XVI в. Необходимость реформ.
- Избранная рада: состав, основные направления деятельности.
- Административные реформы: реорганизация центральных и местных органов власти.
- Военная реформа
- Церковная реформа.
Методические рекомендации.
При подготовке ответа на 1 вопрос проанализируйте состояние экономики, системы управления, социальных отношений, вооруженных сил, геополитического положения России, выделите основные проблемы в развитии России и пути их устранения (необходимость реформ).
Например:
Ситуация в России | Проблемы | Пути устранения проблем (необходимая реформа) |
Геополитическая: - расширение территории России на восток - постоянные набеги крымских татар - отсутствие выхода к морям | Отсутствие регулярного войска, низкая боеспособность дворянского ополчения | Необходима реорганизация вооруженных сил, создание постоянного войска |
При подготовке ответа на 3-5 вопросы заполните таблицу:
Название реформы, сроки проведения | Цель и задачи реформы (то есть ответить на вопрос – каких результатов хотели достигнуть, проводя реформу) | Сущность преобразований (назвать основные мероприятия реформы) | Итоги и последствия (уровень реализации цели, чего конкретно добились в результате реформы) |
Литература.
- Боханов А.Н. Царь Иоанн IV Грозный. М.: Вече, 2008. 346 с.
- Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного / Отв. ред. В. Т. Пашуто. М.: Наука, 1982. 184 с.: ил.
- История государства Российского: Жизнеописания. IX-XVI вв. М.: Изд-во «Кн. палата», 1996. 480 с.: ил.
- Кобрин В. Б. Иван Грозный. М.: Моск. рабочий, 1989. 175 с.: ил.
Основные понятия:
- Реформа
- Земский собор
- Сословно-представительная монархия
- Сословия
- Классы
- Боярство
- Дворянство
- Служилые люди по прибору
- Приказы
- Дворянское ополчение
- Стрельцы
- Освященный собор
- Стоглавый собор
- Кормление
- Дворянское ополчение
- Местное самоуправление
Тема 4. Российская империя в XVIII – ½ XIX вв.
Занятие 4. Кейс – Итоги и значение реформ Петра I (4 ч.)
Дидактические задачи:
o приобретать навыки анализировать сложные и неструктурированные проблемы;
o развить умение рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе
o максимально активизировать каждого студента и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятии решений
o расти в умении слушать;
o развивать скептицизм, умение критически оценивать ситуацию.
Фабула.
Говоря о последствиях Петровских реформ, большинство историков анализируют итоги и последствия модернизации для России XVIII в., и лишь немногие пытаются выявить глубокую взаимосвязь петровских преобразований с перспективным развитием нашей страны, отзвуками реформ в современной России. Цель нашего занятия попытаться определить, какие из реформ Петра определили прогрессивное развитие нашей страны, а какие – затормозили ее развитие, или продолжают негативно сказываться в современной истории нашего государства и общества.
Анализ данной проблемы предлагается построить в качестве ответа жителя России XXI века на оценки петровских реформ современника Петра I.
Порядок работы:
1 группа – согласны с мнением современника Петра I и находят доказательства его правоты в дальнейшем ходе развития России;
2 группа – не согласны с мнением современника Петра I и формулируют опровержение его точек зрения с учетом дальнейшего развития России;
Этапы работы:
o представление кейс;
o - индивидуальное изучение кейса каждым членом группы
o - разработка вариантов индивидуальных решений
o -обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе;
o -подготовка к обсуждению и дискуссия .