Культурные и неофициальные наследия.
Наследия, с точки зрения практики и культуры, вероятно, будут носить более продолжительный характер и их будет труднее заметить и соблюдать. Тем не менее, существуют некоторые общепринятые признаки правоприменения из советского прошлого, которые могли квалифицироваться как традиции.
К ним относятся:
· Первостепенное служение государству и политические требования в правоохранительной деятельности, в отличие от обслуживания гражданского населения.
· Давление со стороны партий на сложившиеся нормы на личную активность среди граждан.
· Партия расставляет приоритеты и находит подход к правоохранительным органам через идеологию "диктата", которая устанавливается "сверху". Осуществляется это в сочетании с низкой правоспособностью и профессиональной подготовкой граждан.
· Соперничество среди главенствующих государственных структур.
· Высокий статус структуры КГБ и её агентов по сравнению с милицией дифференцировался отличительным положением, которое отражается на качестве в подборе кадров и жалованье.
Изменение в правоприменительной практике, которое считается необходимым, является завершением деятельности по обеспечению соблюдения идеологических норм для всего населения. У Российских граждан сейчас гораздо больше свободы в том, где или куда они идут, как они одеваются, что они читают и так далее, чем это было в прошлом. Тем не менее, паспортная и регистрационная система из советских времён не была подвержена демонтажу. Поэтому сохранение всех этих системных аспектов может быть настоящим достоянием.
Некая конкуренция между правоохранительными органами сохраняется. Это само по себе не считается наследием, потому что разногласия насчёт бюрократии с дублированием полномочий являются почти универсальной особенностью современных государств. Однако конкретный вид этого соперничества пересекается с более обширным и в то же время культурным унаследованием, полученным от Советской власти. Элитный статус "голубая кровь" принадлежащий чекистам, которые считались лояльными и неподкупными слугами государства. Данная концепция явно имеет место среди чекистов, которые называют себя "новое дворянство" (Николай Патрушев) и утверждают, что только они способны спасти Российское государство от распада (Виктор Черкесов). Но, кажется, что она имеет более широкое распространение среди политической элиты, например, в выборе Ельциным своего преемника. Общее увеличение бывших сотрудников КГБ по всей бюрократической системе началось при Ельцине, хотя и заметно ускоряется при Путине. Во время президентства Путина, бывшие сотрудники КГБ, возглавляющие не только ФСБ, но также их яростные конкуренты, в том числе и Министр Внутренних Дел (Рашид Нургалиев) и Министр Обороны (Сергей Иванов). Объединение политической власти и элитный статус предоставляется тайной полицией. А если сравнивать Латинскую Америку, Африку, Азию и Ближний Восток, то там военные имеют власть над тайной полицией и способны доминировать над политикой. Эта особенность российской политики вполне может являться постсоветским наследием, а если это так, то это очень важно.
Чтобы было максимально понятно из практики, то низкий уровень правосознания сотрудниками правоохранительных органов и склонность руководствоваться указаниями сверху, по-прежнему сохраняется. Одним из наиболее пагубных проявлений этой проблемы является тенденция сотрудниками подделывать статистические данные о ключевых показателях эффективной деятельности, например, "уровень раскрываемости преступлений". Подтасовка этих сведений может проявляться по-разному, например, к незарегистрированным преступлениям, которые трудно раскрыть, зачастую применяется выбивание показаний и различные пытки. Поэтому конечным результатом является отношений к полиции, что они идут против своей чести: подделывают сведения, в целях обеспечения безопасности населения и борьбы с фактической преступностью. Российские правоохранительные органы называют это мониторинг на основе квот "палочная система".
Эта склонность направлена в отношении конкретного замысла, а не в отношении удовлетворения граждан, которая также имеет компоненты коммунистического прошлого. В то же время, стоит отметить, что полиция имеет дело с серьёзной проблемой, которая заключается в оценке деятельности полиции. Стимулом к фальсификации статистических сведений вряд ли является российская или советская проблема. Заметно даже в странах с либеральной демократией, что присутствует эта проблема. Более того, российская милиция, кажется, признаёт необходимость для принятия более широкого круга полномочий деятельности полиции, том числе опросов граждан. Стоит также отметить, что рост вторичной экономики во времена Леонида Брежнева сочетался с квотой на основе подхода к полицейской деятельности. Он также имел такой порок, который заключался не в раскрытии преступлений, а в обогащении. Французский учёный Жиль Фаварель-Гарриг продемонстрировал плановый подход к деятельности полиции, который не только направлен на серьёзные экономические дела, но и на дела, которые могли бы легко решаться или, по крайней мере, значиться как решённые. Он также дал возможность использовать рабочее время с целью получения прибыли. Эта модель деятельности полиции не только продолжалась после распада СССР, но и после значительного расширения. Как один сержант полиции сообщил социологу Борису Гладарёву: "Сперва мы должны собрать необходимое количество "жезлов", то есть правонарушений с граждан, а уже потом работать для себя".
Было бы недоразумением увидеть такой вид коррупции в полиции, несмотря на то, что это унаследование от советского прошлого. Хотя существуют некоторые закономерности: нововведение частной собственности изменило условия для правоохранительных органов, а также стимулировало подъём. Как сказал Вадим Волков (социолог): "силовое предпринимательство" происходит внутри государственных органов, которое существовало далеко за пределами позднего советского периода.
Тенденция российских правоохранительных органов (не только полиции) руководствоваться коммерческими побуждениями является наиболее существенной перспективой из текущей практики. Такое поведение имеет и наследственную составляющую, а также, и уникальные перспективы в будущем. Оно также связывается с различными моментами из прошлого, например, пренебрежение в качестве службы народу. В советском периоде, требования и интересы "правящей партии" взяли верх над социальными проблемами, поэтому правоохранительные органы были преимущественно карательной организацией. Этот репрессивный компонент данного поведения уменьшился, но по-прежнему сохранялся. В то время как хищение (экономическая корысть) выросла, несмотря на то, что оно не является новым. Дело заключается в том, что защита граждан является второстепенной или даже третьестепенной задачей правоохранительных органов. Это вряд ли из-за советского прошлого, но некоторые пережитки сохраняются.
Заключение
Многие недостатки Российского государства часто связывают с постсоветским прошлым. В данной работе, я высказал критичное мнение в отношении правоохранительных органов. В целом, споры по поводу неформальных или культурных наследий кажутся несколько сильнее, чем претензии на официальном ведомственном уровне. Многие организационные склонности российских правоохранительных органов носят как функциональные, так и политические обоснования независимо от их советского прошлого. Хотя уникальная роль Прокуратуры очень важна, несмотря на то, что она со временем теряет свой авторитет. Два наиболее важных наследия из прошлого, в области культуры и практики, кажется, следующие: а) статус и политическое значение структуры ФСБ в отношении других органов и б) сохранение того поведения, которое пренебрегает справедливым и отзывчивым отношением к гражданам. Такое поведения вряд ли является новинкой для стран постсоветского пространства. Его можно найти во многих странах с авторитарным и полуавторитарным режимом.
Помощь из прошлого мы можем получить только в отражении его в нынешнем законодательстве. Поэтому Российская милиция остаётся в истории, в то время как новая полиция, которая формируется под давлением, несёт на себе груз прошлого, сочетая старые и новые изменения.
PONARS Eurasia 2011. Школа международных отношений имени Эллиота Университета Джорджа Вашингтона. Эта публикация была сделана с разрешения корпорации Карнеги в Нью-Йорке. Ответственность за высказывания и мнения в этой работе несёт автор. www.ponarseurasia.org