Принципы создания универсального образовательного пространства и национальные особенности их реализации
18 сентября 1988 года в Болонье на съезде европейских ректоров, созванного по случаю 900-летия Болонского университета была подписана «Всеобщая хартия университетов»(Magna Charta Unifersitatum). В Хартии подчёркнута особая роль университетов в современном мире как центров культуры, знания и исследований. Университет декларируется независимым от политической и экономической власти. Учебный процесс в нем призван отвечать требованиям общества и неотделим от исследовательской деятельности. Т. е. университеты должны обладать автономностью, а преподаватели и студенты — свободой в выборе места обучения и преподавания, применения своих знаний, умений и навыков.
11 апреля 1997 года в Лиссабоне Совет Европы подписал Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию. В ней были приняты основные принципы, относящиеся к оценке и признанию квалификаций, полученных в университетах.
25 мая 1998 г. в Сорбонне, по инициативе Франции, Германии, Великобритании и Италии министрами образования этих стран была подписана совместная декларация. Она определила следующие ключевые моменты:
· мобильность;
· признание;
· доступ к рынкам труда.
Квалификации рассматриваются в ней как приобретенные знания и навыки, применяемые на рынке труда.
Указанные документы считаются предпосылками Болонского процесса.
На основе Сорбонской декларации, 19 июня 1999 г. была подписана Болонская декларация, которую подписал 31 представитель, ответственный за образование в 29 странах Европы.
В обеих Декларациях указывается на ведущую роль университетов в укреплении интеллектуального, культурного, социального, научно-технического потенциала, а также создании общей базы «европейских знаний». В декларации был обозначен ряд важных целей:
· принятие системы академических степеней, легко читаемых и понимаемых;
· принятие системы, которая основывалась бы на учебных программах двух уровней — ведущих к получению степени бакалавра и ведущих к получению степени магистра;
· содействие устранению препятствий для свободного передвижения студентов, преподавателей, а также исследователей и работников сферы высшего образования;
· формирование европейской системы обеспечения качества.
Было установлено, что создание европейского пространства высшего образования должно быть завершено в течение следующего десятилетия, т. е. к 2010 г.
Таким образом, в качестве ключевых позиций в рамках Болонского процесса были приняты следующие:
· введение двухциклового обучения (система, базирующаяся на двух образовательных уровнях: бакалавр и магистр);
· введение кредитной системы (создание единой системы зачетных единиц и более сопоставимых степеней);
· контроль качества образования (развитие единых критериев оценки качества преподавания и образования);
· расширение мобильности (создание интегрированных программ обучения и проведения научных исследований);
· обеспечение трудоустройства выпускников;
· обеспечение привлекательности европейской системы образования.
Россия подписала Болонскую декларацию в сентябре 2003 г.
На встрече представителей более чем 300 учебных заведений Европы в Саламанке в марте 2001 г. была учреждена Ассоциация университетов Европы (The European University Association) как главная организация Европейских университетов и структура, входящая в руководящий комитет Болонского процесса. Помимо нее в комитет также вошел Союз ректоров университетов Европы (CEURAC).
На этой встрече были озвучены следующие принципы развития Болонского процесса:
· Автономия вузов с ответственностью перед государством и обществом;
· Ответственность образовательного процесса перед обществом;
· Неразрывность связи высшего образования и научных исследований;
· Организация диверсификации (установление соответствия) кредитной системы, степеней и критериев качества.
Ключевыми проблемами, на решение которых направлен Болонский процесс были признаны:
· Обеспечение качества, как фундамента для реализации целей Болонского процесса, озвученных в Болонской декларации 1999 года;
· Формирование доверия через аккредитацию ВУЗов;
· Совместимость образовательных программ и соответствующих им знаний, умений и навыков;
· Мобильность студентов, персонала и выпускников, включающая 2 формы: виртуальная и физическая, за доминирующей ролью последней;
· Принятие накопительной перезачетной кредитной системы на основе ECTS (European Credit Transfer System);
· Адаптация программ и степеней, необходимых средств обеспечения качества, образовательных сетей.
Указываются следующие способы решения этих проблем:
· провести переоценку высшего образования и научных исследований для всей Европы;
· реорганизовать и омолодить программы и высшее образование в целом;
· развивать и базировать высшее образование на основе научных исследованиях;
· принимать взаимоприемлемые механизмы для оценки, гарантии и подтверждения качества;
· полагаться на общие термины европейского измерения и обеспечивать совместимость разных институтов, программ и степеней;
· содействовать мобильности учащихся, персонала и возможности трудоустройства выпускников в Европе;
· поддерживать усилия по модернизации университетов в странах, где существуют большие проблемы вхождения в Зону европейского высшего образования;
· проводить изменения будучи открытыми, притягательными и конкурентоспособными дома, в Европе и в мире; и
· продолжать считать необходимым, чтобы высшее образование было ответственно перед обществом.
На встрече 19 мая 2001 г. в Праге министры образования стран, подписавших Болонскую декларацию, подтвердили свои обязательства по учреждению единой зоны Европейского высшего образования к 2010 г.
На этой встрече были учтены ключевые моменты Саламанкской и Гётеборгской конвенций и скорректированы основные направления развития Болонского процесса:
· принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней;
· принятие системы, основанной на двух циклах обучения: достепенной и послестепенной (undergraduate & graduate studies);
· учреждение системы кредитов (обеспечивает перезачетную и накопительную функции, используется в приложении к диплому (Diploma Supplement));
· содействие мобильности: устранение препятствий свободному передвижению студентов, преподавателей, исследователей и управленцев;
· содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества (ENQA и установление общих норм принятия рекомендаций и распространения лучшей практики);
· содействие Европейскому подходу к высшему образованию (развитие учебных модулей, курсов и программ, ведущих к совместному признанию степеней);
· содействие в организации обучения в течение всей жизни (lifelong learning)