Тема 6. кризис абсолютной власти. государство и право в первой половине xix века

Задание 1*. Вы дважды побывали на аудиенции у императора. Первый раз в 1820 году и в 1850 году. Он рассказал Вам, как осуществляется власть в Российской империи. Проанализируйте его рассказ. Что изменилось в государственном управлении между этими встречами, а также выразите свое мнение, какие из реформ носили либеральный характер, а какие нет.

_______________________________________________________________________________________________

Задание 2.Проведите сравнительный анализ программных документов Южного и Северного тайных обществ по следующим направлениям: название программы, автор программы, цель, крестьянский вопрос (вопрос о земле и крепостном праве), государственное устройство после переворота, демократические свободы, национальный вопрос. Какие из этих программных заявлений шли в унисон с решениями и задумками императора, а какие в разрез?

__________________________________________________________________________________________________________________

* Подсказка: рассмотрите управление (центральное и местное), судебную власть, образование, положение сословий, законотворчество, армию, развитие

промышленности.

Задание 3.Придумайте три ситуации из жизни дворянина, купца и крестьянина так, чтобы решения их проблемы можно было найти в законодательстве того времени.

_________________________________________________________________________________________________________

Проверь свои знания

1. В результате государственных преобразований по замыслам Александра I Россия должна была превратиться:

а) из абсолютной монархии в республику;

б) из абсолютно монархии в просвещенную монархию;

в) из абсолютной монархии в конституционную монархию.

2. В первой половине XIX века административно Россия состояла из:

А) Наместничества – воеводства - уезда;

Б) Воеводства – провинции - района;

В) Генерал – губернаторства - губернаторства-уезда.

3. Кто первым разрабатывал:

А) проект учреждения Государственной думы;

Б) проект отмены крепостного права?

Набор ответов

А) Александр II;

Б) А.А. Аракчеев;

В) С.С. Уваров;

Г) М.М. Сперанский;

Д) П.И. Пестель;

4. Укажите какие процессы, мероприятия и события характеризуют внутреннюю политику: А) Александра I; Б) Николая I ?

Набор ответов

1. Публикация Полного собрания законов Российской империи.

2. «Эра либерализма».

3. Реформа государственных крестьян.

4. Создание Государственного Совета.

5. Расширение функций Собственной Его Императорского Величества канцелярии (С.Е.И.В. канцелярии).

6. Слияние корпуса жандармов с III отделением С.Е.И.В. канцелярии.

7. Издание указа о «вольных хлебопашцах».

8. Издание «чугунного» цензурного устава.

9. Регламентация взаимоотношений между помещиками и крестьянами – введение «инвентарей».

10. «Аракчеевщина».

11. Создание министерств.

12. Усиление бюрократизации и централизации государственного аппарата управления.

13. Создание военных поселений.

14. Введение сословия «почетных граждан».

15. Издание университетского устава, вводившего автономию высших учебных заведений.

16. Издание университетского устава, сократившего автономию высших учебных заведений.

ТЕМА 7. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД «ВЕЛИКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ». ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА

Задание 1.Какие интересы на международной арене в XIX веке имела Россия, какими путями она собиралась их решать? Какие международные союзы могли помочь в этом? Каковы результаты этой деятельности?

__________________________________________________________________________________________

_____

Задание 2*.Составьте опорный конспект вопроса «Великие реформы 1861-1874 гг.» (возможно применение схем, таблиц).

_____

_____

_____

__________

_____

____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________

* Конспект должен содержать дату, событие, законодательные акты, их содержание.

Задание 4.Опишите социально-классовую структуру российского общества в конце XIX в. Укажите долю каждого сословия от общей численности населения в процентах.

__________________________________________________________________________________________

_____

1. Функция земств заключалась:

А) в осуществлении политической власти на местах;

Б) в выполнении полицейских и фискальных функций;

В) в решении хозяйственно-административных и культурных вопросов местного значения.

2. Укажите, какие события, процессы имероприятия относятся:

A) к первой четверти XVIII в.;

Б) ко второй четверти XVIII в.;

B) ко второй половине XVIII в.;

Г) к первой половинеXIX в.;

Д) ко второй половине XIX в.

Набор ответов

1. Ведение нового (юлианского календаря) в России.

2. Освобождение дворян от обязательной военной или гражданской службы – издание манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».

3. Издание «Жалованной грамоты городам».

5. Отмена указа о единонаследии.

6. Сокращение обязательной службы дворян до 25 лет.

7. Распространение «месячины» в черноземных губерниях.

8. Созыв Уложенной Комиссии для составления нового свода законов Российской империи.

9. Введение подушной подати.

10. Присоединение Крыма к России.

11. Изменение системы центрального управления, введение коллегий вместо приказов.

12. Заговор «верховников».

13. Начало практики приписывания крестьян к заводам.

14. Проведение политики «просвещенного абсолютизма».

15. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей».

16. Складывание капиталистического уклада в промышленности.

17. Указ о «вольных хлебопашцах».

18. Начало промышленного переворота.

19. Перевод крестьян на обязательный выкуп.

20. Появление земских врачей, учителей.

21. Появление суда присяжных.

22. Создание русско-французского союза.

23. Создание Союза трех императоров.

Наши рекомендации