Тибет накануне тибето-непальской войны
Далай-лама VII, несмотря на то что начало его карьеры было и неопределенным, и тяжелым, в последние годы жизни проявил себя достаточно гибким политиком. Он был образованным буддистом и оставил после себя восемь томов сочинений.
Далай-ламу VIII Джампэл Гьяцо нашли в 1761 г. в Цзане и годовалым ребенком возвели на трон. В год смерти Далай-ламы VII Панчен-ламе было 19 лет. До обнаружения Далай-ламы VIII делами страны ведал Кашаг. Когда нашли Далай-ламу VIII, то назначили при нем регента Дэмо-хутухту, который правил Тибетом около 20 лет и умер в 1777 г. в возрасте 55 лет. С 1765 г. учителем Далай-ламы VIII стал Панчен-лама VI, и Далай-лама принял обет гецула. На время правления первого регента, Дэмо-хутухты, пришелся конфликт Бутана с Бенгалией. Правящий лама Бутана просил Панчен-ламу выступить посредником в улаживании конфликта. Вместе с посланцем Бутана в Ташилунпо прибыл и представитель британской администрации в Индии Джордж Богль. Ему властями Британской Индии было поручено через Панчен-ламу вступить в контакт с регентом и Кашагом и добиваться подписания торгового соглашения между Британской Индией и Тибетом. Богль прожил в Ташилунпо четыре месяца, с ноября 1777 по март 1778 г., но никаких результатов не добился.
После смерти Дэмо-хутухты регентство перешло к Нгаван Цултиму. В 1779 г. в Китай, в Жэхэ, в летнюю резиденцию цинских императоров был приглашен Панчен-лама. Поездка началась в середине 1779г. Панчен-ламу сопровождало 2000 человек. В письме к нему император Цянь-лун писал: «Я всегда думаю о Вас. Сейчас я выслал людей встречать Вас. Церемония встречи будет такой же, какую мой предок устроил Далай-ламе V. Есть храм в том же стиле, что и монастырь Ташилунпо, приготовленный на императорской даче для Вашего пребывания. Сейчас я изучаю тибетский язык для того, чтобы нам было удобно вести наши беседы». Панчен-ламе прислали портрет Цянь-луна. В сопроводительном письме император сообщал: «Я позволю Вам, великому живому Будде на Западе, не кланяться моему портрету». Осенью Панчен-лама прибыл в монастырь Кумбум, где его приветствовали 3000 монахов. Зиму он провел в Кумбуме и весной 1780г. выехал в Жэхэ, куда он прибыл в конце лета. В воротах летней резиденции цинских императоров Цянь-лун лично встретил его. Когда Панчен-лама хотел встать на {151} колени, Цянъ-лун остановил его, сказав: «Лама не совершает поклонов коутоу!» Действительно, Цянъ-лун начал беседу с Панчен-ламой по-тибетски, справился о его здоровье и здоровье Далай-ламы, сказал, что ему скоро 70 лет и он рад, что встречается с Панчен-ламой уже в пожилом возрасте. Политическая часть беседы содержала заверения в том, что приезд Панчен-ламы будет способствовать развитию буддизма в Китае, и все живые существа станут жить в мире и безопасности. Панчен-ламе с императорской кухни пожаловали молоко и чай. Он участвовал в торжествах по случаю 70-летия Цянь-луна. Резиденцией ему служил специально выстроенный храм, который до сих пор стоит в горах Сяншань под Пекином. Осенью 1780 г. Панчен-лама внезапно скончался от оспы. В 1781 г. цин-ские власти отправили в Тибет прах Панчен-ламы и те дары, которые он получил в Китае.
В том же, 1781 г. Далай-лама VIII взял управление страной в свои руки. В 1783 г. было завершено строительство летней резиденции Далай-лам Норбулинка (Яшмового сада).
Панчен-ламой VII стал Тенпэ Ньима (1782-1853), он был выбран из четырех претендентов, и этот выбор был одобрен Далай-ламой VIII и амбанями. На процедуре пострижения присутствовал английский офицер Тернер, который до этого около года прожил в Шигацэ, но так и не был допущен в Лхасу. Голову новому Панчен-ламе обрил лично Далай-лама, он же надел на нового панчена монашеское платье и дал ему имя. По английским сведениям, кроме Тернера на церемонии присутствовал еще индус, офицер британского генерального штаба в Индии Атсарсур Ганди [Yа Hanzhang, 1994, р. 144,145,148,157].
Власть Далай-ламы VIII все более ограничивал регент Нгаван Цултим. Одновременно он стремился постепенно уменьшить и влияние амбаней на внутритибетские дела. Это вызвало недовольство Пекина. В 1786 г. Нгаван Цултим был приглашен в Пекин, а по прибытии туда задержан китайскими властями.