Уровень организационных процессов
• Цели: определение тактических целей, планирование результатов и ключевых факторов деятельности (требования клиентов и цели, сравнительная производительность и др.),
• Модели: совокупность шагов по реализации планов и программ.
• Управление: ежедневная деятельность по межфункциональной координации организационной деятельности.
Уровень персонала
• Цели: прояснение задач, определение требований к результату и рабочих функций для каждого вида работ и каждого работника
• Модели: определение заданий и ответственности, политики и процедур, соответствующих стратегии.
• Управление: управление работниками для того, чтобы их цели, способы и результаты деятельности полностью соответствовали требованиям.
При выяснении того, что происходит с персоналом, следует исследовать проблемы, которые влияют на поведение сотрудников, а также выявить, насколько их компетентность соответствует требованиям организационной деятельности. Менеджерам следует иметь ясность относительно следующих вопросов:
• Что за люди работают в организации?
• По каким принципам их отбирали для выполнения этого задания или работы?
• Как обеспечивается их деятельность, как осуществляется поддержка? у
• Какими навыками обладает персонал?
• Как и насколько хорошо организация достигает успеха при сочетании реальной компетентности персонала и
объективных требований к выполняемым им работам?
• Как долго персонал выполняет свою работу?
• Как часто он может практиковаться в выполнении всех аспектов своей работы?
• Мнение персонала относительно своей работы, рабочей среды, организационной среды?
• Насколько персонал мотивирован?
В отношении организационных процессов специалисты рекомендуют пересчитать основные процессы и обозначить их границы, оценить стратегическую значимость и степень «здоровья», а также определить культуру и политику для каждого процесса.
Метод универсального планирования организационных процессоввключает следующие действия:
1) установление внутренних и внешних клиентов;
2) определение их потребностей;
3) создание черт продукта, который сможет всецело соответствовать этим потребностям;
4) проектирование и создание процессов, способных производить продукт;
5) включение процессов в ежедневную организационную деятельность с обеспечением их соответствующими ресурсами.
Подходы к оценке организационной деятельности отличаются критериями.Основными критериями являются:
• степень эффективности — своевременное правильное выполнение заданий в соответствии с целями и задачами, в терминах произведенной активности, продуктах и услугах;
• степень экономической результативности — отношение затраченных ресурсов к оптимальному объему;
• качество — соответствие результатов деятельности существующим стандартам;
• продуктивность — отношение количества произведенной продукции за определенный период времени к количеству затраченных ресурсов;
• качество жизнедеятельности — эмоциональные переживания, отношения и поведенческие реакции персонала на
рабочую среду и организационные системы;
• степень инновации — творческий процесс адаптации продуктов, услуг, организационных процессов и структур к внешней и внутренней средам, их возможностям, потребностям и возможным угрозам;
• степень прибыльности — финансовая состоятельность деятельности, соотношение совокупности вложенных финансовых средств и полученного финансового результата.
В настоящее время популярен также иной подход к определению критериев. Согласно этому подходу, экономически результативная организация фокусируется на контроле и оптимальном использовании внутренних факторов деятельности, в то время как эффективная организация фокусируется на внутренних и внешних факторах для максимально полной адаптации к постоянно изменяющейся среде.
По мнению известного исследователя К. Карнэлла, эффективная организация способна соблюдать баланс между экономической рентабельностью деятельности в настоящий момент и способностью создания новых продуктов и услуг для будущего.
Несмотря на некоторые отличия в определении критериев, специалисты сходятся во мнении, что успех оценки организа ЦИОННОЙ деятельности зависят oт выбора совокупности взаимосвязанных критериев и единства их понимання.
При измерении и оценке организационной деятельности профессиональный менеджер будет руководствоваться не только критериями оценки, но и точно определит индикаторы этой деятельности. Таковыми являются результаты продуктивной деятельности (количественные, качественные, удовлетворенность клиентов и др.); социальные последствия (прежде всего для самих работников); развитие возможностей организации продуктивно работать в будущем.
Лучший способ совершенствования деятельности — активное вовлечение работников в процесс принятия решений и их реализации.
Элементы активного участия работников: информация, знания и профессиональная компетентность, адекватная оценка внутренних ресурсов, поощрение.
При исследовании того, как оценивает персонал организационную деятельность, следует иметь в виду, что на мнение сотрудников оказывают влияние индивидуальные характеристики персонала, характеристики группы, характеристика взаимодействия, пересдача и характеристика задания. Поэтому нередко критериями оценки организационной деятельности становятся:
• наличие согласия;
• удовлетворенность работой;
• восприятие эффективности групповой работы;
• восприятие индивидуальной эффективности;
• конечная цена достигнутого результата.
Методика измерения деятельности организации строится на выполнении трех взаимосвязанных условий:
• определение состава целевой группы, которая будет производить измерение;
• фокусирование целевой группы на ключевых направлениях;
• измерение достижений организационной деятельности.
Инструментарий для фокусирования целевой группы на ключевых направлениях предполагает индивидуальную работу каждого участника группы с последующим анализом и обсуждением результатов
Инструментарий для измерения организационной деятельности также предполагает индивидуальную работу каждого участника группы с последующим анализом и обсуждением результатов. Причем рассматривать полученные результаты должно не менее двух человек.
Для измерения организационной деятельности следует сравнивать два периода деятельности (кварталы, полугодия и т. д.) (табл. 1.2). ^
Таблица 1.2 Сравнительные показатели организационной деятельности
Показатели | Было | Стало | Изменение, % |
Работа с клиентами | |||
Скорость обслуживания клиентов | |||
Количество жалоб клиентов | |||
Изменение полезных свойств продукции | |||
Временные затраты на исследование потребностей клиентов, часы | |||
Количество повторных заказов | |||
Качество продуктов и услуг. | |||
Изменение надежности продуктов/ услуг | |||
Инвестиции в развитие | - ■ ■ | ||
Время доставки продукции с учетом погрузки й разфузки | |||
Ассортимент продукции/услуг | |||
Надежность поставщиков | |||
Положение на рынке | |||
Изменение доли рынка | |||
Работа на отечественных территориях/областных и региональных рынках | |||
Работа на международных рынках (другие страны) | |||
Изменение клиентской базы |
Показатели | Было | Стало | Изменение,% |
Изменение цены на продукцию/ услуги | |||
Работа персонала | |||
Обучение работников, количество дней на каждого) | |||
Текучесть рабочей силы | |||
Количество пропусков работы: / по уважительным причинам по неуважительным причинам | |||
Количество работников, деятельность которых была проверена | |||
Выгода от рационализаторских предложений работников | |||
Стоимость продукции | |||
Изменения в отходах производства | |||
Изменения в неоплаченных долгах клиентов | |||
Изменение издержек производства на единицу продукции | |||
Изменение стоимости дистрибуции | |||
Изменение валовой прибыли |
Методика оценки требований к персоналу основана на анализе работы, которую он должен выполнять. Менеджеры по управлению персоналом проводят анализ трудовой деятельности, который является необходимым элементом кадровой работы и поиска лучших кандидатур на вакантные места. С этой целью проводятся процедуры «фотографии рабочего места» (табл. 1.3-1.6). Однако управленцы, в чьем подчинении находятся работники, должны принимать активное участие в анализе работы и определении требований к ним. Именно участие менеджеров определяет успех этой процедуры.
-